Елена Сергеевна Булгакова оставила запись в дневнике: "Однажды мы получили приглашение. На визитной карточке Буллита чернилами было приписано: “фрак или чёрный пиджак”. Миша мучился, что эта приписка только для него. И я очень старалась за короткое время “создать” фрак. Однако портной не смог найти нужный чёрный шёлк для отделки, и пришлось идти в костюме. Приём был роскошный, особенно запомнился огромный зал, в котором был бассейн и масса экзотических цветов".
История с фраком получила отражение на страницах "Мастера и Маргариты": "Да, - говорила горничная в телефон... - Да, будет рад вас видеть. Да, гости... Фрак или чёрный пиджак".
Из романа:
Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.
Для "Весеннего фестиваля" в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.
Большой зал Спасо-Хауса для приемов. При определенном освещении колонны вполне могут искриться.
Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…
Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о "массе тюльпанов, роз - из Голландии".
Банкетный зал Спасо-Хауса
Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
- Кто дирижер? - отлетая, спросила Маргарита.
- Иоганн Штраус …
В Москву специально для этого бала на гастроли был выписан оркестр из Праги.
В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой - стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый - прозрачно-фиолетовый, второй - рубиновый, третий - хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.
В центре большого зала под люстрой во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: "В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты".
Люстра, под которой стоял фонтан с шампанским. За люстрой на втором этаже балкончик для оркестра
Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.
Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.
Для приглашенной в гости на прием советской элиты этот роскошный бал приобрел позже действительно адский смысл.
Click to view
В 1936 году, 16 мая, Буллит был отозван в США президентом Рузвельтом и затем назначен послом во Франции, где проработал до нацистской оккупации в 1940 году (символический смысл данного совпадения мы тут рассматривать не будем, у французов вроде бы нет никаких ассоциаций между Буллитом и Сатаной в любом его виде).
Осенью 1936 года был арестован Карл Радек.
В 1937 году прошла серия арестов высшего командного состава Красной Армии во главе с Тухачевским.
Зимой 1938 года были арестованы Николай Бухарин и с ним еще 20 человек.
В то время, когда Михаил Булгаков переписывал сцену бала, он был, вероятно, одним из немногих уцелевших участников того приема, который американцы искренне считали "лучшим в Москве после pеволюции". И самым дорогим дипломатическим приемом в истории США,
И, вспоминая, как на балу Булгакова королева была в восхищении, можно не упоминать слова "коррупция, подкуп, шантаж на голых девочках и вербовка местной элиты". Королева в восхищении! Мы в восхищении!
И вот прошло 75 лет.
В 2008-2011 годах послом США в России работал Джон Байерли. Именно на период его работы в Москве пришелся жуткий мировой экономический кризис, последовавший за лопнувшим ипотечным пузырем и нехило тряхнувший абсолютно все страны, включая Россию, хотя конечно с голодом 1930-х и рядом не стояло. В цивилизованные времена живем, голодом у многих считается отсутствие хамона и пармезана.
И осенью 2010 года Джон Байерли устраивает вдруг в Спасо Хаусе “Феерический бал", чтобы отпраздновать 75-летнюю годовщину "Весеннего фестиваля", на котором был Михаил Булгаков, "который, согласно нескольким исследователям его творчества, вскоре увековечил этот праздник в своем знаменитом романе “Мастер и Маргарита”, передав его атмосферу в сцене “весеннего бала полнолуния. И вот, мы решили дать новый бал, чтобы отметить годовщину того исторического события, которое стало одним из примеров взаимного влияния русской и американской культур." (из пресс-релиза)
Этот бал был задуман как некое "повторение" бала 1935 года, но уже в современных реалиях.
Весенний бал Буллита 1935 года обошелся по тем временам в астрономическую сумму 7 тысяч долларов, с учетом инфляции согласно калькулятору сейчас в 2019 году это стоило бы больше 130 тысяч долларов. Оплатил это расходы Буллит из собственных средств.
В 2010 году бал оплачивался из бюджета, а не личных средств посла США. Стоимость бала я не знаю.
Согласно опубликованным фотографиям и видео на ютьюбе
Enchanted Ball. Бал из "Мастера и Маргариты" по-американски животные на балу 2010 были на самом деле переодетыми в костюмы аниматорами, висящие под потолком птицы были сделаны из папье-маше, кот присутствовал в качестве проекции на потолке, а стол с явствами не то что тюльпанами не украшен (ладно, осень - не сезон), но и вообще никаких цветов не видно.
Приглашен был местный джаз-оркестр, музыкантов из-за границы не выписывали.
Mало того, что не все приглашенные гости пришли в черном фраке или костюме, там еще и на прием пригласили реконструкторов, которые изображали военную элиту 1930-х. Современная российская военная элита в американское посольство не ходит, впрочем, чиновничья тоже не особо, там в основном тусуется богема, а богеме на балу реконструкторами не трудно поработать
Еще на видео видно, что гостям показывают фокусы и приколы с деньгами и картами.
Вот, правда, до такого не дошло, а очень жаль, было бы интересно.
Click to view
Вскоре после организации данного бала Джон Байерли был из Москвы отозван, прямо как Уильям Буллит в свое время.
А на следующий год случились гонения на Болотной и прочие репрессии, по поводу которых до сих пор возмущается вся "демократическая общественность планеты".
Вот так то!
Говорят, что "история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса" (по-моему, Гегель)
В этом случае попало просто в точку.