Пасхальные игры с яйцами в русской живописи.

Apr 26, 2019 01:00

В преддверии праздника.



"Что за радость для сестрички, когда красит брат яички". Дореволюционная пасхальная открытка

Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, связанных с крашенными яйцами, которые вошли в быт как игры и праздничные развлечения. Некоторые из этих игр и обычаев изображены на картинах русских художников или иностранных, временно работавших в России.


Крашение яиц

Обыкновенно на Пасху красили куриные яйца, реже гусиные.

Как правило, окрашивали их с помощью отвара луковой шелухи, или сразу с шелухой варили, или в горячий отвар уже вареные яйца на некоторое время опускали. В зависимости от времени нахождения в отваре яйца получались или более светлые или более темные. Шелуха желтого лука давала оттенки от лимонного до коричневого, шелуха красного лука от розового до темно-красного.



Милорадович Сергей Дмитриевич (1851 -1943) “Приготовление к Пасхе” 1910 г

Существовал и иной способ: яйца заворачивали в разноцветные ткани или обматывали цветными шерстяными нитками и проваривали.

Также, яйца расписывали красной краской в горячем виде. И краска была дорогой, поэтому позволить себе ее купить мог не каждый.

Красить яйца в темные цвета было не принято.

Кроме того, на Пасху дарили и расписные деревянные яйца.



Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (1867-1930) "Приготовление к Пасхе"  Дореволюционная пасхальная oткрытка Изд. Ленц и Рудольф, Рига

Крашеные яйца имели  свои названия: крашенка - окрашенные в один цвет, крапанкa - имеющие на цветовом поле полоски, пятна, крапинки; писанкa - раскрашенные от руки сюжетными и орнаментальными композициями.

Русские художники на картинах и открытках изображали в основном писанки. Нашла только одну открытку с крашенками в луковом отваре.



Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873- 1954) "Канун Пасхи в старину". До 1917 г


"В будни поработаем - в Праздник погуляем!" Дореволюционная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914)



Дореволюционная пасхальная открытка



Дореволюционанная пасхальная открытка




Дореволюционные пасхальные открытки, справа единственная, где показана окраска яиц в луковом отваре.



Алексей Зайцев (род. 1959) “Пасхальные хлопоты” 2007 г.



Корбаков Владимир Николаевич (1922-2013) "Крашение пасхальных яиц". 2008 г.



Сипович Татьяна Михайловна "Приятные хлопоты" 2009 г



Рачкова Инга "К Пасхе" 2015 г



Круппа Наталья "Скоро Пасха!" 2016 г



Курий-Максимов Наталья (род. 1987) "Писанки"

Игра в битки

Повсеместной игрой-забавой на Пасху было битье яиц. Самое простое - два яйца били друг об друга, причем бились обоими концами яйца. Острый его конец называли носочком, а тупой - пяткой. Сначала бились носочком, а затем пяткой. Если разбивались оба конца, то яйцо считали проигранным и оно переходило к победителю, а если разбивался только один конец яйца, его делили пополам.



Гейслер Кристиан Готлиб Генрих "Пасхальные яйца" 1805 г.

Иногда взрослые начинали игру прямо в церкви после литургии во время христосования. Потом бились яйцами за столом, когда разговлялись, тогда в игре принимали активное участие дети. А уже во время праздничных гуляний на улице бились преимущественно парни и мужики.



Сычков Федот Васильевич (1870- 1958) "Игра в битки". Дореволюционная пасхальная открытка

Для удачной игры выбирали яйцо с "мягкой" скорлупой, которое при легком постукивании о зубы издавало глухой звук. Если же яйцо "звучало", т.е. звук был звонким, говорили, что его скорлупа окостенела, стала хрупкой и не выдержит удара.



Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) Дореволюционная пасхальная открытка




Дореволюционные пасхальные открытки, слева: Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)



Дореволюционная пасхальная открытка



Дореволюционная пасхальная открытка




Дореволюционные пасхальные открытки



Дореволюционная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914)



Дореволюционная пасхальная открытка




Дореволюционные пасхальные открытки



Филь Таня  "Светлый праздник Воскресения" 2009 г.



Сюзева Наталья "Пасха" 2018 г.

Катание яиц

Cамой распространенной игрой на Пасху было катание яиц с какого-нибудь бугорка, с лубков, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков - узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики.

Причем в эту игру играли не только в пасхальное воскресенье, но и всю неделю после него до следующего воскресенья Красной горки, когда справлялось большое количество свадеб.


Гейслер Кристиан Готлиб Генрих "Катание яиц" 1805 г.

Играющие по очереди спускали яйца с лотка или в начале игры выкладывали их полукругом перед лотком.
Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо.

В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее.


Кошелев Николай Андреевич "Дети, катающие пасхальные яйца" 1855 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Транковский Алексей Иванович "Катание яиц" (вторая пол. XIX века)



"Христово Воскресенье, всем на веселье!" Дореволюционанная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914)



Гермашев (Бубелло) Михаил Маркианович (1867-1930) "На Пасху". Дореволюционная пасхальная открытка



Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)  "Христос воскресе! Катание яиц". Дореволюционная пасхальная открытка.




Дореволюционные пасхальные открытки, справа: П. Иванов "Теремные забавы на Пасху XVII век".



Дореволюционная пасхальная открытка



Дореволюционная пасхальная открытка

В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним.

В некоторых деревнях на Русском Севере во время праздничных угощений катали яйца также в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым.

Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл "раззявой".

Кстати, у меня тут только живопись с катанием яиц, а вообще-то сохранились еще и дореволюционные фотографии, как яйца на досках катают городские жители вроде как дворянского сословия.


Сычков Федот Васильевич  (1870- 1958) "Игры на Пасху" Дореволюционная пасхальная открытка



Прусова Татьяна Владимировна (род. 1954) "К бабушке на Пасху"



Дмитрий Холин "Катание яиц". 2005 г.

Игра в кучки

Игра в кучки считалась забавой для девушек. Одна из девиц, которая не принимала участия в обряде, насыпала несколько больших кучек из песка. Их могло быть много, но главное - не менее чем по две на каждую участницу. Под одну кучку из пары заранее пряталось яйцо. Кучки засыпались так, чтобы все выглядели одинаковыми. Играющие угадывали, где спрятано яйцо. Если удалось с первого раза, это расценивалось как знак удачи на ближайшее время.

Современным вариантом этой игры являются Шапки, которые используются вместо кучек. Выбирают ведущего, все игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает игрок; угадавший становится ведущим.



Сычков Федот Васильевич (1870- 1958) "Пасхальная игра в кучки" Между 1904 -14 гг. Пасхальная открытка изд. Ришара

Есть еще много современных описаний разных других игр. Но картин и открыток с такими изображениями  я не нашла.

Нашла вот такую странную дореволюционную открытку с ловлей яиц сачком, что за игра, непонятно, но сейчас в нее точно не играют.



Что же касается бегания по лужайкам и собирания пластиковых яиц с конфетами от Easter Bunny, то такие картины рисуют заграничные художники, вот здеcь, например, вообще дети на кладбище среди надгробий бегают.



Bo Bartlett (American, born 1955) Easter. 2015 г

А у вас чтo дети на Пасху делают, в какие игры играют? И как вы яйца красите, каким способом?

Россия, праздник

Previous post Next post
Up