Про детские панамки как советский социальный эксперимент

Sep 02, 2020 00:30



Написать пост про историю детской панамки оказалось еще сложнeе, чем написать историю взрослой панамы. Информации нигде нет никакой, видимо, считается, что детская панамка - это то же самое, что и взрослая панама.

При этом детские панамки мало того, что имеют куда больше и фасонов, и разнообразия, но и вообще сейчас этим словом часто обозначают любую летнюю детскую шапочку - не важно сшита она или связана.

А все почему? А потому что история детских панамок - это не о моде. Она о социальном эксперименте общества над детьми.




Вязанная крючком детcкая панамка

Историю советской панамки я начну с развенчания интернетного мифа.

Дело в том, что в тех текстах в интернете, где делается какая-то попытка написать, как панамка стала модным детским аксессуаром, обычно пересказывается история того, как в 1846 году английский королевский дом одел принца Альберта Эдварда в морской костюмчик и этим начал новый модный детский тренд по всей Европе. И через эту вот европейскую морскую моду в Россию пришли детские шапочки как у матросов и стали русскими панамками.



Франц Ксавер Винтерхальтер "Портрет принца Альберта Эдуарда (будущего Эдварда VII Соединенного Королевства) в матроске", 1846 г.

И в качестве примера морского детского костюмчика с панамкой приводится какая-нибудь картинка типа
.


Детские костюмчики с панамками в матросcком стиле

Вообще-то это панама в стиле  американского морского головного убора dixie cup hat.



Шапочка американских матросов под названием  dixie cup hat

С какой стати в конце XIX и начале ХХ веков  российское дворянство и купечество стало бы  вдруг одевать своих детей в шапки американских флотских нижних чинов, то есть людей по рангу и статусу значительно ниже их, да еще и из какой-то страны, которая ну совсем не мировая законодательница мод, никто в своих рассказах не объяснил

Кроме того, нет ни одной дореволюционной картины или фотографии с такой шапочкой, потому что в Европе (и Россия тут не была исключением) с матроской обычно надевали либо широкополую соломенную шляпу, либо уменьшенную копию бескозырки военно-морского флота своей страны.

Но зато в процессе поиска картинок с морской детской дореволюционной модой, наткнулась я на интересные фото.



Слева цесаревич Алексей Николаевич в детской шапочке-колпачке, видимо, родом из Германии
Справа царское семейство, где Алексей одет матросом в бескозырке, а у его сестер на голове детские шапочки-колпачки.

Эта  шапочка-колпачок в Германии должна была быть чем-то народным и традиционным, вот вытащу я немецкую картинку красного колпачка из недавнего поста о Красной шапочке,


Слева: "Красная Шапочка", картина маслом швейцарского художника Альберта Анкера, 1883 год. Справа: Иллюстрация Carl Offterdinger к немецкому варианту сказки Rotkäppchen, конец XIX века

Ну и перед тем как перейти к истории создания головного убора под названием советская детская панамка покажу я еще раз скаутские шляпы, про которые было в предыдущем посте о мужской панаме.


Слева открытка  "Бойскаут машет сигнальными флажками". 1915 год
Справа открытка "Будь готов оказать помощь слабому" 1915 год
Вот собственно эти два головных убора для детей российской элиты и оказали некоторое влияние на то, как  для советского ребенка создавали типовой унисексный головной убор, даже своего рода униформу.

Ну а теперь перейдем к теме государственного создания детского головного убора под названием "панамка". Да-да, эта мода ниоткуда из-за границы не пришла, и никто в СССР и России ее нигде не заимствовал.

Детская панамка - это местное советское изобретение. Более того, для того времени очень инновационное и передовое. Можно даже сказать, что некий авангард в моде.

Напомню, что в СССР строили общность "советский человек" с некими продвинутыми новыми качествами.

1. Советский человек был "безродный интернационалист", поэтому предполагалось, что ему не нужна своя национальная/этническая мода, обычно вообще-то деревенская. Поэтому для советского человека начали создавать новую одежду (смотри советский авангард и что там было революционное и прорывное)

2. В СССР всем были даны равные права, поэтому появилась одежда унисекс. Я не историк моды, поэтому не могу утверждать стопроцентно, была ли советская детская панамка первым в мире и истории моды детским унисексовым головным убором. Но не удивлюсь, если была.

3. В СССР был своеобразный культ униформы. В частности, у детей была школьная форма, пионерская и октябрятская форма, и даже детсадовские панамки были своего рода опознавательным знаком, то есть их тоже можно назвать формой.

4. В СССР руководство сделало все, что было в их силах для того, чтобы поднять "народную культуру" на уровень "элитной", ну типа оперные театры стало везде строить и народ к новым стандартам поведения приучать. Не могу сказать, что попытка увенчалась успехом, она просто породила жуткую разницу между сельской и городской культурой, когда городские стали чувствовать себя культурно элитарными. Но тут важен тот факт, что для создания чего-то культурно "нового" для советского народа не использовались народные (ака деревенские) заготовки, нет, использовались элитные (именно поэтому я начала историю с "ненародных" головных уборов Российской империи)

Ну а теперь давайте посмотрим на картинки.



1920-ые годы. Парад пионеров в Ташкенте

Какая там у нас в Ташкенте народная шапочка? А тюбетейка. Кто-нибудь тюбетейку на ташкентских пионерах видит? Нет, форма ташкентских пионеров очень сильно напоминает форму скаутов, только вместо скаутских шапок белые панамки. Кстати, если присмотреться, они часто слегка разной формы, то есть еще не шьются массово по фабричным лекалам.



Машков Илья Иванович (Россия, 1881-1944) "В пионерском лагере" 1926 год

Позже от скаутской моды стали отходить, всякие гольфы и шорты хаки не прижились, на них просто ресурсов не хватило, проще оказалось одеть детей в спортивные трусы.

Кстати, на всех нижеприведенных картинках обращайте внимание на форму панамки, видно, что она была разной. Видимо, с внешним видом некоторое время экспериментировали.
.

Пахомов Алексей Федорович (Россия, 1900-1973) "Юные натуралисты в Артеке" 1933 год



Чуйков Семён Афанасьевич "Киргизские девочки" 1937 год Киргизский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

Национальным киргизским головным убором является ак калпак (белый колпак). У меня про него даже пост был  Как в Кыргызстане колпак к флагу приравняли. В связи с этим интересно посмотреть на специфическую форму этой киргизской панамки.



Детский сад на прогулке, автор: Макс Пенсон. 1930 - 1940-е годы, Узбекская ССР, из архива МАММ/МДФ.

Детсадовские панамки рассматривать интересней всего. В них видны разные вариации - ближе к косыночке, с разрезами на затылке, что-то в сторону чепчика. Не так уж и легко создать головной убор, который одновременно  унисекс для мальчиков и девочек, да еще и интернационален и нормально воспринимается разными культурами и народами СССР.



Советский детский сад в панамках



Советский детский сад в панамках

Мне лично показалось, что общий вариант выработали только после войны и начали массово клепать панамки установленного образца, по крайней мере головной убор мальчика в 1950-е годы и девочки в 1970-е выглядит абсолютно идентично.



Слева: Долинина Антонина Александровна "Портрет мальчика в панаме" 1950-e
Справа: Ездаков В. "Наташа юный друг пограничников Артек 1973" 1974 г.

Ну и как вы думаете, какая была реакция у населения на такой унисексный и интернациональный стандарт?

Ну во-первых, раз государство так сильно пыталось одеть детей в универсальные головные уборы - панамки, у населения панамками  как-то постепенно стали называться все детские летние головные уборы.
.


Вот эти вот сохранившиеся раритетные советские головные уборы все почему-то называются панамками, даже чепчики и кепочки с явными козырьками



Во-вторых, народ начал заниматься художественным творчеством.

Иллюстрация А. Петрова к рассказу Николая Булгакова "Катина панамка"

Это иллюстрация к книге, а не фотофакт, но я помню, как в моем детстве к девочкиным панамкам иногда пришивали ленточки для красоты. А еще мы на них разные значки и брошки прикалывали

Aпофеозом этого творчества стал совершенно уникальный головной убор, своего рода даже национальный и аутентично советский - панамка вязаная. Такой моды в мире, по-моему, больше нигде нет, она уникальна.


В интернете написано, что это реконструкция советской панамы, вязание крючком.

В общем, в обществе возник художественный протест.  Про протестную песню Пугачевой "Белая панама" я напишу в следующем посте о женской моде на панамы

И что мы видим сейчас? Как ответ панамному интернационализму и унисексу?

Современные детские панамки все больше делятся на панамки для девочек любого возраста, связаные или сшитые как разнообразные шляпки, со всевозможными украшениями, и панамки для мальчиков. При этом панамки для мальчиков значительно менее популярны, носят их или совсем малыши, или определенные субкультуры.

Внизу для примера поместила художественые картины вместо фото, они больше искусство чем реклама, поэтому мне больше нравятся


Кудряшова Екатерина Павловна  "Портрет племянника" 2011 год



Слева: Руднов Сергей Валерьевич "Память солнечного детства" 2012 год
Справа: Вольфсон Павел Семенович "Портрет мальчика в панаме" 2011 год



Слева: Вольфсон Павел Семенович "Портрет девочки в панамке" 2012 год
Справа: Константин Павел "Девочка в белой панаме" 2008 год



Слева: Вольфсон Павел Семенович "Портрет девочки в панамке" 2009 год 
Справа: Коротаева Виктория "Панама" 2012 год


Слева: Выборнова Кристина Александровна  "Наташка в панаме" 2006 год
Справа: Герасименко Татьяна  "Солнечный" 2010 год



Слева: Литвиненко Елена Вячеславовна "Александра" 2015 год
Справа: Руднов Сергей Валерьевич "Девочка в панаме" 2012 год


Пантелеев Владимир Владимирович "Девочка в панамке" 2012 год

Еще интересно, как советские детские панамки отражены в музыкальном творчестве. Я нашла одну единственную песню про детей и войну.

image Click to view



Вот что значит детскaя униформа.

"Белые панамки" Ангелина Шитова, 11 лет, Чебоксары

В заключение хочется напомнить, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса

Современная западная мода находится сейчас в предреволюционном состоянии, и различные борцы за революционные идеи пытаются через концептуальные коллекции и театр моды протащить в общество то, что во многом уже было протащено туда в СССР аж целых 100 лет назад.

Поэтому на многое из того, что даже не предлагает, а просто навязывает сейчас западная мода в качестве МировыхТрындов, нельзя смотреть без усмешки. В СССР такое уже проходили. Целых 100 лет назад.

Продолжение про женские панамы следует

Update В комментариях мне сказали, что я забыла знаменитую панамку-раскладушку, созданную в 1960-х. Публикую
.


история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up