У меня про родителей тоже есть вопрос. Многие люди испытывают давление по поводу своего лишнего веса с детства: от мам, пап, бабушек и так далее. Понятно, что сейчас уже эти проблемы постфактум трудно решать.
Но есть и проблема самих родителей, у которых возможно будут дети, которые не будут соответствовать их стандартам, ожиданиям. Как им помочь? Как родители должны вести себя в этой ситуации? Им говорить, что ребенок красивый и самый лучший, не обращать на тело внимания?
Многие же сразу начинают видеть и бояться проблем со здоровьем из-за лишнего веса.
Дело в том, что проблема лишнего веса у ребенка никогда не существует в безвоздушном космическом пространстве, сама по себе. Она всегда является отражением каких-то других проблем. Есть варианты, когда лишний вес ребенка - это физиология или генетика. Если, простите, мама весит под 100 килограмv, бабушка весит под 100 килограмм и прабабушка весила столько же и все они говорят: «Да ты толстая! Тебе надо худеть!» - это немного странно. Конечно, она толстая! В нашей семье все толстые. Есть генетически запрограммированный вес, так называемый set point, к которому, на каких бы диетах я не сидела, как бы я ни питалась, я буду возвращаться в течение жизни. Это установленный медицинский факт. И если мой средний запрограммированный генетический вес 80 кг при росте 170 см, то мне придется всю жизнь прикладывать титанические усилия, чтобы весить 60. И это все равно не будет удаваться. Все равно он будет срываться и возвращаться к 80. Но дело в том, что мама, бабушка, прабабушка и все предыдущие поколения женщин очень боятся. Боятся, что девочка будет неуспешная, что она не выйдет замуж. Это же такая страшная вещь в России, боже мой, не выйти замуж! Боятся, что ее будут дразнить, что у нее не будет друзей, она не будет успешной на работе и бессознательно идентифицируется с этими преследователями - с теми мальчиками, которые девочку не полюбили, с теми одноклассниками, которые ее дразнят. Этого еще нет, но в их фантазиях уже есть. И они начинают это реализовывать. Они начинают травить ребенка, вместо того, чтобы оставить его в покое.
Им, наверное, нужно сказать, что вряд ли они из усилия смогут что-то изменить в теле и в жизни другого человека, а наоборот - есть риск нанести вред. Сказать, чтобы они оставили ребенка в покое, что можно быть 70-килограммовым и неуверенным в себе человеком, а можно быть веселым и уверенным. Человеку второй модели удается гораздо больше, чем грустному и неуверенному.
Мне сейчас в голову пришла другая история, которую я тоже люблю рассказывать. Когда я была очень-очень молодой и жила в Москве, я, помимо всего прочего, читала лекции в учебном центре при Студии Артемия Лебедева. И директором учебного центра у Лебедева была тогда только что приехавшая в Москву из Израиля Линор Горалик. И мы таким образом с ней познакомились и некоторое время общались, потому что она была менеджером центра, а я читала там лекции, учила IT-шников, что такое userfriendly-интерфейс, как это выглядит с психологической с точки зрения. Я помню, насколько встреча с Линор поразила меня, хотя я тогда еще не читала ни одного ее текста. Линор тогда была очень полной. И при этом она была человеком, который не замечал и не стеснялся своей полноты. Она изящно и быстро двигалась, открыто и приветливо улыбалась, она общалась с людьми так, как будто она только что вышла из дорогого салона красоты. Не свысока, а очень тепло и уверенно. Я смотрела тогда на нее и думала: «Господи, как же это здорово, и удивительно, что это существует!» И только потом, много лет спустя, я узнала, что Линор практически все детство и отрочество провела в Израиле, где нет никакого остракизма в отношении полных детей, где к этому относятся намного легче, чем в России. И вот это отношение она, видимо, привезла с собой. И было бы очень здорово, если бы для каждого, кто чувствует себя полными, такое было возможно.
Но чаще всего происходит совсем не так. Очень часто дети полнеют от психологических проблем в семье, когда есть неразрешенные конфликты, ребенок начинает есть, чтобы заглушить душевную боль, которую он испытывает. И родители, которые не хотят признавать наличие у них внутренних отношенческих конфликтов, говорят: «Нет! У нас есть проблема, у нас есть внешняя проблема - полный ребенок, мы будем лечить ребенка». Вместо того, чтобы разбираться с отношениями, вместо того, чтобы разбираться, почему мы не хотим видеть друг друга на протяжение последних десяти лет, мы будем заниматься фигурой и диетой нашего сына или дочери. Это тоже очень часто случается.
Еще одна проблематичная вещь, которая может произойти в семье, - когда у родителей есть собственное внутреннее отвержение полных людей, и они сталкиваются с тем, что у них полные дети.
Да, был такой фильм, я не знаю названия - увидела его случайно в другой стране и даже на другом языке… Суть в том, что мать двоих детей была очень заморочена на спорте, диете, йоге, и все свободное время она занималась только этим. А ее дочь была полной, матери казалось, что ей назло. И женщина покупала девочке одежду на размер меньше, чтобы мотивировать ее похудеть. Мне кажется, это ужасно, когда в семье кто-то говорит тебе, что ты не совершенен. Но зато это готовит к тому времени, когда ты выходишь в мир, и много людей указывают на то, как ты на их взгляд не совершенен.
Общество становится более осознанным, более гуманным не сразу. Всегда есть отстающие элементы. Как общество, которое шагнуло чуть дальше в осознанности, может защитить полных людей с нарушениями пищевого поведения, тех, кто не может справиться с проблемами, которые невозможно скрыть? Если зависимость от наркотиков не видно под одеждой, то человек с нарушениями пищевого поведения чаще всего беззащитен, потому что его беда идет впереди него.
Мне кажется, что начинать надо с каких-то простых вещей. Нужно начать с того, чтобы признать, что мы все разные. Попытка подогнать всех людей под единый стандарт внешности и красоты обречена на провал. Даже в помете из 12 щенков все разные: кто-то маленький, а кто-то крупный, кто-то хорошо ест, а кто-то нет, кто-то имеет потрясающий экстерьер с хорошими выставочными задатками, а кто-то просто собака без них, но это же не значит, что это плохая собака!
Мы стали относиться к людям так, как мы относимся к домашним животным, когда мы выбраковываем тех, кто с нашей точки зрения свалился с этой телеги и не попадает под стандарты. Не может быть одного стандарта для всех! Мы все разные! Но если мы приходим к витрине любого магазина, то видим там один стандарт - размер S и XS. Если мы откроем любой журнал с фотографиями, мы видим там два стандарта, потому что в мужских журналах модели имеют индекс массы тела на 20-25% больше, чем те модели, которых снимают для женских. В женских журналах модели худее. За этим, безусловно, стоит большой бизнес, который очень трудно победить. Диета, специальная, правильная, белковая, диетическое питание в бутылках и банках - это колоссальные деньги, колоссальный бизнес! И убедить людей, что человек может быть, с нашей точки зрения, полным или полноватым и оставаться при этом совершенно здоровым по данным всех медицинских анализов, чувствовать себя при этом хорошо, принять вот эту реальность, большинство людей не в состоянии. Когда в витринах будут манекены разных размеров, когда нижнее белье, красивую одежду и чулки будут рекламировать не только девушки 90-60-90, но и девушки хотя бы на 10-15 сантиметров больше, когда не будет пластиковый стандарт, достичь которого невозможно для очень многих, не будет стандартом красоты, тогда, я думаю, мы к этому придем, но я боюсь, что это будет очень не скоро.
Мне очень нравится, когда люди, которые приходят к нам, чтобы похудеть или разобраться с питанием, начинают говорить: «Господи, почему мы так много говорим о еде?! Почему мы так много говорим о теле?! Это ужасно, нездорово столько говорить о теле и о еде». У них меняется немного взгляд. Когда они смотрят в гламурные журналы, они видят не то, что они не соответствуют телу модели, они говорят: «О! Все эти дизайнеры, все эти фотографы старались для того, чтобы я купил эту вещь. Они зависят от меня, они хотят выставить ее как можно лучше! Ну, может быть я пойду им навстречу и куплю эту вещь, ведь недаром они шили для меня размер М или L. Все равно в этом мире все для меня: эти гламурные журналы делают, чтобы я их купил; эту одежду шьют для того, чтобы я ее примерил, они выставляют ее на этих манекенах; у них гораздо уже возможности, чем у меня - я могу идти и выбирать! Все в этом мире придумано для меня, а если еще не придумано - я их это изобрету».
Люди, которые вдруг осознали, сколько они времени зря тратят на свою красоту, которая совсем не стоит таких вложений, начинают этот мир преобразовывать для людей, таких же, как они сами. Это очень здорово, когда каждый может увидеть в толпе такого же, как он, только грустного, и поделиться с ним опытом, что в этом мире на самом деле для него все есть, надо только подойти и взять.
Не обязательно ждать минус 10 килограмм, чтобы прийти к такому мышлению. Если чуть-чуть сдвинуть свой взгляд, чуть с другой стороны посмотреть на все эти стандарты и глянцевые продукты, их можно повернуть себе на пользу.
Есть три золотых принципа, которые можно сформулировать как рекомендации для людей, которые бы хотели как-то продвинуться и улучшить свое тело уже сейчас. Они очень простые и примитивные
Один из них я уже озвучила: найди в зеркале то, чем ты можешь любоваться. Найди. Пусть это будет что-то одно, что-то маленькое, незначительное, найди и любуйся им каждый день, украшай эту часть тела, выставляй ее напоказ, радуйся ей, к ней начнут подтягиваться и другие. Однажды обнаружится, что к моим красивым ушам прикладывается в целом неплохая голова. И можно будет расширить спектр.
Вторая очень простая рекомендация - перестань взвешиваться. Выброси весы к чертовой матери! Все равно на диспансеризации раз в полгода или в год ты обязательно узнаешь, сколько ты весишь. Помню, на одной группе девушки нервно меня спрашивали: «Светлана, а вы знаете, сколько вы весите? Вы взвешиваетесь?» А я говорю: «Как вы можете НЕ знать, сколько вы весите? Вы же надеваете одежду. Если я поправляюсь на пару килограмм, по одежде же заметно. Зачем мне знать точную цифру? Я знаю, что я поправилась или похудела, окей, я услышала эту информацию, ее невозможно упустить. Болезненная зависимость от цифры на весах очень снижает качество жизни».
А третья вещь, которая вам, наверное, покажется смешной: загляните в свой шкаф с одеждой. Посмотрите в него внимательно. Посмотрите, сколько там одежды, которая лежит до тех времен, когда вы достигните своего идеального веса, и представьте, что будет, если вы не достигните его никогда. Или, не дай бог, вы завтра узнаете, что вам осталось жить пять лет, три года, два года… Стоят ли все эти платья, юбки, брюки, костюмы того, чтобы они лежали, занимали место, ждали идеального тела, которое может никогда не наступить? Выбросьте все это к чертовой матери.
Я тоже об этом писала и говорила, что вещи никогда не могут быть слишком хороши для человека. Человек - это живое, сложное, бесконечно прекрасное существо, какого бы размера и веса оно ни было. Эти вещи недостаточно хороши для тебя!
Именно так!
Это они тебе не подходят! Если я иду в примерочную, и на мне не застегиваются джинсы, это не значит, что я для этих джинсов не такая, это значит, что этот размер мне не подходит.
Я всегда советую представлять, будто вы пришли в магазин с другом, и если другу принесли не тот размер, вы не будете винить его в этом. Вы будете стараться подчеркнуть его положительные стороны, его красоту и прикрыть то, что ему самому может показаться некрасивым. Люди часто больше заботятся о своих друзьях, о близких, чем о себе.
Это отличная рекомендация. Я бы сказала, что здесь начинает играть роль симптом, который мы часто встречаем у людей с расстройствами пищевого поведения - это глобальные ощущение своей низкой, малой ценности, малой. Я не имею значения. Я имею настолько мало значения, что это не вещи для меня, а я для вещей. Я обязан им соответствовать, а не они мне. Важно, когда человек в процессе терапии осознает: «Господи, это же все вещи для меня! Это же я их хозяин! И я имею право просто пойти, купить красивые дорогие вещи нужного мне размера и украсить ими себя». На одной из групп, которые идут сейчас онлайн, это произошло с одной девушкой совершенно спонтанно, и было удивительно за этим наблюдать, потому что после нескольких сессий она очень печально говорила о том, что упражнения - это прекрасно, но она продолжает ощущать себя некрасивой, пока она такая толстая. И вдруг с ней что-то произошло, это было между сессиями, формально никак не связано с тем, что мы говорили и делали на группе, но она спонтанно пошла в магазин, накупила кучу вещей, красивых, которые подходили ей по размеру. На группу пришел другой человек. Тот человек, который сказал, что он хорошо выглядит и что вес - это не так важно. Это всего-навсего гардероб - такая простая вещь, которую в жизни так легко изменить.