Завтра в Самарском театре оперы и балета состоится премьера оперы Николая Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".
"СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди" - опера Н. Римского-Корсакова в 4 действиях с прологом,
либретто В. Бельского по одноименной
сказке А. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника.
Спектакль будет представлен в 2-х актной сценической версии.
Над созданием работают:
дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска", лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов;
режиссер-постановщик - Иван Фадеев (Москва);
художник-постановщик - заслуженный художник России Виктор Герасименко (Москва).
28 июня прошла репетиция оперы, на которой мне посчастливилось побывать. Наблюдать, как создаётся спектакль всегда интересно, в этот раз было совершенно особое впечатление, в том числе и благодаря применению новых компьюртерных технологий. Применение видеопроекций на огромный экран, установленный на сцене, на протяжении всего спектакля придаёт неповторимое настроение волшебства. Сказка, знакомая каждому с детства, оживает новыми красками и запоминается роскошными костюмами, декорациями, музыкой, исполнительским мастерством артистов и цвето-световым оформление. Получается очень красиво и я более чем уверена, что понравится как взрослым, так и детям.
"Сказка о царе Салтане" - одна из самых пленительных опер Н. А. Римского-Корсакова. Русский композитор-сказочник воплотил в выразительных мелодиях пушкинские образы. Мужественный Царевич Гвидон, прекрасная Царевна-Лебедь, Белочка, Шмель, тридцать три богатыря - все они получили на театральной сцене интересное художественное воплощение. В этом музыкальном спектакле соединились все средства театральной выразительности, придав действию динамизм и яркость.
1. За кулисами перед началом репетиции: все артисты в костюмах
2.
3. Режиссер-постановщик Иван Фадеев
4.
5.
6.
7.
8. Художник-постановщик - заслуженный художник России Виктор Герасименко
9. Без внимания художника не остаётся ни одна деталь, в костюме не может быть ничего лишнего! Всё должно быть безупречно
10.
11. Конечно, оформление сцены надо видеть вживую, проекции на экране - это что-то нереальное!
12. Так как содержание известно, то пересказывать его особого смысла нет - и так все всё знают, что действие начинается в светлице, в которой вечером три сестры ткут ткань
13. Средняя и старшая сестра хвалятся друг другом, а Бабариха их науськивает особо не утруждаться работой
14. Три сестры начинают мечтать, чтобы каждая из них сделала, если бы стала царицей
15. Как известно, старшая сестра устроила бы пир на весь мир, средняя на весь мир наткала бы полотна, а младшая, Милитриса, для батюшки-царя родила б богатыря
16. В это время Царь Салтан с боярами проходил мимо, услышал разговор и забрал с собой Милитрису, сделав её царицей
17. Сёстры стали Поварихой и Ткачихой, что их крайне раздосадовало
18. Обуреваемые греховным чувством зависти, сёстры вместе с Бабарихой строят подлый план мести
19. Оформление сцены меняется, над заговорщицами кружит чёрный ворон на фоне полной Луны. Потрясающая картина! Бабариха с сёстрами решаются на обман: когда Царь будет на войне, а у Царицы родится сын, они вместо радостного известия пошлют послание, что "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку" и заранее радуются своей преступной выдумке
20. Царь уехал на войну, Милитриса с сыном грустят во дворце
21.
22. Приезжает гонец навеселе...
23. ...при нём грамота от Царя...
24. ...которую зачитывают дьяки
25.
26.
27. "Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод"
28.
29. В печали и отчаянии Милитриса, в то время как её сёстры вместе с Бабарихой злорадно радуются
30.
31. Царевич Гвидон со всеми прощается...
32. ...и вместе с Царицей подходят к громадной бочке...
33.
34. ...в которой их замуровывают...
35. ...и со скалы бросают в пучину морскую - видео её падения проецируется на экран
36. Далее мы посмотрели репетицию с разных мест, надо сказать, что видно и слышно отовсюду хорошо
37. Рабочие моменты: Иван Фадеев поясняет артистам некоторые детали сцены...
38. ...избавления от злого чародея острова Буяна, на берег которого выбросило бочку с Милитрисой и росшего не по дням, а по часам Гвидона
39.
40. В Леденце радость от освобождения от ига, горожане просят Гвидона стать князем. Вот и Белочки, которые грызут орешки с золотыми скорлупками с ядами из чистого изумруда
41. Лебедь-птица
42. Гвидон хочет видеть своего отца, но так, чтобы при этом самому быть невидимым, тоскует по Тмутаракани
43. Лебедь-птица советует Гвидону, как это лучше сделать: он обращается шмелём и на корабле, идущим в Тмутаракань, отправляется в царство Салтана
44. В Тмутаракани Салтан в печали
45. Появляются гости и рассказывают о дивном острове Буяне, о его чудесах, Царь хочет это всё увидеть
46. Сёстры отвлекают царя, это видит и слышит Гвидон в облике шмеля и разозлившись на тёток и Бабариху, как следует их жалит, Бабариху в самый глаз и возвращается на Буян
47. Гвидон находит Царевну Лебедь, признаётся в любви, Милитриса благословляет их
48. На остров Буян прибывает Салтан с Поварихой, Ткачихой, Бабарихой, его встречает Гвидон и показывает все чудеса и хрустальный замок. Дело заканчивается добром: Салтан встречается с Милитрисой, узнаёт, что князь - это его сын Гвидон и на радостях прощает всех.
Перед репетицией финала оперы на сцене появились Иван Фадеев и Виктор Герасименко
49.
50. Хрустальный дворец появляется сверху, всё сверкает, красота необыкновенная
51. Подготовка к пиру - на блюдах выносятся яства :)
52. Итак, премьера состоится уже завтра!
Большое спасибо за приглашение на репетицию!
18 июня 2013 года