Бокка - один из самых необычных головных уборов Золотой Орды
Nov 04, 2020 01:30
Бокка, или боктаг - один из самых необычных головных уборов знатных женщин Золотой Орды, появившийся на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. Среди ученых нет единого мнения о его происхождении. С одной стороны, бокка была головным убором монгольской знати и императриц, который можно увидеть, например, на портретах императриц и придворных дам династии Юань и дома Хулагу (в Китае этот головной убор назывался гу-гу). С другой стороны, бокки Золотой Орды все-таки отличаются от чисто монгольских и напоминают более древний местный головной убор, еще времен кимако-кыпчакского объединения. Боктаг как женский имперский символ подробно описывали европейские и южнокитайские дипломаты и путешественники.
Носили боктаг и знатные и не знатные женщины, но об их разном социальном статусе говорил цвет бокки. У знатных дам боктаг был покрыт красным шелком, у остальных - черным сукном.
Ношение бокки означало приобщение женщин тех или иных племен и народов к истинным "монголкам", то есть престижной политической управленческой среде (не буду употреблять слово "каста")
Слева: Чаби (1227-1281) - одна из жён Хубилая, хана Монгольской империи и основателя империи Юань. Справа: Портрет знатной дамы. Турфанский оазис, Кочо. Вторая половина ХIII - ХIV века.
Вообще у кочевников Золотой Орды было два основных вида головных уборов - кожаные или шерстяные шапочки и бокка/боктаг.
Бокки были показателем высокого социального статуса, еще его чаще носили замужние женщины и почти никогда молодые девушки.
Основу бокки составлял арматурный каркас из тонких веточек или прутиков, крепившийся к шапке. Сверху он обтягивался берестой, которая сшивалась толстыми нитками. По форме эта основа напоминала остроносый сапожок длинной от 20 до 30 см. Сверху бокки могли увенчиваться перьями, деревянными или металлическими прутиками и украшены бусами.
Самый знаменитый и уникальный оригинальный боктаг, сохранившийся на территории России, принадлежит фонду Марджани и периодически экспонируется на специализированных выставках вместе с вещами из разнообразных музеев
Этот головной убор высотой 90 сантиметров конца XIII - начала XIV веков сохранился практически в первозданном виде и уникален по своей сохранности. В мире больше нет подобных вещей.
Остальные бокки, которые можно увидеть в российских музеях - это обычно реконструкции, созданные по остаткам головных уборов, найденных археологами
Например, фонды Астраханского музея-заповедника (а многие золотоордынские раскопки ведутся на территории Астраханской области) обладают одной из самых больших коллекций фрагментов бокк из раскопок вокруг Красного Яра, где, предположительно, могла находится столица Золотой орды - Сарай Бату. Они были найдены в 90-е годы прошлого века, и самое большое количество материала дала экспедиция на раскопках Маячного бугра, где были найдены два халата, описанные в предыдущем посте, и остатки около 10 бокк
Реконструкция бокки XIII - XIV вв из Астраханского музея-заповедника
До наших дней дошли только частично сохранившиеся головные уборы - фрагменты каркаса из бересты и один серебряный султанчик, но учёным предметы могут рассказать об особенностях головного убора Золотой Орды. .
Слева серебряный султанчик, справа фрагменты каркаса из бересты из Астраханского музея-заповедника.
Итак, чем же астраханские бокки отличались от монгольских? Наверное, уже по фотографиям видно, если сравнить бокку из фонда Марджани и бокку из астраханского музея-заповедника.
Наверное, с учетом того, что бокка являлась политическим символом власти и знаком принадлежности к людям, которые управляли империей, а не каким-то чисто этническим национальным или религиозным головным убором, можно предположить, что в местный дизайн бокки вполне могли вносить какие-то элементы традиционных головных уборов доордынского периода, характерных для данной местности.
Монгольские замужние женщины изначально носили большие головные уборы, которые выглядели как нечто круглое, расширяющееся кверху и заканчивающееся четырёхугольником. Высота каркаса некоторых уборов могла достигать 42 см.
В Золотой Орде, на территории Поволжья, бокка стала Г-образной формы, более миниатюрной и изящной, имела маленький клювик, сравнимый с уточкой.
В настоящий момент сотрудники Астраханского музея -заповедника классифицируют и систематизируют находки с целью понять, чем была вызвана такая местная трансформация головного убора и с чем она связана.
[Ну и еще картинок вдогонку] На верхней фотографии в начале поста реконструкция бокки матери Чингисхана Оэлун из коллекции восковых фигур Чингисхана, выставка "Хаан Хаанов" в Туве.
"Рождение принца". Иллюстрация Рамид-ад-Дина "Гами ат-таварих". Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель на бумаге. Государственная библиотека Берлина
"Придворный праздник". Фрагмент иллюстрации Рамид-ад-Дина "Гами ат-таварих". Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель и золото на бумаге. Государственная библиотека Берлина
Толуй, сын Чингисхана, с женой Сорхахтани. Миниатюра из Джами ат-таварих, рукопись XIV века
"Толуй и его семья". Миниатюра из Джами ат-таварих. Рукопись XV века
"Хан и хатунь". Миниатюра первой трети XIV в.
Фрагмент китайского шелкового ковра Vajrabhairava mandala, около 1330-32 гг.. Из коллекции Метрополитен-музея. Нью Йорк
Кстати, есть теория, что казахский свадебный головной убор саукеле, уходящий корнями в древную остроконечную шапку саков/скифов, эволюционировал вот в такую форму в рамках местных традиций и обычаев именно из-за бокки. .
Казахский саукеле из коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 1899 год
А это без всякого намека на что-либо, просто показалось интересным некоторое сходство некоторых форм с тем, что изучают в Астраханском музее
Реконструкция бокки XIII - XIV вв из Астраханского музея-заповедника .
Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Тверская губерния ..
Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Костромская губерния .