Модернизм против мещанства в фильме "Дайте жалобную книгу" (1965)

Oct 14, 2021 00:30




Как известно, советские фильмы 40-60 годов часто снимались так, что актеры и актрисы служили ролевыми моделями для населения - как во внешнем облике, так и в поведении. Во внешнем облике иногда это было меньше заметно, иногда больше. Но с точки зрения костюма и манеры одеваться было принято, что положительные герои фильма показывали "правильный" пример гардероба, а отрицательные - "неправильный". Положительные герои обычно должны были демонстрировать хороший вкус, а отрицательные  - "вульгарный"

Давайте на примере фильма "Дайте жалобную книгу" посмотрим, как советских людей учили тому, что такое этот "хороший вкус"

Практические во всех комедиях Эльдара Рязанова одежда играет очень большую роль и с помощью деталей подчеркивает характер героев и акцентирует внимание на каких-то качествах персонажей и их поведении. Не является исключением и фильм 1965 года "Дайте жалобную книгу"

Костюмы в этом фильме создала  Роза Марковна Сатуновская ("Вий", "Жених с того света", "Дайте жалобную книгу", "Суета сует", "Капитанская дочка", "Охота на лис" и т.д.)

Сюжет фильма прост. Таня работает директором отвратительного кафе "Одуванчик", где персонал не только хамит, разбавляет напитки под стойкой и спит на рабочем месте, но и выглядит неприятно. Все, от заместителя директора и до певицы эстрадного ансамбля... с ними что-то не так... Что? Будем разбираться.

Далее, по сюжету, приходит хороший мальчик Юра, он журналист, ему в кафе тоже хамят, втягивают в драку, забирают в милицию - но потом он публикует едкий текст у себя в газете "Юность", после чего Таню ждет ряд неприятных разбирательств.

И всё было бы совсем нехорошо, если б не Tанин однокурсник по институту, большой человек, крупный чиновник, работающий на периферии и вот, вернувшийся сделать Тане предложение и увезти на Дальний Восток. В общем, ясно, что правильная девушка образца 1964 года в такой ситуации из двух мужчин выбирает того, который не ограничивает ее свободы, и вот она вместе с Юрой пробивает проект реконструкции отвратительного "Одуванчика" в современное молодежное кафе. В финале звучит замечательная песня "Добрый вечер", а персонал кафе - переодет в новую модную униформу. В общем, если брать чисто костюм, кто здесь с кем борется?



Кадры Юриных прибытий из рабочих командировок сняты в только что открывшемся терминале "Внуково-1". И толпа там явно не случайная, а отобранная Мосфильмом массовка (в отличие от обычной толпы на улицах Москвы, которую снимали в живую). Среди пассажиров самолета две девушки в модных кепках, две носят модные туфли без каблука, абсолютно все - в костюмах или юбках прилегающего узкого силуэта, есть барышня с деловым портфелем, парочка - в нитроновых кофточках и одна в юбке из ткани в полоску. Среди мужчин популярны короткие молодежные плащи. В общем, образцы западной, польской и гдровской продукции.

Есть такое ощущение, что стилистически в картине борются мода молодежная (Маша в брюках, в кепке, с крупным лаконичным медальоном) и пережитки сталинского гламура, скатившегося до ресторанной эстетики (стразы на певичке, длинные перчатки, рюши на официантках). Однако если внимательно посмотреть на наряды тех же официанток, то станет ясно, что и они - большие модницы для своего 1964 года. В чем же тогда борьба?



Официантка "Одуванчика" с модной прической "бабетта" в жутких рюшках.



Ресторанная певица из старого ансамбля при параде: в высокой прическе заколка со стразами, платье длинное с оборками внизу, много блесток, и, внимание, высокие вечерние перчатки с перстнями ПОВЕРХ них, что считается нарушением этикета. Поверх перчаток можно надевать только браслеты.



Платье ресторанной певицы длинное, с оборками на подоле.

Ну, капитан очевидность же, не в возрасте героев дело (помогает Тане и Юре не кто-то, а самый-самый высокий начальник Николай Иванович, пожилой человек с отличным чувством юмора и хорошим вкусом), и не в возрасте эстетики (назовем это так, учитывая, что рюшки, позолота и фальшивые капители относятся к ушедшей уже 10 лет как эстетике большого стиля). Дело в отсутствии вкуса у хамоватой официантки, приворовывающей буфетчицы и унылой певички. А именно борьбу за хороший вкус (а не за молодежную моду или прочие отвлеченные понятия) вели редакторы женских журналов и книг по кройке и шитью в первой половине 1960-х годов.

И вот перед нами образец хорошего вкуса - молодая, местами несдержанная, порой не умеющая дать хаму отпор, но очень целеустремленная и самодостаточная Татьяна Шумова.


Таня приходит в редакцию после публикации фельетона в платье прямого кроя, с длинным рукавом и поясом. Но изюминка ее наряда - в отделке. Платье украшено лаконичным воротничком (заметим, кружевные воротнички поверх конструктивных деталей ворота остались в той, прежней эстетике) и клапанами фальшивых карманчиков чуть выше и чуть ниже линии талии.



Фильм снят на черно-белую пленку, однако мы легко можем угадать цвета Таниных костюмов. Обратимся к иллюстрациям в книге "Одевайтесь со вкусом" за 1961 год, где вопросам борьбы за хороший вкус посвящено самое большое число страниц по сравнению с аналогичными книгами предыдущих лет издания.



Обложка книги
Учимся сочетать контрастные цвета. В книге указано, что это высший пилотаж, и приступать к таким экспериментам можно только тем, кто свободно владеет составлением более простых сочетаний.
Учимся сочетать родственные цвета, иллюстрация из книги

Таня, скорее всего, пользуется родственными цветами в одежде - кроме одного случая, когда она носит пуловер с широкими разноцветными полосами. Ведь она занимает ответственную должность, а принципы хорошего вкуса подразумевают соблюдения строгости в деловой одежде.



Таня в деловом костюме из прямой юбки и двубортного жакета без рукавов из плотной ткани в узкую полоску.



В свободное от работы время Таня носит трикотажный пуловер без рукавов и с прямой линией ворота. Широкие полоски тут, скорее всего, темно-синие, белые и красные. Возможно, самый светлый оттенок тут - светло-зеленый, такие ткани тоже имели место.

Летом и Таня, и официантки, приходят на работу в летних коротких платьях с абстрактным принтом. И в данном случае, хамоватая официантка от моды не отстаёт. Но вот неряшливый грим и сделанный тут же начес, неумение держать себя в обществе мужчин, чрезмерно крупные клипсы с крупными бусами при не самом корпулентном сложении - это всё не то, чтоб устарело, это некрасиво в любое время, и обыгрывается художником по костюмам.


Буфетчица носит крупные овальные серьги и крупную брошь со стразами в вырезе платья из материи с крупными цветами. Она барышня крупная, потому тут не возникает несоответствия по формам, однако возникает несоответствие роли и костюма. Такой наряд органичен в послеобеденное время и на посетительнице ресторана, а не на сотруднице его. Хорошая официантка украшений не носит вовсе, платье ее того же кроя, что и у буфетчицы, но ткань выбрана с мелким узором, что соответствует типажу девушки и рабочей обстановке.



Хорошая официантка в легком платье из материи с абстрактным растительным узором.



Плохая официантка носит крупные круглые клипсы и бусы, платье у нее из материи с резкими контрастными полосами, что придает некую тигриную хищность всему образу. Таня тоже носит полоски, но они складываются в мягкие вертикальные линии, визуально вытягивая силуэт.

Лучше всех, конечно, одевается певица. Особенно в дневное время. Ее костюм, между прочим, полностью соответствует костюмам Тани - по крою. Но впечатление очень разное.



Жакет с рукавами 3/4, перчатки, искусственный букет, клипсы, высокий пучок. Из всего этого надо оставить только жакет, перчатки, клипсы. И будет норм.



Жакет с руками 3/4, узкая прямая юбка. И всё. Но шик Таниных костюмов в другом: в строчках, больших пуговицах, новых синтетических материях, отлично держащих форму.

Итак, в финале фильма модернизм побеждает, капители спилены, вместо тусклых абажуров - новые светлые лампы и так далее. Нутро системы - в лице товарища Постникова - конечно, остаётся гнилым. Но зато на официантках новая лаконичная форма.



Тут заметно, что новая форма не просто модная, лаконичная и красивая, но и полностью трансформируется в открытое черное платье на бретелях. Вряд ли предполагалось, что официантки в какой-то момент оголятся так же, как их директриса, но такой крой позволяет менять блузы ежедневно, оставляя при этом возможность составления красивого ансамбля в униформе.

Ну и волшебная Лариса Мондрус. Между прочим, она тоже в стразиках. Но ее стразики - правильные. Процитирую тут подпись к иллюстрации в журнале мод 1960-х: "Украшения? Да, но в меру!"



В целом оркестр стал выглядеть более демократично: вместо смокингов - трикотажные жилеты на мальчиках и короткое лаконичное платье из плотной материи с брошью строгой прямоугольной формы на девушке.

В том-то и штука: есть некая мера, и этой мере пытались обучать советских женщин в первой половине 1960-х, точно так же, как приучали их носить трусы вместо денной рубахи в 1920-х годах. И чистить зубы.  В общем, ликбез был пройден успешно - настало время осваивать более сложные навыки. В этом видна даже перекличка эпох.

Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up