ДОЖИЛИ ДО БУДУЩЕГО-2

Sep 13, 2018 19:30

ДОЖИЛИ ДО БУДУЩЕГО-2



Борис Арцибашев. The Headless Horseman (Всадник без головы)

В предыдущем посте я писала про искусственное мясо, которое будут производить с помощью размножения в искусственной среде отдельных животных клеток, и которое вскоре, возможно, заменит настоящее мясо для большинства тех, кто мясо употребляет. Впрочем, эта тема - хоть и сюжет многих фантастических произведений недавнего прошлого, но не выходит за утилитарные рамки. Ну, мясо, ну, искусственное… А раньше пластмассы не было, всё из дерева делали - и что?

Но появляются сейчас новости и другого свойства, касаемые того, что относится только и исключительно к человеческой сущности как таковой. Человеческая сущность отличается тем, что она не рождается вместе с рождением человеческого ребёнка, а воспитывается в процессе развития, общения со взрослыми и детьми, обучения.

Ребёнок, не получивший воспитания, никогда не станет настоящим человеком. Тому есть множество примеров, о которых все слышали: попавший в звериную стаю детёныш может выжить и прожить достаточно долго, но никогда не станет настоящим человеком. Он останется зверем, как бы ни пытались его переобучить, поскольку воспитание человека начинается с момента его рождения (а, возможно, и раньше, в пренатальный период), и наиболее значимо его общение с окружающими в первые 5 лет жизни. Если ребёнка окружают звери - он станет как зверь. Если окружают люди - он станет как человек. Но что будет, если ребёнка окружают и не звери, и не люди, а роботы? Он станет как робот?
Роботы в наше время - совсем не экзотика. Каждый может приобрести в магазине робота-пылесос. Есть любители общения с роботом-собакой вместо живого и тёплого пса. Масса интерактивных игрушек (минимально роботизированных) продаётся на каждом углу. Пока что эти роботы не очень интеллектуальны и не очень выходят за утилитарные рамки.

Но это пока. Я уже не раз писала про роботов и их стремительное встраивание в человеческую жизнь. В том числе - в процесс обучения. Боюсь, процесс скоро станет неуправляемым. Так, в Китае уже появились роботы-воспитатели в детских садах. Робот по прозвищу Киэко способен рассказывать истории, предлагает выполнять упражнения, а также может эмоционально реагировать на правильные детские ответы морганием «глаз», выполненных в форме красных сердец.

В России не первый год преподаёт студентам Алантим - первый в мире робот, которого приняли на официальную должность в вуз. С 2015 года он занимает пост заместителя заведующего кафедрой робототехники МТИ. Алантим читает лекции по робототехнике для студентов МТИ и других вузов, но в будущем планирует вести уроки и для младших классов.

Пока что роботы-воспитатели и преподаватели являются для России экзотикой (чего не скажешь о Китае, где упомянутый выше робот-воспитатель детского сада уже используется в 600 детсадах, потому что в цене недорог (месячная зарплата воспитателя д/с), а в обслуживании и того дешевле). Но наша политическая система, стремящаяся унифицировать всё и вся (в том числе, себя), наверняка не преминёт воспользоваться открывшимися перспективами - возможностью роботизировать человека.

Начало уже положено - тестирование учеников прочно вошло в их повседневную жизнь, вытесняя живое человеческое общение с преподавателем. Ответы на тесты должны быть унифицированными (что не всегда означает их правильность). Картина мира не формируется в головах у обучающихся, сведения подаются отрывочно и противоречиво. Немыслимые раньше слова в отношении школьных предметов: «Мне это не пригодится», - стали обычными в устах школьников и студентов. Дети всё более полагаются на интернет в поисках знаний, но в отсутствие системного подхода часто попадаются на лжесведения, которыми он переполнен.

Убивая советскую систему образования, нынешние российские власть предержащие знали, что делают. Советская система давала всем гражданам страны элитное образование (даже в последние годы советской власти, когда образование стало существенно хуже). Нынешняя властная «элита» совсем не хочет выращивать себе конкурентов. Потому образование убивали долго и упорно, не останавливаясь на достигнутом даже и в настоящее время.

Уже планируется внедрение в школы страны дистанционных уроков, когда преподаватель за тридевять земель (в Москве), ведёт урок по телевизору для всей страны разом. В школы внедряются различные компьютерные штучки типа интерактивных досок, электронных дневников и прочего.

Следующий шаг напрашивается всей логикой развития нынешнего фантастического настоящего: замена живых преподавателей на роботов. И тогда кого мы будет получать на выходе из учебных заведений? Правильно, роботов. Что и требуется нынешней власти. Роботами управлять легко - их можно программировать и перепрограммировать, а ещё у них есть тумблер - нажал и выключил.

Я не раз упоминала в своих постах произведение советского писателя-фантаста Евгения Велтистова «Приключения Электроника». Обсуждаемая там проблема весьма актуальна для нашего времени - как относиться к стремительной роботизации на Земле? Велтистов решил эту проблему тем, что робот Электроник воспринял весь накопленный человечеством опыт и стал настоящим человеком с возможностями робота. Так, может, следует идти по этому пути - превращать роботов в человеков, а не людей в роботов?

https://bin-rada.livejournal.com/72767.html

Previous post Next post
Up