Православные вайнахи - бацбийцы и их связи с Россией

May 04, 2016 00:17

Оригинал взят у bredikhinav в Православные вайнахи - бацбийцы и их связи с Россией


Когда мы говорим о народах Кавказа, то одним из первых в ассоциативном ряду с ними зачастую возникает ислам. Абхазы, армяне, грузины, осетины - пожалуй, все народы, которые рядовой россиянин может вспомнить, перечисляя христианские народы Северного и Южного Кавказа. Однако христианский мир региона гораздо разнообразнее. Вплоть до наступления османского владычества многие этнические группы были православными, и вайнахи здесь не исключение.

С VIII века христианские миссионеры из Абхазского царства, Грузии и Византийской империи начали проповедовать слово Божие среди вайнахских племен. Распространение православия на Северо-восточном Кавказе было столь сильным, что грузинский царь КвирикеIII Великий (1010-1037 гг.) назначает эристава в Кветерский округ, куда входили и средневековые вайнахи (1). В 1310 году вайнахские храмы посещает католикос-патриарх всея Грузии Евфимий III. Но со временем миссионерская деятельность затухает и возрождается лишь в 1638 году с военным вторжением грузинского царя Теймураза I.

Вопросы христианизации вайнахов актуализировались ввиду развития их контактов с казачьим населением Терека и возникновения интересов Русского царства на Северо-Восточном Кавказе. По данным чеченского историка Лечи Салигова, некоторая часть чеченцев в 1557 году приняв православие и русский язык перешла в состав терско-гребенского казачества. К ним в XVII веке присоединились и гуноевцы под предводительством Оьрза (впоследствии Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Титкины, Полушкины из станицы Червленной (2)), ушедшие от исламизации Чечни шейхом Берсаном (3). К числу чеченцев-христиан в XVI веке относились галгаевцы (аккинцы), тушины, шатоевцы. Шел и обратный процесс «чеченизации» казаков, вплоть до Гражданской войны, так сформировался тайп ГIалгIазкхи - потомки казаков.  К числу родов, принимавших казаков относятся чаберлоевцы, варандоевцы (4).


До сих пор на северо-востоке Грузии сохранился немногочисленный народ бацбийцев, сохранившие верность Вере Христовой. Исторически они проживали в «медвежьем углу» Грузии - Тушетии, в Ахметском муниципалитете, в который входит и Панкисское ущелье, ставшее базой добровольцев кавказского легиона ИГИЛ (5). Сегодня бацбийцы или цова-тушины, как их еще называют, численностью в пять тысяч человек проживают в селах Земо-Алвани и Квемо-Алвани возле г. Ахмет. По своей семантике «бацой» - пастухи, пасущие скот (6).Несмотря на политику грузинизации, которая активно проводится в стране со времен Звиада Гамсахурдии, бацбийцы сохранили свой родной язык, а также успешно говорят по-русски.


Вопросы происхождения бацбийцев уже затрагивались на страницах нашего Интернет-издания (7), потому упомянем лишь теорию этнографа-кавказоведа Н.Г. Волковой, основывающуюся на местных преданиях о переселении бацбийцев с территории нынешней Ингушетии (8). Причины называются две: малоземелье и гонение со стороны ингушей-мусульман по конфессиональному признаку. Возможно и то, что предки бацбийцев пришли в Ингушетию из Грузии, что объясняется распространением еще в XVIII веке в их среде двуязычия. В тоже время есть мнение о переселении предков бацбийцев с территории Чечни под давлением аварцев на территорию Тушетии в то время населенную родственными им нахскими обществами (9).Здесь подразумеваются выходцы из крупного чеченского тайпа ваьппий. В самой Грузии доминирует позиция, согласно которой бацбийцы являются ветвью грузин.

Исторически у бацбийцев существовало свое самоуправление, в виду чего их можно считать средневековым государственным образованием. Но после захвата земель Тушетии кахетинским царем в XVI веке они теряют свою автономность. В 1918-1920 годах грузинским руководством предпринимаются попытки переселения бацбийцев вглубь Кахетии. Коснулись их и сталинские репрессии: часть бацбийцев оказываются высланными в 1940-х гг. В 1950-х гг. властями Грузинской ССР начинается замена фамилий на грузинские. В результате массового переселения грузин в Тушетию в 1970-х гг. бацбийцы постепенно теряют многовековые связи с чеченцами и ингушами.

Сегодня бацбийцы продолжают жить традиционной жизнью, летом занимаются скотоводством в горах Тушетии, а на зиму спускаются в селения Земо-Алвани и Квемо-Алвани. Сохраняют они и свои исторические связи с российским Кавказом, вспоминая о кунаках своих предков из аварского аула Хушет (10) Дагестана. В пограничных районах Ингушетии, Джерахо-Мецхальском и Хамхинском, сохраняются связи с отдельными бабцбийскими родами, что и сегодня позволяют ингушам рассчитывать на гостеприимство своих собратьев в Грузии (11).

При этом религиозные различия между вайнахскими народами сегодня создают достаточно любопытную картину. При случайных встречах чеченцы и ингуши с одной стороны и бацбийцы с другой идентифицируют себя в качестве единой вайнахской общности, в то же время во время обеда представители грузинских вайнахов могут съесть свинину, либо в процессе религиозных обрядов перекреститься, что весьма удивляет чеченцев и ингушей, которые большей частью не помнят христианского периода своей истории.


Окормляются бацбийцы Грузинской Православной Церковью, хотя этнографами в различные периоды, особенно в дореволюционный, фиксировались языческие обряды. Так А. Зиссерман в 1879 году писал: «В великий пост, в известный вечер, собираются в какой-нибудь дом недавно умершего, приносят туда кутью из пшена с медом, саматхай-хачи-кхейлое (райские жертвоприношения), зажигают под нею свечу и, по благословении деканозов, едят. В это время некоторые из молодых женщин и девушек отправляются, как говорят, подслушивать чертей (эшмилердар), дают друг другу странные и смешные названия, садятся где-нибудь около речек, на пригорках или в кустарниках, положив под пятку правой ноги горсть золы, и не на шутку начинают уверять, что в таком-то доме слышат плач (это означает смерть хозяевам), в другом смех (это предвещает радость, здоровье)» (12). Но несмотря на это, в бацбийских поселениях строятся церкви и все больше и больше идет воцерковление этого вайнахского народа.

Переходя к выводам, стоит отметить:

1) Бацбийцы представляют собой осколок Большого христианского Кавказа, который, как подчеркивает ряд исследований, выступает столпом Православного мира России;

2) Духовные связи бацбийцев с Православным миром и этнические связи с народами Чечни и Ингушетии позволяют говорить о них как о части Российской цивилизации;

3) Необходимо расширение контактов бацбийцев, с народами российского Кавказа, что позволит удержать их от ассимиляции;

4) Бацбийцы совместно с кистинцами могут способствовать формированию трансграничных объединений между Ахметским муниципалитетом Грузии и приграничными районами Чечни и Ингушетии.

Бредихин Антон Викторович, политолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Примечания

(1) Великая Н. О христианизации Чечни в период Средневековья // Православие в истории и культуре Северного Кавказа. Материалы VI Международных Свято-Игнатьевских чтений. Г. Ставрополь, 14 мая 2014 г. Вып. 1.  Издательский центр СтПДС. 2014.// Кавказовед.
(2) Ибрагимов М.М. Что объединяет терских казаков и тейп гуно?// Грозненский рабочий, № 34(20816)
(3) Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблема происхождения). Грозный, 1991, с. 5; Чечня и чеченцы. Элиста, 1990, с. 50-81.
(4) Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. Монография. М.: ИБВ, 2005. - 286 с.
(5) Бредихин А.В. Грузия: будущее в Арабском халифате?// Кавказовед.
(6) Натаев С.А. К вопросу об этническом аспекте института чеченского тайпа// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 3. С. 186-189.
(7) Топчишвили Роланд. Кавказоведческие исследования.  Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили. Факультет гуманитарных наук. Издательство «Универсал». Тбилиси, 2011. с.239-254 // Кавказовед.
(8)Волкова Н.Г.Бацбийцы в Грузии // Советская этнография. 1977. № 2. - С. 84-89
(9) Абрамян Э. Вайнахские народы Грузии: мнимое братство и угроза полной грузинизации // ИА REGNUM.
(10) О единой кавказской культуре и особенностях Тушетии// Кавполит.
(11) Семенов Л. Я.Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах. Грозный, 1963. С. 150.
(12) Зиссерман А.И. Двадцать пять лет на Кавказе. Ч. 1. СПб., 1879



Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»

Previous post Next post
Up