Марийский национальный костюм

Aug 22, 2018 22:45



Чемпион мира по смешанным боевым искусствам (UFC 6) "Русский медведь" Олег Тактаров в марийском национальном костюме

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Ранее я писала про Чеченский национальный костюмЯкутский национальный костюм и  Мордовский национальный костюм, на этот раз очередь Марийского.

Национальный костюм - это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого - марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

История народа

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

* горные марийцы Республики Марий Эл;
* луговые - Волго-Вятского района;
* восточные - Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Основные части народного костюма




Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные - ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной - наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.



Туника - основная часть любого марийского наряда, - создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали - таким образом получались рукава.



В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже - сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

Основной цвет - белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет - его получали в результате варения определенных растений.



Юлия Шалаева, корреспондент ГТРК "Вятка"

В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.

Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.

Под любой наряд, не важно - мужской он или женский, - надевались штаны.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась - к этому времени туника доходила только до середины бедра.



Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные - широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой - из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор - зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом - белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

Женский костюм

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.



Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами - чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.





Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания - восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые - в узкие.

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа - девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.





В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки - кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.



Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин - это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы - на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.





Свадебный наряд

Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.



У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого - вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.



Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок - летом он повязывается поверх такии, зимой - поверх меховой шапки.

Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.



Современный свадебный костюм с национальным марийским орнаментом









Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Отсюда

*********************************


Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала "Арслан" Эльвира Куклина рассказала : "Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа".



Эльвира Куклина на передаче "Большая страна" на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” - “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.



Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” - “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

image Click to view



Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется "Пеледыш пайрем" или "Праздник цветов".



Празднования праздника "Пеледыш пайрем"

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник "Пеледыш пайрем" состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.



Празднования праздника "Пеледыш пайрем" в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.



Кугече - Марийская Пасха



Марийский национальный праздник Семык



Праздник Ӱярня - марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

image Click to view



Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной "на каждый день"?

Россия, этномода

Previous post Next post
Up