Осенью прошлого года на кольце улиц Кирова и Промышленной в Новокуйбышевске был установлен памятник автомобилю ЗИЛ-164.
Таким образом увековечена память о "рабочих лошадках", верно служивших в автохозяйствах страны в 60-70-е годы. Из истории этих машин известно, что "отдельные экземпляры" работали и до начала 90-х. Один из ЗИЛов, приписанных к Новокуйбышевскому грузовому автопредприятию, ныне ОАО "Маршрут" (госномер 635 КВ, год выпуска 1958-й) бегал аж до 2000 года! Его пробег с начала эксплуатации составил 2675082 километра. После чего ЗИЛ был водружен на постамент во дворе родного предприятия.
Из статьи Нитальи Красавиной "Захар никогда не подводил", 28 июля 2014 года
http://gorod.n-sk.info/?p=6763 - Когда-то в грузовом АТП насчитывалось 400 автомобилей. Были среди них и автомобили ЗИЛ-164, которые выпускал завод имени Лихачева в Москве, - рассказывает генеральный директор предприятия Николай Седых. - ЗИЛ был создан на базе ЗИС-150 путем модернизации некоторых его узлов и агрегатов. "Захар" - так машину называли в просторечии - был простым в эксплуатации, с хорошей грузоподъемностью - 4,5 тонн, хотя и расходовал много бензина. Сейчас держать такую машину было бы непозволительной роскошью, но тогда государство снабжало горючим, и вместе с ЗИЛами был построен не один город.
Николай Васильевич, придя в грузовое АТП в 1973 году, прошел все ступеньки служебной лестницы: был водителем, ремонтником, затем - мастером, главным инженером, начальником производства. Возглавлял комсомольскую и партийную организации АТП - крупнейшего транспортного предприятия в Новокуйбышевске.
- Транспорт играл первостепенную роль в строительстве и развитии города, и хотя ЗИЛ-164 считался не самосвалом, а бортовым грузовиком, возили на нем щебенку, песок, другие инертные грузы, и свеклу, и картошку, и даже людей (поставив предварительно скамейки и натянув тент). Самосвалов не хватало, как и пассажирского транспорта, и "Захар" очень нас выручал. ЗИЛов у нас в хозяйстве насчитывалось с полсотни и еще не меньше 100 машин похожих модификаций - грузоподъемностью от 2,5 до 5 тонн.
- С помощью ЗИЛов Волжскую ГЭС построили! - включается в разговор Вячеслав Рогозин, бывший водитель, ныне работающий в ОАО "Маршрут" охранником.
Вячеславу Викторовичу довелось поработать на различных машинах, в том числе и на ЗИЛе. Он считает, что при надлежащем уходе эта машина могла служить бесконечно. Это не голословное утверждение. К своей технике водители относились безупречно, если не сказать любовно: сами ремонтировали, отмывали, подкрашивали ее. Почти 20 лет за баранкой "Захара" с госномером 635 КВ провел Роман Гарифуллин. Он вместе с машиной не так давно участвовал в параде редкой техники в Самаре.
Завод имени Лихачева выпускал ЗИЛ-164 с 1957 по 1964 году, в 1965-м с конвейера сошли последние машины этой модели, уступив место ЗИЛ-130 и полноприводному трехосному ЗИЛ-157 (эта модель собиралась до начала девяностых годов).
Николай Седых, генеральный директор ОАО "Маршрут":
- Когда из администрации пришло письмо с просьбой передать наш ЗИЛ для сооружения памятника, некоторые ветераны предприятия воспротивились: очень уж хорошо машина вписывалась в местный антураж. - У многих с ней связаны воспоминания о 60-70-х годах, о собственной юности. Предприятие было очень крепким, одним из лучших в области. Были у нас и свои объекты соцкультбыта - турбаза, например. И на ЗИЛах куда только не ездили: и в командировки по всей России, и на посевную, и на уборочную, и на отдых! Но в конце-концов порешили: пусть стоит в городе - как память о трудном, но счастливом времени. О нашей молодости и о той великой стране, которой сегодня нет...
2.
3.
4.
5.
6.
19 ноября 2015 года