Оригинал взят у
kir_bor в
О Человеке в коммунизме и христианстве Предлагаю ознакомиться с очень интересной статьей моего товарища Владимира Терентьева, который размышляет и ищет единство подходов к пониманию сущности и предназначения человека в Христианстве и коммунизме.
Свобода - состояние реализации Человеком своего Предназначения в согласии со своей Природой. Очевидным признаком этого состояния является способность к Созиданию, то есть Творчеству. Пробуждение и раскрепощение в Человеке высших творческих способностей - описание этого состояния в коммунизме.
Когда говорится о необходимости синтеза коммунизма и христианства, кто-то воспринимает это с чисто академической точки зрения, где надо просто найти нечто общее в двух концепциях. Кто-то с политической, имея в виду необходимость союза носителей двух позиций для решения текущих политических задач.
Читая
статьи С. Е. Кургиняна, посвященные этой проблематике, я вижу помимо указанных подходов и другой - поиск сущностного единства. Для меня это чрезвычайно важно. Ведь я и православный воцерковленный верующий, и коммунист.
В разговорах с противниками самой возможности этого синтеза, я вижу некоторые странности. Каждая из сторон наделяет другую надуманными противоречиями. Редко когда удается перевести разговор на по-настоящему сущностные вещи. А таковых всего две: понятие Человека и вытекающие из него понятие Блага. Остальное все - уже производное от этого.
Православный крест на Международной космической станции
Христианство исходит из того, что Мироздание антропоцентрично. Мне кажется и со светской точки зрения так же. Если Человек единственное разумное существо во Вселенной, то весь этот грандиозный «спектакль» под названием Мир имеет только одного «зрителя» - нас. Только наше участие в нем наделяет его хотя бы каким-то смыслом. А Человек - это непросто зритель. Он участник! А для этого Человек должен быть достаточно свободен от Мира и наделен творческим потенциалом. Это одинаково важно и для христианства и для коммунизма.
Коммунистическую точку зрения я только осваиваю. А вот с христианским взглядом я знаком дольше и, надеюсь, глубже, чтобы позволить себе изложить нечто, опираясь на свои познания. Чтобы мои слова не были только моими, я обращусь к трудам святителя Игнатия Брянчанинова, которые вобрали в себя «весь симфонизм» святоотческого учения. У него есть небольшая работа «Слово о человеке». Я позволю себе использовать ее, как источник цитат и мнений отцов по рассматриваемой проблематике.
Уже во «Введении» святитель задается вопросами, которые и были поставлены во главу угла: «Кто я? Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования?... Чувствую себя бессмертным: постоянно действую из этого чувства… Человек - тайна для самого себя…»
Будучи тайной для самого себя, Человек наделен способностью искать ответы на сущностные вопросы. Искать и находить, и в соответствии с ними менять себя и мир. Тем самым он фундаментально выделяет себя из остального мира. Уже тут мы видим точку размежевания в ответах на вопросе о Человеке.
А.А. Фурсенко: Министр образования и науки Российской Федерации (2004-2012),
с 2013 г - председатель попечительского совета Российского научного фонда.
Запад, наделяя Человека некой свободой от животной предопределенности, тут же загоняют его в другую несвободу - социальную. Только коммунизм и христианство не признают окончательности любой предопределенности, говоря о Человеке, как носителе неисчерпаемого потенциала Развития.
Такое видение Человека в христианстве вытекает из его Природы. В первой главе «Определение Человека» свт. Игнатий пишет: «Что такое человек? На этот вопрос отвечает человекам апостол: «Вы... есте церкви Бога жива…» (2 Кор. 6:16)». Человек не может не быть тем, чем он создан... Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно».
Человек не может быть собой, будучи ограничен лишь самим собой. Отрицая необходимость этой связи Человека и Высшего, Запад все время говорит о миропорядке, а не о Человеке. В отличие от Запада, православие и коммунизм говорят о Человеке именно как о носителе Высшего Предназначения и Творце истории.
Природа Человека по учению Церкви отражает соединение в нем двух миров. Об этом говорится в следующей главе «Мироздание»: «Сотворением человека Творец заключил мироздание, то есть сотворение миров, видимого и невидимого... Это понятие - относительное… В сущности этого разграничения нет».
Есть Дух, и есть материя. Они способны соединиться лишь в Боге и … Человеке. Если душа односущностна с ангелами, то тело - это уникальное наше свойство. Эта сложность нашей Природы и дает Человеку качества, напрямую связанные с его Предназначением. В чем же это предназначение?
Глобальный ответ был дан выше, и повторяется святителем еще раз, в главе «Тело и душа»: «Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам… Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению - … быть храмом всесовершенного Бога… Тело - дом души, ее одеяние, ее орудие».
Тут сказано важное слово - орудие! Труд! Созидание! Творчество! В этом мы и подобны Богу - в способности к Творению. В этом и есть «малое» Предназначение Человека, после большого - быть Храмом Божиим. Пишу «малое» лишь в масштабе к главному. А по сути, это «малое» такое же неограниченное, как и сам потенциал Человека при его связи с Богом.
Об этом же говорит и святитель, приводя слова святого Иоанна Дамаскина из книги «Точное изложение Православной веры»: Человек сотворен «как бы некий второй мир - в великом малый, как другого Ангела, поклоняющегося Богу; сотворил смешанным из двух природ…».
В главе «Образ и подобие Божие» читаем: «…душа имеет три силы: силу словесности, силу желания, или воли, и силу мужества, называя сию последнюю силою ярости; она в общем употреблении у нас называется характером… “Что же такое образ Божий, если не ум?” - говорит св. Иоанн Дамаскин… Воля стремилась к Богу; сила твердости содержала человека постоянно в его правильном стремлении; силою словесною человек пребывал в непрерывном соединении с Богом».
Там, где речь заходит о Силе, снова появляется потенциал Свободы. А, значит, и Творчества. Ибо сила нужна только для Свободной, Творческой деятельности.
Говоря о наказании Человека смертью, практически всегда забывают, что наказан он был не Богом, а законами своей Природы. Перестав быть ее носителем, Человек стал подвластен греху, это и породило смерть. «От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой» - пишет святитель в главе «Смерть души».
То есть человек причастен злу не по своей Природе, а по причине отхождения от нее. Зло - есть насилие над Человеком. «Страшным плодом падения было порабощение человека диаволу и ничем не отвратимое смешение с ним…с насилием и мучительски владел враг человеком, - говорит преподобный авва Дорофей» (глава «Сметь души»). И здесь мы снова видим существенное различие понимания проблемы соотнесения Человека и зла Западом, с одной стороны, и христианством и коммунизмом с другой.
Во втором случае зло в Человеке преодолимо, в первом - нет. В главе «Подчинение Человека дьяволу» святитель заключает, что диавол (зло) не выше Человека. Его господство - это не закономерность, а недоразумение. То есть по существу рабом Человека сделать нельзя. Рабом он может сделаться только сам. И стать свободным Человек может только сам, восстановив в христианстве свою природу, или преодолев отчуждение от нее в коммунизме. И эта способность Человека - вернуть себе утраченное - есть важнейшая объединяющая позиция для христианина и коммуниста.
Дейнека А. А., «Покорители космоса», 1961.
В конце я хочу сформулировать некий итог опытного обретения искомого синтеза, в преломлении через приведенные выше доводы.
Человек может носить это гордое имя, только будучи Свободным. Это одинаково первосущностно и для коммунизма и для христианства.
Свобода - состояние реализации Человеком своего Предназначения в согласии со своей Природой. Очевидным признаком этого состояния является способность к Созиданию, то есть Творчеству. Пробуждение и раскрепощение в Человеке высших творческих способностей - описание этого состояния в коммунизме.
Обсуждение остального: историзма зла, его природы, - все это, конечно, может иметь место, но только после того, как даны ответы на вопросы о Человеке.
Оригинал взят у
teterevv