В 1975 году вышел "Дерсу Узала" - советский фильм японского режиссера Акиры Куросава.
Он завоевал главный приз Московского международного кинофестиваля 1975 г., получил премию "Оскар" Американской академии киноискусства и множество других наград разных стран.
Согласно результатам различных опросов, картина часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино.
История съёмок фильме “Дерсу Узала” началась в Японии. Знаменитый японский режиссёр Акира Куросава провалился в прокате со своим фильмом, его кинокомпания обанкротилась и он потерял прежние позиции мэтра. У него появились трудности с финансированием, он был вынужден разорвать контракт с Голливудом, и настолько тяжело переживал неудачи, что даже пытался покончить с собой.
Когда его во время визита в Японию в 1971 году пригласил к сотрудничеству советский режиссёр С. А. Герасимов, Акира Куросава решил попробовать поработать в СССР и предложил “Мосфильму” экранизировать исследовательский роман Владимира Арсеньева “Дерсу Узала”. И неожиданно нашёл отклик - на “Мосфильм” нечасто обращались режиссёры мирового масштаба. На съемки фильма CCCP было потрачено 4 миллиона долларов.
Акира Куросава давно интересовался этой историей и ещё в 50-х годах собирался экранизировать книгу Арсеньева. Тайгу он хотел снимать на острове Хоккайдо, но тогда начать работу не удалось, а спустя много лет у него появилась возможность работать непосредственно на месте событий.
Сценарий к фильму Куросава написал в соавторстве с драматургом Юрием Нагибиным. На роль Дерсу режиссёр планировал позвать японского актёра Тосиро Мифунэ,который снимался во всех его фильмах, но тот был на гребне популярности и не мог оставить другие проекты. Тогда Куросава начал искать исполнителя главной роли среди советских актёров.
Кадр из фильма. Дерсу Узала и экспедиция Арсеньева
Искали по всей стране, в числе кандидатов был, например, известный советский певец Кола Бельды (любимый советский фольклорный чукча, но на самом деле нанаец по национальности).
Второй режиссер Владимир Васильев отправился в город Кызыл и обратился за рекомендациями в Тувинский музыкально-драматический театр. Там назвали имя Максимa Мунзукa, ведущего актера театра, заслуженного артиста Тувинской АССР, до этого снимавшегося в двух фильмах в роли охотника и проводника
Максим Мунзук в "европейском" образе
Мунзук родился еще в империи Цин, в которую когда-то входила Тува. В годы войны (Второй мировой), когда тудно было с продуктами, он ходил охотиться, чтобы прокормить семью. Охота не только стала его хобби, но и помогла ему в реализации различных киноролей
Когда к Мунзуку домой пришел Владимир Васильев (ссылка на его дневник о съемках внизу поста), дома актера не оказалось. Жена, тоже актриса театра, сказала, что он на охоте, но скоро вернется. Прошла почти неделя, срок командировки уже закончился и представители Мосфильма собрались улетать. Нo на следующий день Максим Мунзук сам рано утром пришел в гостиницу и сказал, что согласен, такая роль - это честь для него, для театра и всего тувинского народа.
Пришел он прямо с охоты, как был - в охотничьем костюме, только ружье занёс домой.
У второго режиссера и оператора в Кызыле почти не осталось времени делать фотопробы, поэтому актеру дали пару часов на приготовления: он сам подобрал себе костюм, грим и даже ружьё и рогатину, в принципе, даже и подбирать особо не пришлось, все уже было Фотопроба получилась удачная.
Образ Дерсу Узала - собирательный образ всех проводников Арсеньева. Слева фотография охотника Дерчу Оджъала, который ходил с Арсеньевым проводником в один поход. Дерчу Оджъал был верхнеуссурийским гольдом (нанайцем). Гольды - рыболовы, а Дерсу у Арсеньева - охотник и следопыт, и, следовательно, не гольд, а удегеец - дальний родич североамериканских индейцев Справа Максим Мунзук в образе Дерсу Узала
Фотографии Куросаве понравились, он посмотрел фильмы, в который снимался Мунзук и актер был утвержден на роль. Произошло это следующим образом (из дневника Васильева): Куросаве захотелось как можно быстрее увидеть Максима Мунзука в гриме и костюме Дерсу Узала, поэтому срочно отправились в костюмерную подыскивать одежду и обувь. Куросава отобрал несколько вариантов костюма Дерсу Узала и перед зеркалом разглядывал их на себе. - Очень хорошо,- поддерживал Куросаву Максим Максимович,- может быть, Куросава-сан, вы сами сыграете главную роль? - Нет,- отвечал Куросава,- у меня не получится! Для первого раза костюм Мунзуку подобрали более-менее подходящим. Потом отправились в гримерную. Куросава выбирал бородки и усы, примерял их на актере, следил за поисками грима, а также за наложением шрамов на лбу Мунзука. Когда Максим Максимович стал похож внешностью на Дерсу Узала, Куросава попросил встать его в позу ищущего на земле следы тигра. Оператор Накаи, продюсер Матцуэ и ассистент режиссера Миносима фотографировали Мунзука с трех камер. Акира Куросава был очень доволен тувинским актером и счастливой встречей. Он обнял Мунзука и попросил своих помощников сфотографировать их вместе. Тут же были готовы цветные снимки. - Нужно дать сообщение в ТАСС и АПН, что актер Мунзук-сан утвержден на главную роль!- сказали помощники Куросавы.
Куросава говорил, что Мунзук для него был очень интересным типажом. Его собственный характер, образ жизни были чем-то сродни Дерсу - он так же любил охоту, лес, горы. Мунзук долгие годы проработал в театре, и это наложило на его игру отпечаток театральности, что поначалу было заметно. Ему трудно дался переход в кинематограф (selyanka1: прежние две роли были эпизодическими - охотник Делгер и проводник Тыхе), он не всегда оставался естественным в своей игре (selyanka1:тувинец, родившийся в империи Цин, на неродном русском языке и через переводчика с объяснениями на японском), но он очень много репетировал и роль у него стала получаться все лучше и лучше.
Кадр из фильма. Максим Мунзук в роли Дерсу Узала, Юрий Соломин в роли Владимира Клавдиевича Арсеньева
Над Максимом Мунзуком к тому же взял шефство Юрий Соломин, который вообще то был родом из тех мест, он родился в Чите. Они быстро нашли общий язык. "Хоть ты и молодой", - шутил Мунзук, - "Но в кино ты старый хрыч! А я и в жизни, и в театре старый хрыч, зато в кино молодой! Ну-ка, помогай мне репетировать, тащи на буксире!".
Художником фильма был Юрий Ракша (самая верхняя картинка - это его творчество), a Вячеслав Захарович Максаков, который подарил Музею Кино в Москве несколько подлинных вещей из фильма, сразу после окончания ВГИКа начал работать в фильме "Дерсу Узала" ассистентом режиссера по реквизиту
Курительная трубка самодельная, изготовлена из темно-коричневого дерева, своеобразной формы с узким длинным мундштуком, дл.30 см. Главное, она действующая, ее можно набивать табаком, раскуривать, производить весь процесс курения. Это важная деталь в игре актера для создания образа. Эскиз трубки и даже чертеж для изготовления сделал художник Юрий Ракша. Игровой реквизит из фильма "Дерсу Узала" Музей Кино в Москве. Подарок Вячеслава Захаровича Максакова, работавшего в фильме ассистентом режиссера по реквизиту.
Посох-рогатина- орудие охотника. Дерево, металл, работа ручная, дл.135 см. Посох вырезан из прочной искривленной ветки дерева, зачищенной от коры, натурального неровного цвета. Раздваивается наверху в виде рогатины. Музей Кино. Подарок Вячеслава Максакова.
Вячеслав Максаков, рассказывал, что они досконально изучили источники по материальной культуре народов Уссурийского края. Но на подлинные вещи начала века не приходилось рассчитывать. Надо было их воспроизвести с максимальной достоверностью. Чего только не сделают на Мосфильме. Там был старый мастер, который занимался изделиями из кожи (типа конской упряжи), называется эта профессия "шорник". Он все это сделал по рисункам художника, фотографиям и объяснениям Максакова.
Кошель удегейского охотника из фильма "Дерсу Узала". Кожа сыромятная, работа ручная, размер 20х16. Кошель без застежки, с откидным клапаном, прошит толстыми нитками, внизу кожаная бахрома. Имеет специальную "кулиску" для ношения на поясе. В нем охотник может носить всякие мелкие предметы, курительную трубку, кисет с табаком, мелкий инструмент и пр. Музей Кино в Москве. Подарок Вячеслава Максакова, Юрий Ракша вспоминал: "Надо сказать, что Акира Куросава полностью положился на художника и советскую группу в части исторической достоверности декораций и реквизита. Но это не мешало ему всякий раз беспокоиться о создании подлинных фактур. Он сам любил потрогать каждую вещь, как-то обжить ее. "Старение" всего, что было в кадре, проводилось неизменно" Максаков тоже помнит, как Куросава чрезвычайно внимательно относился к каждой детали костюма и реквизита. Однажды Слава, молодой ассистент, что-то должен был уточнить с режиссером и пришел к нему в номер. Он увидел, что великий режиссер сидит и "отфактуривает" плетеную сумку Дерсу Узала, он обдирает ее напильником и трет чуть ли не гуталином, доводит до кондиции. Славе стало стыдно, что не он это делает, хотя он, конечно, тоже все "фактурил".
Сохранились фотографии экспедиции Арсеньева, в том числе фотографии проводников (на фото снизу слева) Конечно, работники группы внимательно их рассмотрели и увидели на одной из них сумку, сплетенную из тонких ремешков. Точно такую сделали для персонажа фильма. Вот эту-то сумку и фактурил Куросава
Слева: Владимир Арсеньев с проводником в экспедиции 1906 года после маршрута по реке Кулумбе Справа: Сумка удегейского охотника. Кожа сыромятная, работа ручная, дл.-75см. Сумка, сплетенная как сетка с крупными ячейками из узких ремешков сыромятной кожи натурального цвета. Горизонтальные и вертикальные ремешки соединены узелками. В нее вкладывается мешок, в котором все необходимое: утепление, одежда и обувь, запас еды, котелок, какие-то атрибуты охотника, сверху может быть приторочено одеяло. Сумка почти безразмерная, носится за плечами, как рюкзак, для этого имеется ремень из той же кожи. Игровой реквизит из фильма "Дерсу Узала? Музей Кино. Подарок Вячеслава Максакова.
Кадр из фильма. Максим Мунзук в роли Дерсу Узала
Как видите, внутри этой безразмерной сумки-сетки уложена котомка, в которой Дерсу Узала носит все свое имущество. Эту котомку Максим Мунзук изготовил лично. Внизу под спойлером отрывок из дневника Владимира Васильева [Как Мунзук шил котомку Дерсу Узала] Основным реквизитом Максима Максимовича должна была быть котомка, которую когда-то носил за плечами Дерсу Узала. Арсеньев в своем романе описал ее содержимое, а внешний вид остался на подлинных фотографиях.
Вот эту котомку мы готовили полгода, Несколько вариантов предлагали Куросаве, но все ему не понравились. Находясь уже в Арсеньеве, он утвердил одну из них. Но как-то раз мы возвращались со съемки, и Куросава сказал, что ему не нравится котомка Дерсу Узала, которую он утвердил, и попросил меня лично заняться этим вопросом.
Я срочно пригласил главного оператора Федора Добронравова и ассистента режиссера Вячеслава Максакова, сообщил им очередную новость и предложил нам самим заняться изготовлением котомки у меня в номере.
Достали кусок старого брезента, всевозможные предметы для пошива и старения материала и приступили к кустарной работе. Через пару часов мы просто физически выдохлись. Изготовляя котомку Дерсу, мы в самом деле вспотели, потому что нужно было фактурить брезент: тереть об пол, топтать, мять, пачкать, красить...
Часов в девять вечера я решил пригласить на помощь Максима Максимовича.
- Ведь у Дерсу Узала не было ассистентов,- подумал я,- он своими руками шил котомку, не прибегая к посторонней помощи. Так пусть сам Мунзук готовит основной реквизит!
Но Максим Максимович уже спал.
Я разбудил Максима Максимовича и попросил срочно прийти ко мне в номер. Наш милый и добрый Максимка - как мы его ласково называли - с большим удовольствием подключился к работе и возглавил изготовление котомки. Он все делал сам: раскраивал и резал брезент, шил, укладывал содержимое котомки, десятки раз примерял на плечах. Мы были у него подмастерьями. Подавали ему нож или ножницы, вставляли нитку в ушко иголки, выполняли все его поручения.
В два часа ночи котомка была готова.
Рано утром принесли ее в номер Куросавы.
- Молодец, Володя-сан, - похвалил меня Куросава, - очень хорошая котомка.
- Это потому, что ее делал сам Мунзук!- ответил я.
Куросава не выразил удивления, но чувствовалось, как он был доволен. Потом Куросава поблагодарил Максима Максимовича за личное участие в изготовлении игрового реквизита.
Еще из дневника Васильева интересная история "Выехали на съемку небольшого кусочка эпизода, в котором Дерсу Узала убегает от хунхузов. Я стрелял холостыми патронами в сторону Мунзука, а он, прячась за деревьями и оглядываясь назад, бежал к камере. Все было настолько естественно, что в репетициях отпала необходимость. Максиму Максимовичу следовало запомнить лишь дистанцию пробега и не зацепиться за таежные коряги. Перед тем как приступить к съемкам, Куросава позвал к себе Мунзука и оружейника и попросил прострелить рубашку Дерсу в указанном месте. - Прямо на мне? - испуганно спросил Максим Максимович. - Лучше снять! - ответил Куросава, - но прострелить нужно очень точно, - и отметил карандашом место попадания пули. - Давайте попробуем сначала на каком-нибудь другом материале! - предложил Максим Максимович. - Только не на игровой рубашке. Вдруг не получится! Взяли лоскут ткани и выстрелили. Тряпка разлетелась в клочья! Пробовали еще несколько раз, но не получалось. Потом я сигаретой прожег отмеченные на рубашке места и показал Куросаве. Ему понравилось. Успели снять несколько дублей, и начался ливень, который прогнал нас из тайги.
Акира Куросава на съемочной площадке и Дерсу Узала в "простреленной" рубашке.
Надеюсь, все понимают в рамках современной бизнес-модели, что это советский фильм, снятый на русском языке на советские деньги приглашенным японским режиссером с несколькими помощниками на зарплате. Япония никаких денег в этот фильм не вкладывала и на японском языке его не озвучивали. Япония лишь почти довела режиссера до самоубийства.