В 1985 году американский дизайнер Донна Каран поразила модный мир, создав концепцию практичного и элегантного гардероба деловой женщины, где важно не количество предметов, а их сочетаемость.
Донна создала некий капсульный набор, названный "seven easy pieces" ("семь легких предметов гардероба", где “легкий” - это простой, удобный, доступный), который на основе всего нескольких вещей, которые можно было легко компоновать, создавая разные виды, практически решил многолетнюю проблему работающих женщин, как сделать так, чтобы рабочий гардероб перестал быть головной болью и финансовой проблемой.
Слово "легкий" было самым главным, так как в американских офисах костюм или, по крайней мере, что-то, застегнутое на пуговицы, и красивые брюки были чисто мужской униформой.
Женская одежда для работы всегда была достаточно нелегким выбором - с одной стороны женщины должны были быть женственными, с другой стороны не такими женственными, чтобы в деловых рабочих отношениях создавать какую-то неделовую и нерабочую фривольность.
И многие-многие женские платья для работы просто не подходили - они были слишком яркие, или слишком обтягивающие, или просто слишком сексуальные до непристойности. А могли быть, наоборот, слишком мужскими, унисекс тогда еще в моду не вошел.
Одеваться американским женщинам на работу в то время было совсем не легко, а, наоборот, очень трудно.
И, как это ни странно звучит, в наше время у американских работающих женщин опять та же самая проблема, но уже по другим причинам.
В последние десятилетия женщины / феминистки добились очень больших изменений в условиях работы женщин, включая изменения в требованиях к одежде.
Помимо женщин/ феминисток многих изменений добились и другие группы населения, активно борющиеся за свои права.
В результате в США больше нет доминирующего дресс-кода, который четко описывал бы правила, как можно и нельзя одеваться в офис.
Такие консервативные в отношении одежды секторы, как финансы и право, по-прежнему могут требовать очень формальной одежды.
А Силиконовая долина тем временем - это бастион неформальности, где на работу можно ходить в шлепках, шортах и худи / толстовке.
Дресс-код Силиконовой долины. Начальники и подчиненные.
Между этими двумя полюсами расположен огромный спектр различных корпоративных, государственных, школьных, общественных и т.д. организаций и офисов, где очень легко запутаться, что же можно, а что нельзя носить на работу.
Хоуп Хикс на международном мероприятии в мужском тукседо.
"Рабочая одежда" сейчас уже не означает костюмы, блейзеры, накрахмаленные рубашки и брюки. Она вообще означает непонятно что. Слишком уж много развелось всяческиx политических активистов, борющихся за права конкретных групп на рабочем месте.
При этом бренды, которые традиционно предоставляли женщинам подходящую для работы одежду и за доступную цену, типа Anne Klein, Ann Taylor, Banana Republic, J.Crew, как-то сильно отстали от жизни и никак не могут угнаться за модой в "новые времена новой реальности".
У них нет видения того, как должен выглядеть современный женский гардероб.
Работница J.Crew
Они не в состоянии придумать никаких новых наборов "семи лёгких предметов" для женщины или чего-то подобного, такое ощущение, что они просто стараются хоть как-то выжить, либо цепляясь за прошлое, либо бросаясь из крайности в крайность, пытаясь уловить нынешние безумные тренды "уличного стиля", меняющиеся каждые полгода.
В наши дни многие женщины, пытающиеся делать покупки одежды для работы в этих магазинах, простo не могут найти то, что они ищут.
Кроме того, существует достаточно сильная путаница в понимании, что именно подходит для работы в каком именно офисе.
Возрастающая свобода выбора одежды фактически усложнила для очень многих женщин решение о том, что подходит для работы и для какой именно работы.
Напомню недавнюю ситуацию с платьями без рукавов в здании Конгресса. По дресс-коду туда в таких платьях не пускали, нескольких журналисток отправили прямо с порога, а между тем в магазинах летних платьев с рукавами в тот момент не продавалось. Не модно было.
Одежда от Ann Taylor
И в соцсетях пошла волна вопросов, когда молодые девушки публиковали фотографии всех своих летних платьев и спрашивали совета, пустят ли в таком в правительственное здание, тот же суд. Надо сказать, что почти все платья были очень летнего почти пляжного типа с открытыми плечами. Но других в магазинах просто не было.
Одновременно женщины устроили политические протесты по поводу платьев с рукавами/без рукавов, как в соцсетях, так и в самом Конгрессе.
Ситуация с дресс-кодом настолько поляризована, что некоторые бренды, которые пытаются усидеть на двух стульях, подстраиваясь и под требования офисов, и под требования постоянно меняющихся модных трендов и уличного стиля, просто не выдерживают, как это случилось с DKNY, брендом от Донны Каран, запущенном в 1989 году.
Одежда от DKNY
Дизайнеры этого бренда постоянно пытались включать в классических офисный пошив уличную и спортивную составляющую, а те, в свою очередь, постоянно отдалялись друг от друга (напомню, что начиная с 2014 года нас буквально волоком тащили в сторону “голых платьев без трусов”, а то, что в магазинах было невозможно купить летние платья, просто прикрывающие плечи - лишь одно из подтверждений). В результате дизайнеры оттуда просто ушли, им надоело мучиться, а бренд был продан.
В принципе, общие требования к рабочей одежде не изменились, они какими были 30 лет назад, такими и сейчас остались.
1. Одежда не должна быть слишком сексуальной, вызывающей и откровенной, так как люди на работу работать приходят, а не от спермотоксикоза мучиться.
2. Одежда должна быть аккуратной и хорошо сидеть, без каких-то мешковатостей, не говоря уже про известный тренд oversize.
Тем не менее по сравнению с ситуацией 30 лет назад многое изменилось, в частности, размылись многие линии между повседневной / спортивной одеждой и офисной. Например, исчезло табу на легинсы, их теперь часто носят на работу, хотя еще и не везде.
При этом, как я уже многократно говорила, в Америке сейчас не существует культуры ателье, когда одежда шьется по твоей конкретной фигуре, под твой рост, твою длину рук и ног, твою грудь, твою талию и т.д. Можно только сделать некую alteration в химчистках, то есть подшить подол или рукава, плюс существуют всякие липучки, чтобы поддерживать лиф на теле правильным образом даже при разных размерах груди.
Напомню последний европейский визит Меланьи Трамп, где многие ее костюмы выглядели явно не по фигуре, как будто они маловаты. Вот это типичный пример “индивидуальной” одежды, которая продается просто как одежда под размер, а не под конкретного человека.
В связи с этим более спортивная и повседневная одежда более свободного покроя всегда будет более популярна, так как там практически нет проблем с тем, что талия на платье находится на сантиметр выше твоей собственной талии, а рукава либо слишком короткие, либо слишком длинные. Про грудь я уже вообще молчу. В одежде свободного покроя покупаешь S, M, или L и под нее надеваешь, что хочешь. А у какого-нибудь приталенного и сшитого якобы по фигуре (манекена, не твоей) платья проблемы будут видны просто от неправильно подобранного бюстгальтера. И липучки не всегда помогут.
Кроме того, спортивную и повседневную одежду проще и дешевле массово шить, то есть ТНК на ней делают больше денег.
Многие розничные сети значительно сократили коллекции офисной одежды в магазинах или перевели их полностью онлайн, при этом в отличие от магазинов, где на манекен надеваются подходящие друг другу предметы, чтобы образ выглядел стильно, в онлайн продажах все предметы продают отдельно, а большинство людей в этом мире не может самостоятельно подобрать стильный комплект, если кто-то не сделал это за них.
Большинство женщин, которые мучаются с выбором офисной одежды и не могут себе беспроблемно что-то купить, жалуются на то, что им предлагают МОДУ, а им не нужна мода, им нужен СТИЛЬ. Профессиональный.
Когда в моду на полгода приходят платья с оголенным плечом, им такие модные платья совсем не нужны, на работу с голым плечом ходить непрофессионально.
Когда в моду входят шорты с пиджаком, клиенты этого тоже не поймут, они пришли профессиональные контракты подписывать, а не голые коленки рассматривать. Из-за голых коленок в контракте можно важный пункт пропустить и подписать что-нибудь не то.
Профессиональный стиль с нынешней модой откровенно конфликтует.
Женщины-профессионалы, например, говорят, что любая одежда, которая требует специального бюстгальтера - не профессиональна, а модные тренды предлагают на вешалках одежду под спец бюстгальтер push up, чтобы грудь была повыше, посексуальней и пооткровенней. И это еще самый мизерный шажочек в сторону "голых платьев без трусов", которые нам с 2014 года уж просто в глотку забивали - носи, носи, носи!
Ким Кардашьян в деловом пиджаке и бюстгальтере push up
Какой же найден выход? Ну один из выходов, не единственный - это капсульный гардероб нового поколения. Но об этом в следующий раз.
Продолжение следует.