Балетный Петрушка Бенуа

Sep 27, 2019 01:00

Балет этот появился на свет достаточно случайно.

Дягилев пригласил Стравинского к сотрудничеству после того, как побывал не премьере сюиты "Фавн и пастушка", одного из ранних сочинений композитора, написанных под руководством Римского-Корсакова, у которого Стравинский брал уроки.

Стравинский  с радостью согласился и написал балет "Жар-птица", премьера которого в 1910 году с огромным успехом прошла в Парижском театре Гранд-опера. После этого Игорь Федорович  уехал на отдых в Швейцарию, чтобы восстановить силы перед написанием другого заказанного ему балета - "Весна Священная". И именно там на отдыхе, когда ему было нeчeм заняться, он экспромтом сочинил небольшую концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем, назвав ее "Петрушка". Когда музыку прослушал Дягилев, он решил, что из нее получится прекрасный самостоятельный балет.

Так родился балетный Петрушка.

Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом

Особую роль в создании как балета, так и образа Петрушки сыграл художник Александр Николаевич Бенуа. Он создал для балета "Петрушка" либретто, декорации и костюмы, и в работе его  вдох­новляли детские воспоминания о петербургских масленичных гуляньях.

Русский балет в 1911 году все еще цеплялся за французские классические корни. Несмотря  на то, что еще в XIX веке появилось движение славянофилов, а к концу века был создан псевдорусский стиль в архитектуре, собраны русские сказки, написаны картины и даже оперы на русские сюжеты, но вот именно в балете царил застой. B императорских театрах ставили классических "Жизель", "Эсмеральду", "Дочь фара­она", "Баядерку", "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу", ни одного русского героя, ни одного русского мотива.

И балет "Петрушка" на этом фоне стал просто прорывом. там не было никакого классического балетного танца, там на сцене гуляла русская Масленица, под русские песни и с русскими плясками.



Слева: А.Н. Бенуа Петрушка. Эскиз костюма В.Ф. Нижинского для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". 1911 г.
Справа: Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в костюме Петрушки, 1911 год, Париж



Вацлав Нижинский в образе Петрушки 1911 год, Париж,



Сцена из балета "Петрушка" 1911 год театр "Шатле", Париж.  Петрушка - Вацлав Нижинский, Балерина - Тамара Карсавина. Художник Александр Бенуа

Как видно на этих картинках и фотографиях, у Петрушки было два варианта костюма - с клетчатыми штанами и однотонными, колпак был в двух вариантах, и рубашка тоже - в более русском стиле и что-то ближе к Пьеро.



А.Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". 1911 г

А вот так балетного Петрушку изображали заграничные художники\


Слева: Джордж Лепап (Georges Lepape) Нижинский в "Петрушке" 1912 год Справа: Рене Булль (René Bull) Балет Игоря Стравинского "Петрушка". Сцена с Арапом, Балериной и Петрушкой. 1913 год



Рене Булль (René Bull) Балет Игоря Стравинского "Петрушка".  Бурлеск Сцены в 4 картинках 1913 год



Франц Клайн (Franz Kline). Нижинский в роли Петрушки. 1948 г.

После оглушительнейшего успеха в Европе балет захотели поставить и в России.  В 1917 году Бенуа даже сделал специальные костюмы и декорации, но из-за известных событий премьера состоялась только в конце 1920 года - уже в Петроградском театре оперы и балета, а в начале 1921 года балет поставили в Большом театре в Москве




Слева: Бенуа Александр Николаевич Эскиз костюма "Петрушка". 1917 год  Для балета  "Петрушка" (Премьера: 20.11.1920 г). "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"
Справа тоже Бенуа Эскиз костюма "Петрушка". 1917 год

Бенуа Александр Николаевич Эскиз костюма "Петрушка". 1917 год



Бенуа Александр Николаевич Эскизы для балета Стравинского "Петрушка" - Комната Петрушки. 1917 год



Бенуа Александр Николаевич Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка" Период создания: 1918 год. Самарский областной художественный музей

Ну и далее во всех постановках всех советских театров художники использовали этот же образ Петрушки, до такой степени он стал классическим.

Например, в 1935 году зарисовки балета сделал художник Визель Эмиль Оскарович.



Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.
Л. С. Леонтьев - Петрушка в балете "Петрушка" И.Ф.Стравинского. 1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"


Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"



Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"



Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"



Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.
Посередине портрет Л. С. Леонтьева в роли Петрушки. 1934 год  Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Не могу сказать за все постановки за границей, но в 1925 году костюм Петрушки для Метрополитен-оперы создал русский художник-иммигрант  Судейкин, и его Петрушка выглядел сильно иначе, не похожим на Петрушку Бенуа


Судейкин Сергей Юрьевич Эскиз костюма Петрушки к балету "Петрушка" в Метрополитен-опере 1925 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Но этот нью-йоркский образ тем не менее не прижился. В моде вечный Бенуа, и вот так обычно выглядит Петрушка на сцене.



Слева направо: Роджер Вуд в роли Петрушки в Ковент-Гарден 1957 год; Рудольф Нуриев (1938-1993) в роли Петрушки 1963 год; Ярослав Сех в роли Петрушки 1965 год



Слева направо: Михаил Барышников в оригинальном костюме Петрушки Нижинского. 1978 год; Филипп Степин в роли Петрушки; Андрей Меркурьев в роли Петрушки.

Ну и если кто хочет посмотреть сам балет, он довольно короткий.

Содержание:
Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья. В центре событий находится любовная драма кукол - Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает соперника - Петрушку. В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва, которые соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины - представляют собой массовые сцены праздничного гулянья.

image Click to view



костюм, Россия

Previous post Next post
Up