Модное дефиле в СССР 1957: "Девушка без адреса" vs "Забавная мордашка"

Aug 12, 2021 00:30



Это хоть и кинопост, но он о том, чем различались демонстрация мод в Москве и дефиле в Париже на примере двух фильмов 1957 года - "Девушка без адреса" (в главной роли Светлана Карпинская) и "Забавная мордашка" (в главной роли с Одри Хепберн)



Кадр из фильма "Забавная мордашка"

Начну с того, что глава "Манекены, демонстраторы, модели" в книге Аллы Щипакиной "Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14" начинается именно с упоминания фильма "Девушка без адреса". Автор книги - ведущий искусствовед Общесоюзного дома моделей вот что пишет о роли этого фильма и о профессии демонстратора одежды (именно так в 1950-х назывались модели): "Впервые на экране фигурировал ставший впоследствии знаменитым Красный зал с белыми колоннами и бархатными стульями. На этом фоне двигалась "как манекенщица" очаровательная девушка. Родилась сенсация, пришла известность".



Кадр из фильма "Девушка без адреса", сцена модного показа

Конечно, должность демонстратора одежды в СССР существовала и ранее. Надо же было на ком-то проводить примерки во время подготовки коллекций. Кто-то должен был показывать готовые модели на Художественных советах. Но такой романтической ауры, как в Америке или в Париже, у этой профессии не было. То есть не было совсем: демонстратор одежды приравнивался к рабочему 5-го разряда и имел оклад, равный зарплате уборщицы (иногда и меньше).

В ОДМО, как и в других советских домах моделей, демонстраторами одежды работали бывшие актрисы (в 1970-х на подиуме блистала Елена Суховерхова, бывшая артистка цирка, потерявшая работу из-за сильной травмы), студентки, женщины, которые однажды "пришли за компанию", но остались в моде насовсем. Параметры тела не имели значения, возраст тоже: одна из первых звезд советского подиума Валентина Яшина (Зотова) работала демонстратором с 1950-х и по 1980-е годы, переходя из одной возрастной категории в другую. Наша киногероиня Катя Иванова попадает в демонстраторы одежды случайно: у нее нет образования, до этого она служила домработницей, работала в дорожной службе, а после провала на подиуме стала курьером.



В роли красивой, но глупой манекенщицы Марион снялась звездная манекенщица Довима, на пике карьеры зарабатывавшая по $70 в час в то время, как распространенным прайсом было $25

В Париже, напротив, профессия манекенщицы была сродни артистической. Подиум, хоть и был той же лотереей, что и сцена или серебряный экран, но в случае "счастливого билета" обеспечивал материальный достаток, профессиональную востребованность и даже всенародную славу. Однако, график работы звездной манекенщицы не был похож на курорт: ранний утренний подъем, съемки, показы (иногда в разных Домах), частые выматывающие командировки. И все эти контакты надо было прорабатывать и постоянно обновлять самой, исчезнуть на полгода и ожидать, что потом можно будет вернуться - невозможно.

Нелегче было и "функционеркам" - постоянным манекенщицам с небольшой зарплатой, приходящим в кабину, как в офис, к определенному часу, и терпеливо ожидавшим, не понадобится ли от них что. Советские манекенщицы до 1960-х годов наиболее близки были именно к этой категории - штатных "функционерок" дома мод. Известная парижская манекенщица Фредди в своих мемуарах пишет, что были еще и "девушки с обложки" - чаще всего, американские старлетки. Их нельзя считать профессионалами высокого класса, но и они как-то да зарабатывают, снимаясь для журналов и представляя последние коллекции.

Такой старлеткой и оказалась наша Джо Стоктон - героиня Одри Хепберн. Однако, по законам сказки, Джо отлично держалась на подиуме (хотя Фредди довольно едко описывает недостатки подиумной подготовки "девушек с обложки")

Теперь сравним атмосферу за кулисами показа.



Кадр из фильма "Девушка без адреса" Столпотворение за кулисами

Судя по фильму, место работы Кати Ивановой - сам ОДМО. За кулисами суета, более похожая на столпотворение. Из-за кулис показ комментирует искусствовед: именно эти сотрудники ОДМО комментировали показы. Об этом пишет в книге и Алла Щипакина, и говорит Варвара Некрасова в одном из своих интервью (она тоже работала в должности искусствоведа, но в 1980-х гг.) Мелькает художник (или конструктор), чьё платье некому продемонстрировать. Этот наряд и доверяют нашей Кате. Как рассказывает Варвара Некрасова, визажистов в то время в ОДМО не было: демонстраторы красились и причесывались сами, помогая друг другу. Елизавета Тимофеевна, скорее всего, начальник цеха или руководитель всего Дома моделей. О ее риторике позже. Алла Щипакина пишет, что были еще и одевальщицы, но, когда рук не хватало, каждый выполнял ту задачу, которую приходилось выполнять.



Кадр из фильма "Забавная мордашка". Сотрудники Дома встречают манекенщицу с подиума

Совсем иначе представлена атмосфера за кулисами модного показа в "Забавной мордашке". С подиума манекенщицу встречают (справа налево): глава Дома (он пассивно наблюдает), авторы моделей, визажисты, одевальщицы. Все они сопровождают Джо в кабину, причем даже в фильме заметно, что каждый выполняет свои функции.



На репетиции показа видно, что каждый из представительных мужчин несет чемоданчик с инструментами, и каждого сопровождает помощница в белом халате. Одевальщица и, вероятно, начальница кабины стоят левее (совсем слева видим уборщиц).

Пожилая дама - точно одевальщица. Но... давайте лучше послушаем, как это было в реальности!



Кадр из фильма "Забавная мордашка"

Вот что пишет Фредди: "Что касается ритма одеваний и раздеваний, то он головокружителен. Представьте себе десяток хорошеньких девушек в руках костюмерш, модисток, которые за секунду, согласно тщательно разработанному плану, подбирают к каждому платью шляпку, а хозяин внезапно сдергивает клипсу, добавляя браслет".

В общем, тоже столпотворение. Но в фильме сохранено четкое разделение обязанностей. Кстати, модельер Ирина Крутикова делится такими воспоминаниями о закулисье показов Дома ДИОР в Москве в 1959 году: "Мой отец должен был как официальное лицо пройти за кулисы, чтобы поблагодарить участников показа. Естественно, что я тоже пошла, чтобы все рассмотреть. Сначала почувствовала аромат духов, менее заметный в зале. Манекенщицы выстроились в ряд. Там же стояли все помощники. Поразил безупречный порядок. Все вещи были уже развешаны или находились в коробках".

А кто ведет показ в фильме "Забавная мордашка"? Немолодая дама в строгом черном платье. Скорее всего, это директриса салона. Она присутствует на примерке, она же переживает провал первого показа как личную трагедию. Фредди пишет, что этой должности достигали "деловые женщины высокого полета с гигантским объемом связей".



Директрисе салона чуть не выпала задача объявить об отмене показа - но, о, чудо! - Одри уже вбегает в салон и директриса с облегчением приветствует зрителей и анонсирует начало.

Фредди упоминает, что названия моделей манекенщицы произносили сами, а гости разыскивали их описания в каталогах.

А теперь самое главное. Публика!

Помните, героиня Рины Зеленой всё время упоминала, что задача ОДМО внедрять и распространять? Вот что пишет Варвара Некрасова: "При взгляде на нее (директора ОДМО) казалось, что этот человек не может иметь прямого отношения к моде и уж наверняка не способствует ее развитию. Собственно, так оно и было на самом деле, потому что речь прежде всего шла о плане и внедрении моделей в производство". Вспомним, что говорила сама Елизавета Тимофеевна: "У нее температура, а у нас художественный совет!" Итак, публика в зале ОДМО - это специалисты. То есть формат показа фактически BtoB (бизнес ту бизнес). Впрочем, в Красном зале проходили и публичные показы, для обычных людей. Но мы же о фильме.



Публика в зале ОДМО в фильме. Все одеты в деловую одежду, так как присутствие на показе - часть работы. Здесь могут быть представители швейных фабрик и других домов мод.

А в "Забавной мордашке" запечатлены два разных формата показа: для СМИ (этот показ провалился из-за ссоры Джо и Дика) и показ для клиентуры Дома Дюваль.



Клиентки одеты частью в вечерние наряды, частью в дорогие дневные костюмы. Видим меха, цветные перчатки, ювелирные украшения.

И самое главное - реакция публики на бегство манекенщицы. И Катя, и Джо убегают с подиума в... свадебном платье (совпадение?) по велению сердца.

Но бегство Кати производит фурор. Публика вскакивает, одевальщицы, художницы, конструкторы, сама Елизавета Тимофеевна и искусствовед преследуют беглянку.



Всё-таки какие-то праздные дамы затесались на худсовет! Не все одеты по форме... Кино же.

А исчезновение Джо - хотя не остается незамеченным - не вызывает вообще никакой реакции публики. Почему? Потому что для клиентуры Дома Дюваль настал самый важный момент: сейчас продавщицы будут принимать заказы на индивидуальный пошив только что показанных моделей! Фредди пишет, что особо понравившееся платье могут заказать до 200 раз за сезон!



Глава Модного дома занят важным разговором: возможно, это золотое платье сейчас не просто купят, а купят с правом копирования. Мужчина слева похож на байера. А вот позади Дюваля дамы явно присматривают костюм в личных целях.

Модный дом должен отбить затраты по производству коллекции. То есть продать как можно больше копий представленных на подиуме платьев.

А вот в ОДМО такой практики не было. Как пишет Варвара Некрасова, внизу был киоск, где можно было приобрести выкройки. Готовые платья открыто не продавались. Считалось, что наиболее удачные модели когда-нибудь "внедрят" на производство. Но это уже совсем другая история.

Отсюда

Просто не могу не отметить даже с  какой-то долей юморa, что западная мода пошла в этом же самом направлении каких-то всего лишь 60 лет спустя после СССР, в том смысле, что теперь на западе как и в СССР когда-то  в манекенщицах ходят и женщины нестандартного возраста и нестандартных комплекций.

А еще с грустью, что "Девушку без адреса" неплохо бы отреставрировать

костюм, Россия, шоу-бизнес, мода

Previous post Next post
Up