Былинные костюмы Ольги Кручининой в фильме "Илья Муромец" (1956)

Apr 18, 2020 00:15



После "Садко" Ольга Кручинина стала создавать костюмы для следyющего фильма  Александра Птушко "Илья Муромец", работа над которым заняла несколько лет. "Илья Муромец" - первое широкоформатное российское кино, что заставило внести свои коррективы в создание декораций и костюмов.



Ольга Семеновна на съемках фильма "Илья Муромец". Из фондов РГБИ

"Работа художников в фильме "Илья Муромец" - пример мастерства и изобретательности, заслуживающий пристального внимания, - писал легендарный художник-постановщик, дважды номинант на Оскар  (прим. за "Войну и мир") Г. А. Мясников, - Прежде всего стоит отметить, что художники проделали перед съемками гигантскую подготовительную работу, продолжавшуюся без малого два года. В этот период был изучен огромный историко-документальный материал в музеях, библиотеках и в местах расположения памятников старинной русской архитектуры.

Среди прочего источником вдохновения для этой кинобылины стали картины В. Васнецова
.


Кадр из фильма "Илья Муромец"
.


"Богатырский галоп", В. Васнецов
.


Кадр из фильма "Илья Муромец"
.


В. Васнецов "Витязь на распутье"
.


Кадр из фильма "Илья Муромец"
.


В.М. Васнецов. "Бой скифов со славянами"
.


Слева: эскиз костюма к фильму Илья Муромец. Художник по костюмам О. С. Кручинина
Справа: кадр из фильма "Илья Муромец".


На съемках фильма "Илья Муромец" М.Пуговкин, А.Абрикосов, члены съемочной группы

Ну и конечно в решении декорационной среды и костюма Руси художники Е. Куманьков, Е. Свидетелев и О. Кручинина исходили из богатого наследия русской культуры XII - XIII вв. Это памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра.

В поисках колористического решения фильма художники копировали образцы старинных русских икон".
.


Слева: Владимир и вмц. Варвара. Икона. 1908 - 1917 гг. (ГИМ). Справа: Икона Борис и Глеб, XIV в.

У иконописи позаимствована не только цветовая гамма. Металлизированные и перламутровые фактуры тканей нарядов Князя и Княгини одновременно подчеркивают их высокий статус и создают иллюзию внутреннего свечения, как у иконы.
.


Кадр из фильма "Илья Муромец"
.


Эскиз костюма к фильму Илья Муромец. Художник по костюмам О. С. Кручинина
.


Кадр из фильма "Илья Муромец"
.


Эскизы костюмов Князя и Княгини. Художник по костюмам О. Кручинина. Фонд РГБИ
.


Кадр из фильма "Илья Муромец"

Особенно это впечатляет в темных сценах - словно никакая тень не сможет затмить княжеского сияния.
.

Кадр из фильма "Илья Муромец"

На Мосфильме сохранился этот костюм, предлагаю вам детально рассмотреть его:




Конечно, время его потрепало, но вы еще можете оценить сложную работу по созданию фактуры ткани: тут и вышивки, и металлические накладки...
.


В ответ на вопрос в комментариях. Подвески на короне называются " катасисты", часто присутствуют на византийских мозаиках. Внизу император Александр на мозаике из Hagia Sophia. Еще одна мозаика с такой короной есть в посте о фильме "Сказка о царе Салтане".



"Все, относящееся к стольному Киеву, Карачарову, и в эскизах, и в фильме воплощено в монументальных архитектурных формах, в жизнеутверждающем колорите, оптимистически окрашивающем светлое начало былины" - снова тут и дальше цитирую статью Г. Мясникова.
.

Кадр из фильма "Илья Муромец"

"Все, относящееся к царству Калина, решено в тяжелых, неуклюжих формах, в оранжево-коричневых, мрачных тонах..


Кадр из фильма "Илья Муромец"

В таком же духе выдержаны и костюмы. Богатырские доспехи, торжественные одежды Владимира, бояр, Василисы - их строгость, ясность покроя, мажорность цветосочетаний противопоставлены экзотической декоративности тугар. На костюме в фильме лежит печать тонкого вкуса и высокого мастерства замечательной художницы О. Кручининой"
.


Войско и богатыри. Эскиз костюмов к фильму "Илья Муромец". Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

Все это создало "нежный покров поэтичности, которым прикрыта историческая жизнь народа, отраженная в былине" (цитата из статьи А. Птушко).

отсюда
Не знаю, нужно ли рассказывать, что этот фильм в США также был переделан и изуродован. "Меч и дракон" называется. И главное в этом фильме - это, оказывается, рекорд Гиннесса по количеству массовки. Ни одного русского имени на постере и ни одного упоминания СССР.
.


костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up