Он едет в Россию искать меценатов, или почему Гуччи важнее катандинского халата?

Jul 15, 2020 00:30



Предмет одежды, который вы видите на картинке, абсолютно уникален. Это церемониальная одежда примерно IV-III вв. до н.э., то есть ей уже значительно больше 2000 лет.

Помимо возраста этой одежды абсолютно уникален ее дизайн. Это вроде как халат, но с хвостом как у фрака, да еще и сделанный из соболиного меха.


Хранится это сокровище в Государственном историческом музее и найдено оно было в вечной мерзлоте в Большом Катандинском кургане на Алтае в 1865 г. академиком В.В. Радловым.

Раньше одежду называли катандинским фраком, сейчас называют катандинским халатом. Он был выполнен из меха соболя, кожи, шелка и золота.

Халат представляет собой одежду широкого покроя на меховой подкладке. Стан халата сшит из небольших кусочков красного, зеленого и коричневого меха, которые образуют рисунок, напоминающий чешую, украшен множеством деревянных и кожаных бляшек разных форм и размеров.


Это чисто прорисовка дизайна, без деталей оформления

Когда халат был найден в середине  XIX века, научной реставрации, а также научных способов хранения одежды, найденой в вечной мерзлоте, не существовало.

Поэтому, когда в 1921 году халат поступил в Исторический музей  из бывшего Румянцевского музея, он представлял собой бесформенный комок пересохшей кожи. В таком виде его нельзя было ни изучать, ни экспонировать.

В 1934 - 1936 гг. халат отреставрировали, основываясь на доступных для того времени технологиях.

Для того, чтобы халат просто можно было развернуть, его размягчили глицерином, и, когда он начал расползаться по швам и не только, его укрепили дополнительной тканью, разделив на мелкие детали, пришив их к дублирующей ткани и собрав обратно в готовую одежду.



На этом фото с повторной реставрации хорошо видно, как на первой реставрации сшивали одежду по кусочкам

После чего одежду стали экспонировать в музее, много лет экспонировали. И вдруг внутри витрины на стекле начал появляться какой-то конденсат, свидетельствующий о том, что что-то очень сильно не в порядке.

В 2005 году халат сняли с экспозиции и начали разбираться, что именно происходит, причем привлекли научных специалистов самых разных областей.

Оказалось, что в халате присутствует огромное количество воды, глицерина и продуктов их разложения, и вся эта среда крайне питательна для почвенных бактерий, которые халат и разрушают.

Халат подвергли антибактериальной обработке, опять разобрали на части, удалили излишки воды и глицерина, поместили в специальный шкаф с инертным газом и начали думать, как спасти. Никакие современные уже существующие методы реставрации и консервации ткани тут не работали, надо было искать какой-то новый путь.

Помогли авиационные нанотехнологии, с помощью которых раньше уже реставрировали обгоревшую бумагу

В ЖЖ есть шикарный рассказ 2014 года об этой реставрации, на который я дам ссылку.
Авиастроительные технологии и скифский халат


Во время реставрациоанных работ. На этом фото хорошо виден "фрак", который на большинстве фотографий не разглядеть.

Нанопокрытие из авиационных тенологий помогло законсервировать элементы одежды, однако сшить их вместе и снова выставить как экспонат, сейчас не представляется возможным.


Спина и рукава после консервации

Поэтому сейчас  Катандинский халат хранится в специально отведенной комнате отдела реставрации и за ним усиленно следят, даже во время коронавируса.

Музею нужна какая-то специальная камера или витрина с регулируемыми климатическими параметрами - температурой, влажностью, освещенностью, в идеале, в бескислородной среде, например, в среде инертного газа.

Когда она появится и кто ее профинансирует, даже не знаю.

Халат-шуба-фрак абсолютно уникальный, нет ничего подобного больше в мире.

И наверное, я бы закончила рассказ на том, как хранители музея заботятся об экспонате даже во время коронавируса, какие они молодцы и энтузиасты, если бы не прочитала некоторое время назад статью аж в ТАСС о том, что мэр Флоренции  навострил лыжи к московским и питерским олигархам клянчить денег на поддержку культурного наследия своего города, так как коронавирус очень сильно ударил по их экономике.Туристы к ним не ездят и Гуччи у них не покупают.   Мэр Флоренции надеется на помощь российских меценатов городу



Представляете?

Мэру Флоренции даже в голову не приходит для улучшения экономического положения продать какой-нибудь музейный  экспонат, как это делали, например, большевики после революции, когда по-другому было не выжить. Мэру Флоренции не приходит в голову взять в долг до лучших времен, чтобы потом отдать с процентами. Нет, он едет в Россию искать меценатов, которые ему денег просто подарят, и небось еще и польщены будут, что к ним обратились такие люди, сам мэр Флоренции, не какого-то Мухосранска.

А хранители Исторического музея денег клянчит не умеют. Ну или их российские меценаты за Мухосранск считают, не знаю.

И нет никакого закона, что если ты спонсируешь культуру заграницы, будь готов выложить такую же сумму на российскую культуру (а еще лучше в два или в пять раз больше).

Может пора принять?

история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up