Художник по костюмам Нэлли Ефимовна Фомина

Dec 18, 2020 01:30



В этом году  ушла из жизни замечательная художница по костюмам, заслуженный работник культуры РФ, член Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России, долгие годы работавшая на киностудии "Мосфильм" - Нэлли Ефимовна Фомина.

Созданные ею знаковые костюмы в фильмах Андрея Тарковского, Михаила Швейцера, Сергея Бондарчука, Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова и других всегда отличались убедительностью образов, продуманностью всех деталей и особой элегантностью.


Нэлли Ефимовна Фомина

Рассказывая о себе в своей книге Нэлли Ефимовна вспоминала:

"Родилась я в Краснодарском крае. Во время войны нас с матерью эвакуировали в Пермь, где я окончила 10 классов. С детства любила рисовать. После школы работала на авиазаводе, посещала при нём изокружок, который вёл наш школьный учитель рисования, художник В.Ф. Кузин. Потом решила ехать в Москву - поступать в Московский текстильный институт, на факультет прикладного искусства. В то время это был довольно отчаянный шаг для провинциальной школьницы. Родным об этом даже не сказала. С первого раза не получилось, но через год я поехала во второй раз, и поступила. Неожиданный случай привёл меня в кино. Пока я готовила диплом, моя подруга по институту (которая окончила тот же факультет годом раньше меня) уже работала на киностудии "Мосфильм" ассистентом художника по костюмам. В какой-то момент подруге предложили перейти на телевидение, но её не отпускали со студии, пока она не найдёт себе замену. Я к тому времени уже почти дописала диплом, и вдруг она мне предложила на пару месяцев её заменить. Так я окунулась в этот удивительный мир кино, в дальнейшем создав костюмы к сорока фильмам и пяти театральным спектаклям."


На съемках фильма  "Сталкер" с режиссером А. Тарковским - Фомина стоит вторая справа

В одном из интервью Нэлли Ефимовна рассказала о том, как обычно работает художник по костюмам: "художник читает литературный или режиссерский сценарий, прорабатывая по сценам все изменения костюмов, которые должны происходить в фильме. После того, как прочтен сценарий, происходит встреча с режиссером, на которой он рассказывает о каждом персонаже, о его характере. Затем обсуждается костюм для каждой сцены, когда и как он меняется - так по всему сценарию. И после того, как костюм образно решен, художник делает эскизы или же подбирает костюм с костюмерных складов. Это непростая задача… Главное - найти то единственное верное решение, которое будет правильно нести образ."

Например, вспоминая о том, как создавались костюмы к фильмам Андрея Тарковского, Нэлли Ефимовна отмечала, что "творческие решения, которые можно увидеть сегодня в фильмах "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер", я находила в диалоге с Тарковским. Он придавал большое значение образному решению костюма и его деталям, так как они многое рассказывают о персонаже и его состоянии.

Тарковский говорил: "Нужно не просто одеть актёра, самое главное - костюм должен соответствовать образу героя". Через костюм художник создаёт характер персонажа, передаёт время действия, учитывает место действия. Костюм меняется в соответствии с сюжетной линией сценария. В эскизе важно учитывать пожелания режиссёра и воплотить это в костюме. Впоследствии я делала эскизы к фильмам в разной манере, в зависимости от сюжета."
.

Нэлли Фомина с оператором Вадимом Юсовым и режиссером Андреем Тарковским на премьере фильма "Солярис"

В те времена выбор тканей был ограниченным, но Андрей Арсеньевич очень внимательно относился к фактуре костюма. Мне приходилось придумывать и создавать её самой. Тарковскому нравились вещи подлинные, натуральные, непридуманные. Он считал, что костюмы обязательно должны были быть не "с вешалки", а "обношенные". Андрей Арсеньевич поставил вопрос о том, чтобы не делать костюмы будущего, фантастические костюмы, а сделать современные, которые не отвлекали бы зрителя от текста, от смысла.

Была тому и другая причина: "он сразу сказал, что мы не будем делать никаких фантазийных костюмов, потому что через несколько лет над ними будут смеяться". Моё решение “космических” образов было таким: на совершенно обычные костюмы были пришиты лишь некоторые детали от реальных костюмов космонавтов. Таким образом, была подчеркнута принадлежность к космосу, но в то же время мы избежали каких-то придумок."

Работы Нэлли Ефимовны хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина, Государственном центральном музее кино, музее киноконцерна "Мосфильм", Государственном музее А. С. Пушкина (на Пречистенке), музее-усадьбе Л. Н. Толстого "Ясная поляна", музее-квартире А. С. Пушкина (на Мойке), Государственном культурном центре-музее В. С. Высоцкого и других музеях, они постоянно экспонируются и привлекают огромный интерес зрителей.

Нэлли Ефимовна охотно делилась своим богатым опытом, она написала книгу "Костюмы Нэлли Фоминой к фильмам Андрея Тарковского" (издательство Cygnnet, Лондон 2015) , преподавала на курсах по подготовке специалистов киноконцерна "Мосфильм" и на Высших курсах сценаристов и режиссёров дисциплины "История костюма" и "Роль и значение костюма в кино", постоянно выступала на различных конференциях и кинофорумах.



Работы Нэлли Ефимовны Фоминой на Мосфильме - костюмы к фильмам:

1970 СПОКОЙНЫЙ ДЕНЬ В КОНЦЕ ВОЙНЫ режиссер: Никита Михалков
1970 ОДИН ИЗ НАС режиссер: Геннадий Полока
1972 СОЛЯРИС режиссер: Андрей Тарковский





1973 БЕРЕГА режиссер: Екатерина Сташевская
1974 АННА КАРЕНИНА - фильм-балет, режиссер Маргарита Пилихина
1974 ЗЕРКАЛО режиссер: Андрей Тарковский



Костюмы к фильму "Зеркало"


1976 РУДИН режиссер: Константин Воинов



1976 МОЕ ДЕЛО режиссер Леонид Марягин
1979 МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ (СЕРИАЛ) режиссер: Михаил Швейцер




Эскизы Нэлли Фоминой к фильму "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ" (1979 г., режиссер М ШВЕЙЦЕР)
1979 СТАЛКЕР режиссер: Андрей Тарковский







1980 О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО режиссер: Эльдар Рязанов





1981 ОЖИДАЮТСЯ ПОХОЛОДАНИЕ И СНЕГ режиссер: Николай Досталь
1981 ПРАЗДНИК ТАНЦА режиссер Василий Панин
1982 КРАСНЫЕ КОЛОКОЛА режиссер: Сергей Бондарчук



1984 МЕРТВЫЕ ДУШИ (СЕРИАЛ) режиссер: Михаил Швейцер




Слева: Фомина Н.Е. Эскиз костюма к телефильму "Мертвые души" реж. М. Швейцера. Чичиков в коричневой шинели. Вариант 1
Справа: На съемках фильма "Мертвые души". Апрель 1983. Художник по костюмам Нэлли Фомина и актер Александр Калягин

Фомина Н.Е. Эскизы костюмов к телефильму "Мертвые души" реж. М. Швейцера: слева направо Коробочка в платье, Ноздрев в полосатом халате и ермолке, Манилов с женой, Плюшкин

1985 ИЗ ЖИЗНИ ПОТАПОВА режиссер Николай Скуйбин
1985 ЧЕРНАЯ СТРЕЛА режиссер: Сергей Тарасов







1986 СЕМЬ КРИКОВ В ОКЕАНЕ режиссер Владимир Басов
1987 ЛОВКАЧИ режиссер Евгений Ташков
1987 КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА режиссеры:Михаил Швейцер,София Милькина





1988 БОМЖ режиссер Николай Скуйбин
1989 ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА режиссер: Роман Балаян



1989 МЕЛОДИЯ ДЛЯ ЗИМЫ И ЛЕТА режиссер Александр Кудинов
1990 ВРАГ НАРОДА БУХАРИН режиссер: Леонид Марягин
1991 БЛИЖНИЙ КРУГ режиссер: Андрей Кончаловский
1993 ПОСЛУШАЙ,ФЕЛЛИНИ!режиссеры:Михаил Швейцер,София Милькина

Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up