В 1949 году режиссер Иван Пырьев снял одну из самых красочных, радостных и веселых музыкальных комедий сталинской эпохи - фильм "Кубанские казаки".
Из-за постоянно менявшихся идеологических ориентиров у фильма была непростая судьба, но он до сих пор радует публику и интересной историей, и шикарной игрой актеров, и прекрасными костюмами. Oн входит в кинодвадцатку самых популярных советских лент и в "Золотую серию" советского кинематографа
Мне повезло найти научную работу двух аспирантов Краснодарского государственного института культуры - Максимовой А. В. и Мэлоян Э.С. про костюмы в этом фильме, и после добавления картинок, сокращения текста и избавления от слишком умных слов типа "семантические коннотации", "вернакулярный стиль", "амбивалентность экранного амплуа" и т.д., получился вот этот пост.
Поскольку жанр фильма музыкальная комедия, то перед режиссером и съемочной командой стояла задача сделать "фильм-праздник", "фильм-концерт". Даже первоначальное название фильма было не "Кубанские казаки", а "Веселая ярмарка"
В фильме работала целая команда талантливых художников: известный советский художник-станковист Ю. Пименов, кинодекораторы Б. Чеботарев и Г. Турылев, а также художник по костюму К. Урбетис.
Надо сказать, что в кино над декорациями и костюмами долгое время работали театральные художники, специалистов именно для кино во ВГИКе начали готовить только с 1977 года, когда была открыта мастерская художников по костюму.
Константин Урбетис был выпускником Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) 1930 года и работал в кино в 1936. С режиссером И.А. Пырьевым Урбетис начал работать во время съемок фильма "Сказание о земле Сибирской" (1947), а затем сразу же перешел в съемочную группу "Кубанских казаков"
Первоначально фильм "Кубанские казаки" назывался "Веселая ярмарка" и перед художником стояла непростая задача - при том, что на Кубани ярмарок не было, нужно было передать богатство и яркость красок ярмарочного действия, придав картине кубанский колорит.
Историко-этнографические особенности костюма были при этом не важны, так как музыкальная комедия - это жанр, где история достаточно условно приближена к жизни.
Давайте рассмотрим костюмы главных действующих лиц и второстепенных персонажей.
Мужской костюм составляет цветовую оппозицию женскому: в первом сдержанность, локальность цвета (красный, белый, голубой), переходящая даже в монохромность, графичность, во втором - безудержная стихия цвета, перегруженность и пестрота орнаментального рисунка.
В мужском костюме можно выделить три основных комплекса: "традиционный" (стилизованный), полутрадиционный и урбанизированный.
Традиционный (стилизованный) представлен традиционными элементами костюма кубанских казаков: черкеска, бешмет, башлык, наборной пояс, шапка-кубанка. В казачье платье - черкеску одеты молодые казаки в концертных номерах и на скачках. Самодеятельный коллектив танцует в черных и синих черкесках, красных бешметах и черных кубанках с красным верхом. Коневод Василий солирует в ослепительно белой черкеске с красными широкими отворотами на рукавах, в ярко-красном бешмете и такого же цвета башлыке.
Oппозиция "белый - черный" как бы предрешает победу одного и поражение другого соперника на скачках. Костюм Василия решен в красно-черных тонах: черная черкеска с красными отворотами на рукавах, красные бешмет и башлык.
Костюм Николая Ковалева лишен ярких цветов. Темно-серый бешмет, черная кубанка с серым верхом, черное галифе и такого же цвета башлык, отделанный белым кантом, их разбавляет голубой цвет в отделке белой черкески (отвороты). При этом обязательный элемент праздничного костюма - казачий пояс с кинжалом, атрибут настоящего казака.
"Облегченный" вариант казачьего костюма - бешмет, кубанка, брюки-галифе с сапогами.
В ярмарочном эпизоде Николай Ковалев появляется в серебристом атласном бешмете, гармонирующем по цвету с серо-голубым ситцевым платьем Даши Шелест.
Внешний облик главного фигуранта картины - председателя колхоза "Красный партизан" Гордея Ворона (артист С. Лукьянов) тщательно продуман - "наборной пояс, плетка в руках, цепочка от часов в грудном кармане, кубанка, усы, закрученные вверх, льняной чуб, лихо падающий на лоб, - рубака времен Гражданской войны"
.
Во внешности и в характере председателя есть что-то от образа Чапаева, созданного Б.А. Бабочкиным. Да и сам режиссер не скрывает своего восхищения Лукьяновым - Вороном: "Какой настоящей казацкой посадкой сидел он в седле! Как лихо и смело мчался он на коне по степи…"
Ворон расстается со своей гимнастеркой в двух случаях - на концерте художественной самодеятельности и на скачках.
.
На концерте мы видим его в зрительном зале вместе с Пересветовой, одетым в "двойку" - зеленовато-коричневый полосатый двубортный пиджак и такой же материи широкие брюки (полугалифе). Белая рубаха "украинского фасона" (с наборным поясом) украшена на отложном воротнике, по сторонам пазушного прямого разреза и по подолу узкими полосами вышитого геометрического орнамента, исполненного в серо-голубой гамме. Дополняет костюм синий галстук в темную диагональную полоску.
На скачках Ворон меняет гимнастерку на ярко-красный бешмет.
Вне зависимости от смены декораций два элемента - низкая шапка "кубанка" из курпея или каракуля с плоским донышком из ткани и кожаный (ременный) пояс с металлическим набором- являются маркерами региональной специфики одежды, даже если последняя в основных своих элементах приближена к городскому типу.
Во многих сценах, за исключением трудовых, колхозная молодежь, да и люди старшего поколения, носят с рубахой навыпуск или бешметом темные галифе, "выдержавшие испытание на свою целесообразность и функциональность" и сравнительно долго удерживавшиеся в бытовом костюме
Рубаха играет роль тонового и цветового "пятна" в ансамбле костюма, может гармонировать или контрастировать с другими его компонентами, иметь городской или "крестьянский" покрой, быть гладкоокрашенной либо орнаментированной (в клетку, полоску).
Белые рубахи украшены вышивкой мелкого растительного или геометрического орнамента (нагрудная планка, воротник-стойка, край рукава, подол).
Народные мотивы, присутствовавшие в довоенной советской моде, оставались актуальными и в послевоенное время, став главной особенностью и источником создаваемой новой "советской моды".
В трудовых сценах мелькает крестьянская косоворотка с укороченным рукавом.
Коневод Василий на ярмарке красуется в белой рубахе с красной отделкой: воротник, шнуровка на груди и оторочка по краю рукава. Василий вообще часто переодевается, демонстрируя широкий спектр разнообразных костюмов
По заданию Ворона, чтобы произвести впечатление на Дашу Шелест, он переодевается в костюм стиляги: клетчатые кепи и пиджак в серо-черных тонах, светлая зеленая рубашка и очень широкие галифе защитного цвета с узким казацким поясом.
Яркой деталью костюма является короткий красный галстук в белокрасный "горошек" и диагональную черную полоску. В то время подобную манеру одеваться предложили американские и трофейные немецкие кинофильмы, ставшие источником трансляции тенденций моды для советских людей, причем часть неискушенной публики восприняла этот попугайский стиль и началаименно так и одеваться. Реакция девушек на " стилягу" - удивленно-насмешливый возглас "Ой, Вася, какой ты шикарный, прям артист!".
Однако, другой, более удачливый кавалер Николай предстает перед Дашей в солидном двубортном бостоновском костюме темно-синего цвета с широкими брюками. Такой наряд считался образцом высокой моды, знаком сталинского "благополучия".
.
Приобретший популярность в мужской среде гладкоокрашенный черный или темно-синий чистошерстяной бостон считался престижной тканью вплоть до конца 1960-х годов.
Дополнением к костюму Николая являлись элегантная стального цвета рубашка в узкую белую полоску и широкий длинный галстук цвета "бордо" с орнаментом в виде диагонального белого рубчика.
Рядом с представительной фигурой Николая очень эффектно смотрится Даша Шелест в ослепительно белой нарядной кофте, длинной красной юбке и прозрачном шарфе, накинутом на голову.
В целом цветовая палитра женского костюма отличается феерической яркостью красок.
Основные компоненты женского костюма - разной длины юбка и кофта модных фасонов, сшитые из разнообразных по цвету и рисунку тканей, платок/шаль и шарф.
Цельнокроеное платье встречается редко.
Важную роль играет орнаментальный рисунок плательных тканей и платков - крупный яркий узор из роз в "народном вкусе", мелкоузорчатые растительно-цветочные мотивы и каймы (павлопосадские платки). Имперскую роскошь и тяжеловесность костюма оттеняют воланы, оборки, рюши, фурнитура - атласные ленты, гипюр и аксессуары - нитки красных, черных, синих и белых жемчужных бус (намиста).
Переодевания главной героини Галины Пересветовой обусловлены двойственностью ее экранного амплуа: с одной стороны, это обаятельная, привлекательная и любящая женщина, с другой - твердый и решительный руководитель передового колхоза "Заветы Ильича".
Оппозиция "мужское - женское" проявляется и в костюме: на официальном открытии ярмарки мы видим ее в черном пиджаке/жакете, придающем фигуре черты мужественности, но в то же время накинутый на светлые пряди волос белый ажурный (кружевной) шарф сообщает ее облику женственность и очарование.
На скачках Пересветова переодевается дважды, выступая как зритель, официальное лицо и как непосредственный участник действия.
В первом случае она одета в красную цветастую юбку, красный платок, розовую кофту и зеленоватый пиджак, во втором - в голубой бешмет и кубанку.
Этнорегиональная специфика женского костюма практически не выражена.
Некоторый "намек" на местный кубанский стиль художник делает в эстрадных костюмах двух птичниц - Христофоровны и Никоноровны. Они облачены в яркие пестрые наряды: красные цветастые украшенные оборками длинные юбки с рисунком, красные кофты, накинутые на плечи белые платки с каймами из красных роз и зеленых гирлянд, на головах черные с розами платки-повязки, сшитые наподобие шапочки (колпак, шлычка), концы которых завязаны вверху бантом (метелик)
Как атрибут сталинского гламура можно рассматривать длинные женские волосы, заплетенные в густые косы и завязанные на концах розовыми бантами (солистки ансамбля художественной самодеятельности).
Колоритной деталью являются женские головные уборы. Прозрачные газовые шарфы вкупе с косами подчеркивают грацию, чистоту и обаяние молодости; узорчатые шелковые и кружевные платки - женственность; яркие цветастые платки/шали - тяжелую роскошь "бабьего" наряда.
В целом костюму принадлежит значительная роль в организации колорита фильма и создании его эмоционально-образного строя. Исторические детали мужской одежды помогают зрителю ориентироваться во времени (послевоенный период), а также в выборе места действия, то есть костюм выполняет функцию региональной принадлежности, что и предопределило рождение нового названия "Кубанские казаки".
Костюм также представляет эстетический канон сталинской эпохи и тесно "увязан" с жанровой природой картины.
Мир колхозной ярмарки с ее гипертрофированным изобилием очень красиво сочетается с пышностью и нарочитой яркостью нарядов.
Причем это впечатление не ослабевает даже в тех случаях, когда цветовой тон становится приглушенным, даже монохромным, особенно в любовных "дуэтах".
Сталинский гламур с его помпезностью и тяжеловатой роскошью как нельзя более коррелировал с игровой природой фильма, построенной на эстетике обрядово-праздничного действия, в котором есть и долгожданное воссоединение многочисленных любящих пар, и неизменные любовные соперники.
Съемки фильма проходили в станице Курганной Краснодарского края (сейчас город Курганинск), и в настоящее время некоторые из костюмов, использованных в фильме, можно увидеть в экспозиции Курганинского музея
Слева направо: экспозиция музея, костюм женский для массовых сцен в фильме Кубанские казаки. Конец 1940-х гг., костюм Клары Лучко, исполнительницы роли Даши Шелест в фильме Кубанские казаки. Реплика. Начало 2000-х гг. (фото Д.И. Гангур)