За происходящими изменениями в облике здания Областной библиотеки я наблюдаю каждый день и с каждым днём они пугают всё больше и вызывают всё большее беспокойство. Когда начался демонтаж облицовочных плит фасада и они, раскалываясь, падали на землю, появилась первая информация о том, что на их место встанут плиты из керамогранита цвета, никак не повторяющим натуральный цвет известняка. Страшно представить, что имеющее собственное лицо здание в результате перерождения сделает два шага назад, если не больше, встав в один ряд с многочисленными торговыми центрами, построенные в последнее время в нашем городе.
Ремонт идёт и вовсе не в медленном темпе. Со стен продолжают сниматься оригинальные плиты из известняка, сбивается слой раствора под ними до кирпичной кладки. Там, где таким образом фасад "расчищен", началась установка теплоизоляционных материалов. Библиотека частично почернела.
Очень жаль, что исчезают рисованные квадратные фрагменты - бело-жёлтые полосы на коричневом фоне стали частью не только самой библиотеки, но и улицы в целом.
На днях Президент Российской академии архитектуры и строительных наук А. П. Кудрявцев направил в адрес губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина письмо, в котором выразил обеспокоенность по поводу судьбы Фабрики-кухни и ремонта здания Областной библиотеки:
Губернатору Самарской области
Меркушкину Н. И.
Уважаемый Николай Иванович!
Самара обладает богатым историческим и архитектурным достоянием, которое является частью культурного образа просвещенного российского города. Лучшие образцы архитектурного наследия советского периода Самары занимают ключевые места в истории всех больших стилей XIX-XX веков, но при этом крайнюю обеспокоенность вызывает судьба следующих историко-культурных объектов.
Например, трагическая судьба всемирно признанного памятника русского авангарда - здания бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова (1932 год, архитектор Максимова Е.Н., Самара, улица Ново-Садовая, 149), планируемого к включению в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и вошедшего в международные монографии, путеводители и учебники по архитектуре; информация о намерениях собственника здания снести памятник для строительства на его месте многоэтажного коммерческого комплекса в нарушении законадательства РФ по охране объектов освещалась федеральными (Россия 24, НТВ, ТВ 5) и международными СМИ (TheGuardian, TheObserver, Forbes) средствами массовой информации.
При этом здание бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова являет самые передовые художественные, инженерные и этические новации архитектуры советского авангарда, стиля, выдвинувшего отечественную архитектуру в лидеры мирового зодчества. Это единственный в мире памятник архитектуры, обладающий уникальными конструктивными решениями, буквально воплотивший в плане символику союза людей труда - эмблему серпа и молота. Искажение или утрата данного памятника архитектуры станет невосполнимой потерей не только для национальной культуры.
Общественные организации самостоятельно обеспечили проведение государственной историко-культурной экспертизы здания, направив ее в объеме, предусмотренном законом в Министерство культуры Самарской области.
Просим Вас обозначить официальную позицию о будущем уникального сооружения, и взять под личный контроль выполнение государственной обязанности по охране всемирно известного здания бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова, реконструкция которого могла бы стать удобным поводом для восстановления первоначального авангардного облика здания, и просим Вас дать указание соответствующим подведомственным организациям обязать собственника здания провести противоаварийные и реставрационные работы, либо на законном основании провести отчуждение или выкуп объекта из бесхозяйственного содержания.
Также, в зоне повышенного риска находится знаковая постройка Самары - здание областной научной библиотеки (1986 год, проспект Ленина) выдающегося российского архитектора А. П. Гозака - лучшее, по мнению архитектурного сообщества, здание библиотеки Советского Союза, обладающее всеми явными признаками памятника архитектуры, но которое в силу временных особенностей действующего законодательства пока не может быть включено в Государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Большую обеспокоенность вызывает начавшийся ремонт фасада здания и реконструктивные работы, проводимые вне правового поля, что может привести к «исчезновению» для будущих поколений уникального и ценного сооружения - нового памятника архитектурного наследия ХХ века.
Просим Вас обязать ведомства, приостановить указанные реконструктивные работы, до подготовки технического задания, основанного на историко-культурной экспертизе Секции по архитектурному наследию советского периода, разработки, согласования и утверждения проекта изменения фасадов в установленном законодательством порядке.
Благодарим Вас, господин Губернатор, за понимание и содействие в решении дальнейшей судьбы указанных памятников архитектуры, реставрация которых позволит Самарской области обрести уникальные культурные и туристические достопримечательности.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук,
Председатель Секции по архитектурному наследию советского периода Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации памятников истории и культуры народов РФ.
Кудрявцев Александр Петрович
В статье Армена Арутюнова
http://vninform.ru/204877/article/prezident-raasn-poprosil-nikolaya-merkushkina-ostanovit-remont-oblastnoj-biblioteki.html приводится комментарий главного архитектора Самары Виталия Стадникова по вопросу ремонта Областной библиотеки:
Столь радикальные ремонтные работы должны проводиться на основе разработанного проекта с учетом качества материала, который был применен изначально. Ни в коем случае не должно быть ухудшения материала. Здание областной библиотеки формально не является памятником, но по предмету охраны там есть полный состав: и индивидуальный проект, и ориентация на проекты известных авторов - финского архитектора Алвара Аалто, который был главным разработчиком библиотек в ХХ веке. Автор же проекта Андрей Гозак сам являлся во многом гением-интеллектуалом, который был главным библиографом Алвара Аалто. Безусловно, здание сделано под влиянием европейской архитектуры с очень высоким качеством для своего времени. Это одно из двух или трех лучших зданий библиотек, реализованных в советское время. Оно транслирует все модернистские принципы. И по конструктиву, и по архитектуре, и по культурному наполнению, и по авторству, и по всем остальным позициям это здание выдающееся. Нужно бороться за то, чтобы сохранить его аутентичные свойства (т.е. не менять окна на пластиковые, а плитку из известняка на керамогранит), а попробовать найти материалы в том же качестве, сделать проект и на основе утвержденного проекта сделать ремонт.