С Масленицей!
Вот и наступает Масленица - самый веселый и красивый российский праздник, который многие за границей считают русским карнавалом. И опять появляются на улицах красочные ярмарки с балаганами, скоморохами-затейниками, ряжеными и любимым Петрушкой.
Когда-то в стародавние времена бродили по российским дорогам скоморохи -циркачи, актеры, музыканты, ряженые и медвежьи дрессировщики. Люди они были вольные, правилам и законам особо не подчинялись, а иногда и разбоем промышляли. Поэтому в XVII веке власти скоморошество запретили, два указа вышло по этому поводу - в 1648 и 1657 годах. И пришлось скоморохам переквалифицироваться - в медвежьих поводырей, шарманщиков и кукольников. По крайней мере, именно с XVII века в России известны перчаточные куклы Петрушки
Изначально, актер-кукольник, показывающий Петрушку работал без ширмы. Он подвязывал к поясу юбку, на которую был нашит обруч. Затем эта юбка поднималась и образовывала собой подобие кабинки, внутри которой играл кукольник.
Адам Олеарий. Кукольник. 1643 г гравюра из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно"
"Их плясуны - вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол, устраивают представление (у голландцев оно называется Kiucht). Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры..."
Только в XIX веке для представлений Петрушки появилась переносная ширма. Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и была достаточно большой, чтобы скрывать кукольника.
Соломаткин Леонид Иванович "Петрушка" 1878 г
В России петрушечниками были только мужчины. Чтобы привлечь публику на ярмарочных представлениях голос Петрушке делали очень громким и писклявым. А чтобы достичь этого эффекта использовали специальный
пищик. В результате речь у Петрушки была очень быстрой и "пронзительной". Ни с кем Петрушку было не спутать! И никак его представление было не пропустить!
Соломаткин Леонид Иванович "Петрушка" 1882 г Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
А еще собирать зрителей помогала шарманка - старинный механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений, похожий на коробку с ручкой. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке уметь было не надо. Крутишь ручку - она сама и играет. С шарманщиками кукольники объединились в XIX веке, хотя иногда петрушечник был и актером и шарманщиком в одном лице.
Корзухин Алексей Иванович "Петрушка идет" 1888 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева Слева как-раз виден шарманщик
В театре Петрушки существовало несколько основных сюжетов: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её и т.д. В зависимости от этого использовались различные куклы, которых у петрушечника могло быть от 7 до 20. Сюжеты для представления передавались от актёра к актёру, из уст в уста, но обычно представляли собой сатирические сцены, в которых Петрушка побеждал всех и вся - попов, полицию, черта и смерть.
Маковский Владимир Егорович "Кукольный театр в деревне". 1908 г.
В начале XX века "Комедия о Петрушке" начинает разрушаться. Помимо балаганных представлений петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, поэтому текст сценок стали менять на более приемлемый для данных целей.
Cудейкин Сергей Юрьевич. Масленичный Петрушка. 1910-е гт
Кроме того стали появляться стационарные кукольные и детские театры, для которых авторские сценарии писали профессиональные писатели. Например, С. Я. Маршак в 1927 году написал пьесу для детского театра "Петрушка-иностранец"
Сергей Судейкин. Петрушка. 1915 г. Собрание В.Я. Андреева. Москва.
В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой, так и живым актером на сцене. И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.
Тышлер Александр Григорьевич "Петрушка" 1965 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева"
Традиции забылись до такой степени, что на редких изображениях советского времени кукольники выглядели как-то совсем уж фантастично.
Тут аж трое кукольников прямо с разобранной ширмой на лошади едут
Тышлер Александр Григорьевич "Петрушка. Кукольный театр". Серия "Русский театр". 1966 г. Коллекция А.Г. Тышлера,Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина"
А тут вообще скоморохи без Петрушки, но с куклами, которые изображают сцену приставания попа к женщине. При этом публики у скоморохов не наблюдается, зато наблюдаются фонари очень современного вида.
Валентин Ходов "Кукольники". 1980 г.
Или вот на этой иллюстрации это обруч такой? Где там место для кукол в такой тесноте и как это все не падает?
В.А. Милашевский. Иллюстрация к сказке "Конёк-Горбунок" 1986 г.
А тут картина названа "Петрушка", но когда это у Петрушки был такой наряд, как у Арлекино? К тому же куклы непонятно какие - и на перчаточных не похожи, и на марионеток тоже.
Аланнэ Кирилл "Петрушка" 2009 г.
А вообще Петрушку с кукольником стали на картинах очень редко изображать, вместо этого стали рисовать очень много картин, где Петрушка сам по себе, типа Петрушка-скоморох. Я их сюда даже вставлять не буду, не по теме.
Дмитрий Холин "Масленка"
Зато появились настоящие кукольники-петрушечники и даже с настоящими шарманками. И веселят публику на Масленицу!
Click to view
Click to view
С Масленицей!