Графическая реконструкция исторических лубочных костюмов

Oct 12, 2021 00:30



До сих пор ученые и исследователи русской старины не могли восстановить традиционными методами реконструкции костюмы, изображенные на русских лубочных картинках, датируемых XVII - XIX вв.

Русский лубок, как особый вид графического народного творчества является важной частью культурного наследия, но к сожалению, костюмы, изображенные на них, были утрачены с течением времени, а изображения содержат мало информации об их конструкции, материалах и технологиях изготовления.

Проблему смогли решить ученые кафедры конструирования и технологии швейных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД).

В составе исследовательской группы Алексей и Мария Москвины разработали новый метод проектирования театральных костюмов, который позволяет реконструировать и сохранять важные исторические артефакты для будущих поколений в виртуальном пространстве.



Алексей и Мария Москвины

Новый метод основан на цифровизации, то есть внедрении компьютерных технологий в процесс проектирования и изготовления изделий. Итогом работы стал проект "Живой лубок", включивший 12 реконструкций персонажей, изображенных на русских лубочных картинках XVII - XIX веков "Карлик и карлица", "Фарнос и Пигасья", "Парамошка с Савоською в карты играл", "История Мелинты", "Мысли ветренные", "Ералаш", "Вор пришел на двор" и "Раекъ".

Проект "Живой лубок" был поддержан благотворительным фондом Владимира Потанина и успешно внедрен в научный оборот. Цифровые реконструкции и материальные костюмы демонстрировались на исторических выставках, даже в формате театрализованных представлений: выставка Минобрнауки РФ "Историческая реконструкция. Промышленный дизайн одежды. Цифровые технологии в моде", выставка по цифровизации исторических костюмов Ивановского историко-краеведческого музея и другие.



Мария Москвина:
"Компьютерные реконструкции обладают рядом преимуществ перед оригинальными экспонатами и материальными репликами: они могут экспонироваться в нескольких местах одновременно, пересылаться на тысячи километров за секунды, не подвержены старению. Такие виртуальные объекты обогащают экспозиции музеев и историко-культурное наследие в целом".

Алексей Москвин:
"В существующей практике изготовления театральных костюмов применяют макетирование и многочисленные примерки, это очень упрощает и стилизует изделия, получается "реконструкция пяти шагов": костюм выглядит похожим на прототип с некоторого расстояния, но, если подойти ближе, чем на пять шагов, становятся заметны различия. Нам же удалось качественно модернизировать процесс проектирования театральных костюмов с помощью компьютерных технологий, при том, что мы были ограниченны в информации о прототипах, выполнить высокоточные компьютерные реконструкции костюмов с русских лубочных картинок и ввести их в научный и культурный оборот".

Всего реконструировано 12 костюмов, состоящих из 67 изделий и аксессуаров, изображенных на русских лубочных картинках. Реконструкции выполнены учеными Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна в сотрудничестве со специалистами Ивановского государственного политехнического университета, Университета Верхнего Эльзаса (Франция), при информационной поддержке Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.
    Фарнос и Пигасья



image Click to view



image Click to view



Карлик и карлица



image Click to view



image Click to view



Раекъ



image Click to view



Парамошка с Савоською в карты играл



image Click to view



image Click to view



история, Технологии, Россия, одежда

Previous post Next post
Up