31 декабря 1982 года на экраны страны вышел красочный двухсерийный фильм "Чародеи", который получился гибридом волшебной сказки, новогоднего мюзикла и бытовой комедии. В начале года на экранах уже прогремел большой музыкальный хит - картина Татьяны Лиозновой "Карнавал" с Ириной Муравьевой в главной роли, так что у "Чародеев" были большие амбиции.
Изначально задумывалась экранизация знаменитой книги братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", но первый полученный от авторов сценарий режиссер забраковал и попросил написать что-то совершенно новое. В результате в "Чародеях" сохранился характерный для Стругацких юмор, говорящие названия и имена персонажей (хотя Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства НИИЧАВО здесь сменил название на НУИНУ - Научный универсальный институт необыкновенных услуг) и ироничное смешение мотивов научной фантастики, русской народной сказки (главные герои Аленушка и Иванушка, таинственный город Китежград, снятый в Суздале) и сатиры на советскую действительность (беспринципный карьеризм и откровенное приспособленчество). Не обошлось и без влюбленных главных героев, разлученных обстоятельствами, - в исполнении Александры Яковлевой и Александра Абдулова. Атмосферу праздничного фильма в условиях сдержанных "институтских" декораций обеспечивали роскошными по советским меркам нарядами героев, как главных, так и второстепенных.
Художник Владимир Соковнин и Александра Яковлева
О том, как создавались образы к этой картине, мы поговорили с художником по костюмам Владимиром Соковниным, для которого "Чародеи" стали дипломной работой.
Эскизы к картине художника по костюмам Владимира Соковнина
Чародейка Аленушка
Когда мы впервые встречаем Алену - она "обычная" волшебница, рядовая сотрудница НУИНУ, приветливая и отзывчивая молодая девушка, которой только что сделал предложение ее возлюбленный - красавец настройщик музыкальных инструментов из Москвы. Она носит длинную косу - это прямая отсылка к ее сказочному прототипу Аленушке, но в остальном выглядит вполне современно.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
У нее базовый зимний наряд - слегка расклешенные джинсы (их по просьбе Яковлевой специально доставали через фарцовщиков), теплый свитер крупной вязки и пушистая белая шубка, взятая напрокат (как и многие другие вещи, например, шикарный кремовый плащ персонажа Семена Фарады) в СХКБ - Специальном художественно-конструкторском бюро, которое в 1962 году открыла прославленный советский модельер Алла Левашова (вещи там отшивались по лекалам европейских модных домов).
Кадр из фильма "Чародеи" (1982). Не Аленушка, но плащ показать надо
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Анекдотический элемент гардероба советского человека - высокие теплые валенки, в которых она прибегает на работу, только убеждают нас в том, что Аленушка не модница, ей важнее практичность.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Единственное, что выдает героиню (а вернее, играющую ее актрису), - безупречный макияж. По рассказам коллег, Александра Яковлева - на тот момент уже прославившаяся ролью стюардессы в фильме-катастрофе Александра Митты "Экипаж", - была особенно требовательна к гримерам (а также осветителям), и большая доля съемочного времени уходила на подготовку актрисы к сценам.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
В перевоплощении Алены в "настоящую" ведьму или попросту стереотипную советскую карьеристку (в порыве ревности ее заколдовывает начальница в исполнении Екатерины Васильевой) грим и прически играют ключевую роль.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
"В начале фильма она должна была быть Аленушкой в таком мягком, приятном состоянии, а здесь уже такая стерва откровенная", - рассказывает Владимир Соковнин. На смену косе приходят сложные укладки с объемной челкой, прически с заколками и ободками, вплетенными косами, а также куда более интенсивный макияж глаз, подчеркивающий недобрый огонек в глазах героини. Алена начинает носить более женственные и даже сексуальные наряды (обольщение она использует как способ продвижения по карьерной лестнице) - юбки миди А-силуэта с блузками и объемными топами, платки-галстуки, туфли на каблуке (их она не снимает, даже летая на метле), а в одной из сцен экспериментирует с модными в ту пору комбинезонами.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
"Яковлева тогда уже была суперзвездой, просила к себе особого внимания, поэтому все у нее должно было быть самое лучшее. Комбинезон был сшит специально на нее", - делится Соковнин. Уличный наряд героини тоже трансформируется - валенки заменяются на модные сапожки на танкетке, появляется шикарная меховая шапка в тон шубке. Теперь у Алены большие амбиции, и выглядеть она хочет соответствующе.
Интересно, что некоторые из вещей были взяты из личного гардероба жены Владимира Соковнина художника по костюмам Наталии Журавлевой, которая также активно участвовала в работе над фильмом. Ей принадлежал, к примеру, длинный пестрый кардиган, в котором мы видим Алену в сцене в оранжерее.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
А уже упомянутые сапожки, наоборот, достались после съемок самой Наталии, Владимир выкупил их для супруги: "Сапоги были сделаны специально - настоящая модельерская вещь, из ткани по типу брезента и на танкетке".
Возможно, самый яркий наряд фильма - красное платье в пол с объемными рюшами, в котором Алена приходит на новогодний бал - также создавался супружеским тандемом Соковнина и Журавлевой. Вещь была сшита из шелка и окрашена аэрографом.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
"Наталия [Журавлева] шила такие платья на продажу, мы отдували их текстильными красками и относили в художественный салон на Октябрьской, как раз рядом с французским посольством. Больше часа они на вешалке не задерживались - сотрудники посольства тут же сметали эти платья ручной работы. По их меркам они стоили просто копейки". Платье Алены было сделано как раз в этой технике.
Иванушка
Персонаж Абдулова - простой настройщик музыкальных инструментов в московской мастерской. К невесте в морозный Китежград он приезжает в скромном свитере с высоким горлом, джинсах (скорее всего, принадлежавших самому актеру), толстом твидовом пальто и огромной бобровой шапке (на этот раз из гардероба Владимира Соковнина).
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Иван - совсем не чародей, а обычный советский человек, его образ специально нейтральный и неброский, все внимание отдается внешним данным самого актера, считавшегося на тот момент одним из главных красавцев отечественного кинематографа. Лишь в конце фильма он переодевается в скроенный для него мастерами НУИНУ белоснежный костюм-тройку с черной рубашкой.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Для того чтобы создать знаменитую сцену с крылатой фразой "Главное, чтобы костюмчик сидел", комплектов пришлось изготовить два - сначала тот, что сидит плохо, а потом уже финальный, скроенный по фигуре Абдулова.
Сегодня этот образ сравнивают с практически идентичным костюмом Джона Траволты из "Лихорадки субботнего вечера", однако Владимир Соковнин говорит, что вдохновляться им вряд ли мог: "Тогда никому не было даже известно, кто такой Траволта, мне, по крайней мере, уж точно".
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Белый цвет костюма был выбран в первую очередь для сцены обратного перевоплощения героини Яковлевой - магическим образом ее красное платье превращается в белоснежное.
Начальница Шемаханская и ее заместитель Сатанеев
Гардероб начальницы Аленушки Киры Анатольевны Шемаханской был составлен преимущественно из вещей, взятых напрокат в уже упомянутом СХКБ. Она элегантная и привлекательная женщина, но настолько занятая, что ее возлюбленный (которого играет Валерий Золотухин, одетый в типичный наряд интеллигента - бархатный пиджак, бежевая рубашка, контрастный красный галстук и узкие слегка расклешенные брюки) вынужден делать ей предложение семь раз.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Она носит двубортный пиджак в клеточку с заниженной талией и акцентированными плечами, приталенные платья длины миди, иногда со спортивными деталями вроде ворота на молнии - элемента родом еще из моды 1970-х.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
У нее строгая, компактная короткая стрижка с объемной укладкой и единственный по-настоящему выразительный акцент - густо подведенные глаза, по-видимому, намекающие нам на страстную и романтическую натуру на первый взгляд сдержанной Киры Анатольевны (достаточно вспомнить ее поцелуй с героем Золотухина).
Лишь на новогоднем балу героиня Васильевой позволяет себе выйти из привычного образа и надевает вечернее платье - характерный эклектичный наряд начала 1980-х, вдохновленный спортивной модой и современным ему пониманием восточного стиля. У него два слоя - нижняя комбинация или топ желтого цвета с декольте и верхняя часть синего цвета с паттерном и объемным лифом.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Герой Валентина Гафта одновременно отрицательный и комичный персонаж, сатира на типичного функционера, и образы ему подобраны соответствующие. Весь его гардероб был сшит специально для актера по эскизам Владимира Соковнина.
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)
Чтобы показать свою готовность к переменам, в новогодний вечер он переодевается из скучного темного костюма-тройки с галстуком в фиглярский фиолетовый костюм с розовым отложным воротником, повязывает бабочку и отращивает усы.
Этот наряд героя был сшит в двух версиях - один был целый, а другой, как говорит Владимир Соковнин, "треснутый" - то есть порванный для сцены, в которой герой Гафта оказывается на крыше суздальского "Турцентра".
Отсюда