Улица Куйбышева, 60. ОКРУЖНЫИ СУДѢ

Mar 16, 2015 09:30

Осенью 1891 года Владимир Ильич Ульянов сдал последние экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета. Испытательная комиссия присудила ему диплом первой степени. С января 1892 года Владимир Ильич стал работать при Самарской окружном суде помощником присяжного поверенного А. Н. Хардина.

В архивах сохранилось восемнадцать судебных дел, в разборе которых принимал участие В. И. Ульянов в качестве помощника присяжного поверенного. Кроме того, в воспоминаниях и переписке семьи Ульяновых упоминается ещё два дела, которые вёл Владимир Ильич.

Здание окружного суда (улица Куйбышева, 60), в котором в 1892-1893 годах В. И. Ленин работал помощником присяжного поверенного




2. ОКРУЖНЫИ СУДѢ - так выглядит после восстановления историческая дореволюционная надпись на здании Самарского областного суда. Читается как ОКРУЖНОЙ СУДЕ, так как букву Ъ "Еръ", или "твёрдый знак", которая должна быть в конце слова СУДЪ по неизвестной причине заменили на букву Ѣ "ять", по правилам до реформы русской орфографии 1918 года читаемую и произносимую как "е"


Его подзащитными по преимуществу была городская и деревенская беднота. В 1891 году Самарская губерния страдала от жестокого голода и особенно тяжёлым было положение бедноты. Их преступления являлись следствием безысходной нужды, крайнего обнищания, голода - нередко на них шли ради спасения детей от голодной смерти. Поэтому и защита этих обездоленных людей сама по себе являлась критикой того общественного строя, при котором трудовой человек не мог обеспечить своих детей куском хлеба, при котором чиновники могли чинить произвол и надругательства над простым человеком.

Защищая этих людей, доведённых нищетой до отчаяния, Владимир Ильич вскрывал произвол полицейских властей, вопиющее бесправие трудящихся. "Тяжёлая полицейская лапа, - писал он позднее, - становится во сто раз тяжелее для миллионов народа, потерявшего всякие средства к жизни" (ПСС, т. 5, с. 86).

Позднее в печатных трудах Ленин использовал свою деятельность в суде для разоблачения антинародной сущности царского правосудия и, следовательно, существующего строя.

3. Площадь Революции, памятник В. И. Ленину, слева на заднем плане - здание Самарского областного суда


Адвокат В. И. Ульянов, готовясь к заседанию суда, встречался со своими подзащитными. Его человечность, умение вскрыть мотивы преступления, понять безысходное положение этих людей снискали к нему уважение и доверие. Многие подсудимые обращались к председателю суда с просьбой назначить В. И. Ульянова их защитником.

План Самарского окружного суда с указанием бывшего бывшего зала судебных заседаний, в котором помощником выступал В. И. Ленин (план составлен Е. Ф. Гурьяновым)


Владимиру Ильичу было небезразлично, кого защищать. С большим желанием выступая в защиту бедняков, он решительно отказывался от защиты мошенников, оказавшихся на скамье подсудимых. Так, например, он отказался защищать крупного самарского хлеботорговца, купца первой гильдии Ф. Красикова, нажившего состояние на скупке башкирских земель и хлеба на корню у крестьян.

- За что же вы это дело у Красикова отказались вести? - спросил у Владимира Ильича адвокат Ященко. - ...Зря человека обидели, да и себе большой урон сделали. Ведь за ним потянулись бы к вам с делами и другие такие же, дела-то у них под одну стать. Лопатой бы денежки загребал!

На это Ульянов ответил, что заведомого вора защищать неохота.

- А я вот взял это дело, - заявил Ященко, - ибо поступаю по незыблемому закону правосудия: каждый, будь он даже вор, имеет право взять себе защитника.

- Против права вора брать себе защитника не возражаю, отвергаю только право защитника брать воровские деньги на защиту, - резко отпарировал Владимир Ильич.

4. Здание суда


Первое выступление адвоката В. И. Ульянова состоялось 5 марта 1892 года. По доносу лавочника Борисова обвинялся в богохульстве крестьянин села Шилонский Ключ Василий Фёдорович Муленков. Из протокола допроса и обвинительного заключения следовало, что Муленков "...начав ругать Пресвятую Богородицу и Троицу, затем ругал Государя Императора и Его Наследника, говоря, что Государь неправильно распоряжается..." По законам Российской империи богохульство считалось тяжким преступлением. Статья 176 Уложения о наказаниях предусматривала до 15 лет каторги, если "возложение хулы на славимого в Единосущной Троице Бога" совершено с умыслом. Статья 180 гласила: "Если будет доказано, что позволивший себе в публичном месте произнести слова, имеющие вид богохуления или же поношения Святых Господних или порицания Веры и Церкви Православной, учинил сие без умысла оскорблять святыню, а единственно по неразумению, невежеству или пьянству, то он подвергается заключению в тюрьме".

Позднее Владимир Ильич писал: "...существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы (по сю пору остающиеся в наших уголовных уложениях и уставах), преследовавшие за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека..." (ПСС, т. 12, с. 144).

Товарищ прокурора метал гром и молнии, требуя сурового наказания обвиняемому. В протоколе судебного заседания сказано, что защитником был помощник присяжного поверенного Ульянов, избранным самим подсудимым. Суд прислушался к доводам защитника и присудил Муленкова к одному году тюрьмы. Это была крупная победа молодого адвоката.

5.


8 марта 1892 года слушалось дело крестьян села Берёзовый Гай, Дубово-Уметской волости, Сахарова и Опарина, обвиняемых в краже 300 рублей у кулака Мурзина. По просьбе подсудимых А. Н. Хардин передал их защиту В. И. Ульянову. Вскоре подсудимый Кузьма Зайцев тоже просит назначить своим защитником В. И. Ульянова. В апреле 1892 года слушалось дело группы крестьян, обвинявшихся в совершении четырёх краж. Защитником был назначен присяжный поверенный О. Г. Гиршфельд. Однако, это не устраивало подсудимых, они попросили назначить их защитником В. И. Ульянова. Гиршфельд обратился с рапортом к председателю суда с просьбой освободить его от этих защит. На рапорте рукою Ленина сделана следующая приписка: "Означенные защиты подсудимых... принять на себя согласен. Пом. прис. пов. В. Ульянов".

Обвиняемые не ошиблись в своём защитнике. Владимир Ильич убедительно показал беспочвенность обвинения, построенного только на подозрениях.

6.


7.


В самарский период своей жизни Владимир Ильич вёл и судебное дело, где выступал не защитником, а в качестве истца.

Купец Арефьев арендовал переправу через Волгу у села Батраки Сызранского уезда и не разрешал лодочникам перевозить пассажиров. В. И. Ленин и М. Т. Елизаров ездили в Бестужевку - в родное село Марка Тимофеевича. У Батраков им нужно было переправиться через Волгу. Наняли лодочника и поплыли. Арефьев приказал команде своего пароходика настигнуть и вернуть лодку с пассажирами. Несмотря на протест, лодка была задержана. Владимир Ильич квалифицировал действия купца как самоуправство и подал на него в суд.

Дело разбиралось у земского начальника второго участка Сызранского уезда А. Д. Ребровского. Арефьева защищал помощник присяжного поверенного Н. А. Ильин. Адвокат применил испытанный способ выгородить своего подзащитного путём затяжки спора. Разбор дела откладывался несколько раз. 15 июня Арефьев сам не явился в суд, а послал за себя защитника. Суд был отложен. 25 сентября ни купец, ни его защитник не прибыли в суд. Расчёт был простой: надоест истцу Ульянову ездить в Сызрань на разбор этого "незначительного дела", а первая же его неявка даст право суду аннулировать жалобу и прекратить судебное дело.

Однако Владимир Ильич довёл дело до конца. "Самарская газета" в номере 212 поместила заметку об этом процессе; "Господин Ильин всякими способами и изворотами старался выгородить своего клиента. То он доказывал, что матросы сами изловили лодку по своему почину... то утверждал, что приказал не Александр Николаевич, то ссылался на распоряжение полиции, которая будто бы сама велела изловить, то... и не перечтёшь всех его способов защиты, из которых каждый новый побивал все предыдущие". Штурман парохода Семёнов, привлечённый тоже в качестве обвиняемого, усиленно старался выгородить хозяина и принять вину на себя, утверждая, что он поехал по своему почину; но проговорился и сказал: "Хозяин нам всегда так велит".

Все увёртки купца и его защитника не достигли цели. Формулировка обвинения, выдвинутая Владимиром Ильичём, была непоколебима - "Самовольная защита даже своих действительных прав является самоуправством".

За самоуправство купец Арефьев отсидел под арестом месяц, а штурман Семёнов - семь суток.

8.


9.


Свою деятельность в суде Ленин использовал для разоблачения антинародной сущности царского правосудия, следовательно, и существовавшего общественного строя. Вскрывая его классовую сущность, Владимир Ильич указывал, что избавиться от него можно только путём полного переустройства общественной жизни, то есть путём революционного преобразования общества. "Понявши это, - писал Ленин, - рабочие увидят, что им остаётся только одно средство для своей защиты - соединиться вместе для борьбы с фабрикантами и с теми несправедливыми порядками, которые установлены законом" (ПСС, т. 2, стр. 60).

Юридические познания и практика позволили В. И. Ленину после Великой Октябрьской социалистической революции заложить основы советского законодательства, стоящего на страже интересов трудящихся.

10.


В Самарской окружном суде В. И. Ленин работал до отъезда из Самары. В настоящее время здесь помещается Самарской областной суд. На фасаде установлен мемориальный барельеф.

Здание окружного суда было построено по проекту архитекторов А. У. Зеленко, Теплова, Ф. П. Засухина в период 1856-1857, 1870-1871, 1902-1903 годов. Объект культурного наследия (памятник архитектуры и истории) федерального значения.

Источники:
И. И. Ерканов. Близкое, дорогое... Ленинские места Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1969 г;
Историко-революционные места города Куйбышева и области. Издание третье, дополненное. Куйбышевское книжное издательство, 1975.
Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979.

8 марта 2015 года

Ленинские места в Самаре, памятники истории, памятники архитектуры, d750, старый город, lr, Самара

Previous post Next post
Up