Древности Российского государства..., отд. IV, лист № 19, Москва, 1851. Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков
В собрании Оружейной палаты хранится единственный в своем роде кафтан восточного покроя с изображениями сцены борьбы человека с драконом.
Сшит он из редкой иранской ткани - камки кизылбашской (иранской) насыщенного голубого цвета с тканными яркими шелками.
На ткани изображена сцены борьбы человека с драконом. Человек приготовился бросить в дракона огромный камень.
Позади этих фигур изображено дерево с сидящей на нем фантастической птицей.
На голове у мужчины тюрбан, типичный для времен шаха Аббаса I (1587-1628).
Сюжет этой сцены заимствован из легенд об Александре Македонском, по-ирански Искандере, из книги
Искандер-Намэ В манере изображений птицы и дракона явно сказывается влияние китайского искусства.
Ткань замечательна по красоте цветовых сочетаний, своеобразию узора и по своей добротности.
Неизвестно в точности, кому принадлежал описанный кафтан, но по стилистическим признакам и по характеру узора он, несомненно, относится к последней четверти XVI века.
Это, конечно, один и тот же кафтан, просто, чтобы лучше было рисунок видно, справа цвет немного подкорректировали. Слева более натуральный цвет, справа лучше видно.
В 1588 году иранские послы поднесли царю Федору Ивановичу (сыну Ивана Грозного) много шелковых материй со сценами охоты, например, "
камка кизылбашская, шелк бел да черн, на конях люди, промеж людей барсы имают козы".
А в 1590 году среди подарков гилянского царя Ахмета, присланных "конюшенному боярину Борису Федоровичу", находилась одежда "платно
кизылбашское, делано золотом да серебром с шелки, по нем круги. А в кругах люди на конях, а иные пешие, да звери и птицы" (Гилян - иранская провинция на юго-западном побережье Каспийского моря).
Подобные ткани часто встречаются в описях царских одежд. Ткань, весьма схожую с тканью кафтана, мы находим в записи казны царевича Ивана Ивановича (сын Ивана Грозного): "Спорок ферезной, камка кизылбашская, на голуби розные шелка, без золота, мужики и птицы"
Вполне возможно, что кафтан с изображением Искандера находился в царской казне с XVI или начала XVII века, тем более что такого рода ткань с изображением человеческих фигур была и среди даров, присланных шахом Аббасом I царю Михаилу в 1626 году (то есть подобная одежда в течение нескольких десятилетий была при дворе вполне типичной)
Поскольку в России этот кафтан - единственный сохранившийся с подобным рисунком, покажу похожий рисунок другой ткани
The Metropolitan Museum of Art, Нью Йорк Образец ткани, примерно 1540 год
Описание с сайта музея: Считается, что этот бархатный фрагмент когда-то являлся частью интерьера палатки, которую использовал Кара Мустафа-паша во время второй османской осады Вены в 1683 году. Палатка, вероятно, была захвачена у турецкой армии в качестве военной добычи. Эти типы бархата Сефевидов также использовались для изготовления мебели, подушек и церемониальных одежд и производились в королевской мастерской в Тебризе. Двор Сефевидов предпочитал фигурные бархаты, изображавшие охоту, развлекательную страсть персидской королевской семьи или, в некоторых случаях, сцены из поэтических текстов. В этом фрагменте присутствует повторяющийся мотив - молодой герой бросает камень в дракона, за которым наблюдают две птицы на соседнем дереве.
Ну и раз есть такая возможность сравнить "иранский лубок" (шучу) XVI века, интересно поставить фигуры Искандера и дракона рядом.
Очень хорошо видно, что рисунок ткали по неким установившимся канонам. Почти как русский лубок вырезали и рисовали.