Стиль героев в сериале «Перевал Дятлова» (2020): мудборды, винтаж, горящая одежда

Oct 01, 2021 00:30



"Перевал Дятлова" стал одним из самых обсуждаемых российских сериалов конца 2020 года.

О том, как создавались образы дятловцев, Олега Костина и Екатерины Шумановой, а также дедушки и внука народа манси, рассказывает художник по костюмам Дарья Фомина.

Дарья Фомина последние четыре года работает художником по костюмам в разных кинопроектах. Раньше она была стилистом в продюсерском центре Максима Фадеева, сотрудничала с группой "Ночные снайперы", разными ток-шоу и стилизовала рекламу. Принимала участие в съемках сериалов "Эпидемия", "Содержанки", "Физрук" и фильма "Вторжение". Над "Перевалом Дятлова" Дарья Фомина работала с августа 2019-го до февраля 2020-го. За месяц до съемок (!) ее пригласил исполнительный продюсер Петр Шахлевич.

Месяц до съемок и 250 человек

-  Я люблю мистические истории и до работы в проекте знала о том, что случилось с дятловцами. Но в общих чертах, в глубину вопроса не погружалась. Когда мне написал Петр Шахлевич, я сначала отказалась - на подготовку оставался всего месяц.



Кадр из фильма

Это большой исторический проект. Ведь, помимо героев-дятловцев, там есть еще три временных пласта: война, расследование и документальная история ребят. Большой объем, а я не была в материале. Мой внутренний перфекционист говорил, что я могу не успеть и подвести людей. Но потом поняла, что просто не могу не согласиться.

Сначала я всегда читаю сценарий, могу поговорить с режиссером, чтобы понять общее настроение и его пожелания по образам актеров, а затем делаю мудборд, подбираю референсы. Но так как в "Перевале Дятлова" у меня было мало времени на подготовку, мы с ассистенткой сразу начали делать мудборд на каждого героя. Всего через нас прошло на съемках около 250 человек.
   

Мудборд.

Почему Костин постоянно без шапки

-  Мы снимали на Алтае, в Москва и Подмосковье (Горки Ленинские), Санкт-Петербурге и Выборге. Первым блоком была война, и я работала с консультантом, который специализируется на военном костюме. Для солдат из брали одежду напрокат в большой лаборатории военного костюма. А для актера Пети Федорова (играет майора КГБ Олега Костина) форму отшивали отдельно.



Кадр из фильма

Часть с расследованием стала моей любимой. Катя и Костин - вымышленные герои, поэтому над их образами я могла поколдовать как художник. Когда я одевала актрису Машу Луговую (играет члена следственной группы Екатерину Шуманову), мы вместе обсуждали, в чем ей комфортнее и нужно ли что-то подшить.

Катя и Костин - замороженные войной люди с ледяными сердцами. На встрече с режиссерами мы прошлись по сценарию и поняли, где мы можем переодевать этих героев. У меня была задача показать в их образах, как они оттаивают. У Кати преобладали строгие, закрытые платья и водолазки, ведь она закрытая и сдержанная. У Костина туристический костюм, как я его называю, также закрытый.



Кадр из фильма

Многих мучает вопрос, почему Костин постоянно без шапки. Это закономерно, потому что ему не холодно. Холод проник в него. Так мы пытались показать, что все то, что мы видим снаружи, не имеет значения для того, что у человека внутри. Финальную сцену мы, кстати, снимали на ВДНХ в плюс 8 градусов. Было жутко холодно, а Маша героически держалась в шифоновой блузке.

Одежда дятловцев - целое расследование

-  Для документальной истории дятловцев мы сначала делали пробную примерку. Я взяла на нее лыжную одежду, сильно похожую на ту, что была у участников похода. Но в итоге вместе с режиссерами решили, что нужно полностью скопировать форму.




Чтобы ее создать, пришлось провести практически свое расследование. В досье (распечатанный трехтомник был на площадке) я искала, кто из дятловцев и в какой одежде был найден. Также смотрела фотографии в интернете: оказалось, что ребята часто менялись одеждой и шапками друг с другом. Поэтому мне нужно было все восстановить по частям.



Эскизы костюмов

Мы сделали максимально похожие костюмы, куртки и штаны сшили. Свитеры я искала на развалах и в прокатах. Шапки все оригинальные, только синие с полосками делала мой мастер. Я долго не могла их найти, поэтому пришлось стилизовать.



Кадр из фильма

Конечно, у меня были свои хитрости, чтобы сделать костюмы плотнее - так актеры бы не замерзли. Задача художника - чтобы одежда не просто хорошо смотрелась в кадре, но и была функциональной. Реальные дятловцы проходили по 15 километров в день с тяжелыми рюкзаками, поэтому одевались легко.

Манси, нервы и сбежавший из Ивдельлага

-  Для мальчика из семьи манси, актера Тимура Романова, мы готовили костюм дистанционно. Национальную шубу малицу и сапоги торбаса (унты) ему сшили якутские мастерицы, а мерки мы снимали в Москве. Сделали так, чтобы не было ощущения, что герой - ряженый. Так бывает, когда смотришь, как туристы фотографируются с кем-то на Красной площади.


На съемочной площадке

А с героем деда-манси была отдельная история. На эту роль долго никого не утверждали. Оставалась буквально пара дней до съемок, а актера все не было. Но в итоге нашли актера Ёндонгийна Цога в Монголии. Я понимала: на то, чтобы успеть сшить малицу, остается все меньше и меньше времени. Но нам повезло: в Якутске мы купили последнюю нужную нам шубу, хотя оставался риск, что она не подойдет. Я подумала: "Была не была!" - и купила. В результате костюм подошел. Но это, конечно, нервный момент.



На съемочной площадке

Героя, сбежавшего из Ивдельлага, режиссер Паша Костомаров попросил побольше "оборвать". Поэтому мы сняли с него бушлат, дали куртку-утепление. Начали ее поджигать и отрывать куски, чтобы он выглядел более жалким.

Горящие штаны и работа каждый день

-  Все, в том числе эпизодические герои, тоже прошли через меня. Им я также продумывала образы и одевала самостоятельно - более двух сотен человек.



Я присутствовала на каждом дне съемок. У меня есть помощники - ассистент и два костюмера, которые следят за кадром: нужно ли что-то поправить, подшить. Однажды у актера во время перерыва загорелась штанина. Поэтому и нужно шить заранее несколько одинаковых комплектов. Тем более что на Алтае, где снимали "Перевал Дятлова", были тяжелые условия. Вещи могли просто не успеть высохнуть.

За аксессуары на съемках обычно отвечает художник по костюмам вместе с отделом по работе с реквизитом. Со своей стороны я свела это к минимуму. Но все, что попало в кадр, было документально подтверждено у дятловцев (часы или, например, кольцо Семена Золотарева, самого старшего участника похода).



Мудборд.



Мудборд.



Мудборд.



Мудборд.

В конце работы все костюмы я сдаю на склад продакшена, с которым сотрудничаю. Мы все упаковываем в чехлы и подписываем - на случай разных досъемов. В других фильмах или сериалах их не используют, пока проект не сдадут. Или могут отдать на благотворительность, как у меня было в Будапеште. Я считаю, что это хорошая практика. Нет ничего хуже, чем когда вещи висят годами на складе.Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up