камаз не продается...

Oct 17, 2008 11:08


КАМАЗ не продается…

"Эффективный" менеджмент КАМАЗа построил едва ли не самое дорогое офисное здание класса "В" в мире...

В конце сентября закончилась процедура оценки ОАО «КАМАЗ» перед сделкой с концерном Daimler и представители немецкой стороны покинули Челны. Немцы КАМАЗ недооценили. Оценка рисков, как внешних, в виде мирового финансового кризиса, так и внутренних, например, корпоративных стандартов управления, привели их к выводу, что цена на КАМАЗ завышена. Что и неудивительно. Если в мае стоимость одной акции КАМАЗа, котирующейся на бирже, оценивалась в 145 рублей, то к 30 сентября лишь в 45 рублей. Мировой финансовый кризис обесценил КАМАЗовскую капитализацию почти в 3 раза. В таких условиях 42%  акций КАМАЗа, еще летом оценивавшихся в  $1,6-2 млрд. продавать по нынешнему курсу смысла не имеет. В нынешних условиях справедливая стоимость КАМАЗа чуть меньше его капитализации, считает аналитик ИК «Капиталъ» Иван Завадский: менее $740 млн за 42%. Собственники КАМАЗа в лице Когогина и «Тройки-Диалог», свои деньги, «заработанные» честным трудом и превращенные в контрольный пакет акций за пять лет благоприятной экономической конъюнктуры,  считать умеют. Но это факторы внешние, а вот про внутреннюю «самобытность», деловые газеты не сообщили. Широта натуры «эффективного» менеджмента КАМАЗа, сильно удивила скуповатых  и организованных немцев. Мы уже писали ранее, о том как руководство КАМАЗа тратило средства на сомнительные проекты вроде выкупа и реконструкции аэропорта Бегишево (около 300 млн. руб. с учетом ранее понесенных затрат на реконструкцию ВПП, общая стоимость реконструкции оценивается в 616 млн.), покупку второго самолета «Челленджер» (стоимость около 300 млн. руб.), содержание охотохозяйства и другие проекты. Теперь стало известно о еще одном, поражающим воображение «инвестиционном» проекте. Это здание новой дирекции КАМАЗа площадью в 6700 квадратных метров. По имеющимся у нас цифрам стоимость строительства двух очередей здания оценивается в 1,2  млрд. рублей. Вместе с благоустройством прилегающей территории, строительством гаражей, затраты на возведение дирекции и оснащение рабочих мест на сегодня составляют более 1,5 млрд. рублей. Недавно,  Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин вошел в первую десятку самых «Профессиональных менеджеров страны среди первых руководителей компаний» в рейтинге Издательского дома «КоммерсантЪ» и Ассоциации менеджеров России. Когогин вошел в десятку, а мы вошли в Интернет и прочитали первую десятку ссылок на запрос, сколько стоят в других крупных городах России строительство и отделка одного квадратного метра самого дорогого офисного здания класса «А», не говоря же про более скромные офисы класса «В» и «С». И вслед за немецкими аудиторами изумились «профессионализму» менеджмента КАМАЗа. Если в Екатеринбурге средняя  стоимость квадратного метра офисной недвижимости класса "А" составляла около 90 тысяч рублей. В Москве, по словам Натальи Шлюевой, пиар-менеджера Knight Frank LLC, в среднем, цена продажи офисных помещений класса «А» составляет $ 4200-6000 за кв. м. Отметим, что это продажа, а не себестоимость строительства для себя и силами своих организаций как на Автогиганте. В стоимость московского квадратного метра входит безумно дорогая московская земля, огромные взятки московским чиновникам и цена подключения к коммуникациям, дорогая рабочая сила в разы превышающие челнинские расценки. На всякого мудреца, как и на всякий аудит довольно простоты. Один квадратный метр новой дирекции КАМАЗа обошелся почти в … 170 тысяч рублей. Для сравнения строительство Торгового комплекса «Омега» в Челнах, площадью 40 тыс. кв. метров обошлось приблизительно в 500 млн. рублей или около 12,5 тыс. рублей за квадрат. Это без отделки. Даже с дорогой отделкой в 300-400 долларов за квадрат - это все равно несопоставимо с дирекцией.  Мы подумали, что узко, провинциально мыслим и не учли золотые унитазы и павлинов,  разгуливающих среди фонтанов под монументальными сводами новой дирекции КАМАЗа, где мелодично убаюкивает общественность и акционеров оффшорный хор кипрских мальчиков на гастролях. И стали интересоваться, сколько стоит квадратный метр в арабском эмирате Дубаи, прославившимся экстравагантными новостройками в офисной недвижимости, сопоставимой с нашей. Оказалось, что и там цены ниже, чем в Челнах… Если учесть, что офисных зданий класса «А» в Челнах просто нет, даже возводимая круглая «Тюбетейка», и та, относится к классу «В», то цены на новую дирекцию КАМАЗа завышены феноменально. В чьих карманах осела разница, вопрос риторический. Так и хочется пропеть оду вождю КАМАЗа: «Вы просто гений, ваше величество!» Действительно, построить едва ли не самое дорогое офисное здание класса «В» в мире, чтобы удивить скупой Daimler, надо постараться. Наши коллеги из «Вечерних Челнов» проводят конкурс «Семь чудес Челнов», мы считаем, что «эффективные» чудотворцы с КАМАЗа, обязательно должны быть номинированы. Народ должен знать своих героев.

Главный внутренний риск - коррупция

Несмотря на споры о стоимости активов автогиганта Daimler и «Тройка» очень заинтересованы в сделке и найдут компромисс. По имеющимся у нас данным, немецкая сторона должна дать ответ до 15 октября. На сайте Daimler висит сообщение,  посвященное предстоящей сделке с КАМАЗом, которое начинается со слов о том, что Россия уже сегодня самый крупный рынок грузовых автомобилей в Европе. Но сумма явно будет меньше той, под которой стороны подписались летом, в протоколе о намерениях. По оценкам экспертов  стоимость сделки оценивается в промежутке от $700 млн. до $2 млрд. 29 сентября, когда в «Ведомостях» появилась публикация о том, что Daimler сбивает цену на пакет акций КАМАЗа, состоялись переговоры Президента РФ Дмитрия Медведева с Президентом Республики Корея Ли Мён Баком. Президент России перед телекамерами пригласил южнокорейскую сторону осуществлять совместные проекты на площадях КАМАЗа. Возможно, это был сигнал немецкой стороне, возможно, просто совпадение. Без обеспечения прозрачности и объективности при проведении конкурсов и заключении государственных контрактов, устранения необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности, можно приглашать хоть эскимосов, цена квадратного метра новой дирекции будет та же.

Когогин опытный управленец, получивший неоценимый опыт управления в госструктурах, где весьма развита коррупция и в тени серых схем правит бал его величество откат. Профессионализм Когогина, на который делает акцент официальная пропаганда КАМАЗа в публикациях в московских изданиях,  проявляется, словно в отражении искривленного зеркала. На недавней конференции организованной «Ведомостями» Министр финансов РФ Кудрин, рассуждая о причинах наступившего экономического кризиса, отметил: «Если вы строите электростанцию или дорогу по ценам выше мировых, то вы должны ожидать более долгого возврата этого капитала, уменьшения его эффективности. И этот перегрев у нас сложился». Коррупционный перегрев эффективности КАМАЗа налицо. Мы уже писали о том, как дилеры КАМАЗа имели прибыли, более высокие, чем производитель грузовиков. Осенью ситуация иная, продажи КАМАЗов и запчастей резко снизились. КАМАЗ не продается ни немцам, ни остальным.  По словам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игоря Коровкина, последствия экономического кризиса стали проявляться еще в конце лета. А по итогам сентября продажи «АвтоВАЗа» по сравнению с прошлым годом сократились на 10%. «От экономического кризиса падают показатели продаж и у отечественных компаний, и у иностранцев. А сильнее всего страдают компании, которые выпускают грузовые машины и автобусы. Меньше машин стали покупать строительные компании и муниципалитеты», - пояснил специалист.

Грузовики, это, прежде всего, инвестиционный ресурс. На фоне финансового кризиса, остановившего развитие строительной отрасли,  и приведшего к закрытию и замораживанию строительства многих цементных заводов в России, сказался и сезонный фактор: завершение кампании по сбору урожая. До весны неизбежно спрос на грузовики снизится. КАМАЗ уже перешел на 4-х дневную рабочую неделю. Если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, то мы вновь можем увидеть забастовки,  остановку конвейера, увольнения, снижение и задержки зарплат. По КАМАЗу ходят слухи о предстоящем 25% сокращении персонала. Это почти 15 тысяч человек. Вместо того, чтобы создавать финансовую «подушку безопасности», руководство автогиганта распорядилась средствами весьма вольно.

Краткое пособие как стать мультимиллиардером

Помимо строительства едва ли не самых дорогих офисов в мире, наиболее распространенная схема увода средств - это закупки комплектующих и сбыт автомобилей. Контроль над сбытом КАМАЗов был вечным поводом для криминальных войн преступных сообществ в 90-е. После того как Челны очистили от власти криминалитета, их место заняли авторитетные официальные дилеры из приближенных людей. За что боролись, на то и напоролись. Дилерская наценка летом составляла от 400 тысяч и выше на один автомобиль. Как «эффективный» менеджер Когогин мог допустить, чтобы прибыль производителя была ниже доходов дилеров? Пусть он объяснит рабочим, почему на спекуляциях автомобилями дилер зарабатывает сверхприбыли на фоне голодных бунтов?

Съезды дилеров регулярно проводились за границей. КАМАЗовский менеджмент зарегистрировал свои фирмы за границей, в кипрском оффшоре, (Streght Invest Ltd и Starringway Enterprises) чтобы оптимизировать налогообложение. Так что прибавочная стоимость, созданная за счет потраченного времени и здоровья, пота и крови рабочих и служащих, выводилась из страны и оседала на кипрских оффшорных счетах новых владельцев КАМАЗа.

Еще одна схема - это растаскивание госзаказа. Счетная палата РФ выявила чемпиона по разбазариванию госсредств: в 2006-2007 годах более 70% от общих сумм нецелевого использования бюджета пришлось на Министерство обороны. Немалую долю производства и продаж на КАМАЗе составляет оборонный госзаказ. О том, как КАМАЗ опозорился с бронеавтомобилями «Выстрел», проданными на экспорт, которые разваливались на ходу, и разгоревшимся следом коррупционным скандалом в министерстве обороны РФ, написала даже правительственная «Российская газета» (Рынок оружия для своих. "Российская газета", №4756 от 23 сентября 2008 г.) Как вы думаете, уважаемые горожане и работники КАМАЗа, какие страшные военные тайны транспортной безопасности страны, известные Кипру, стране входящей в Евросоюз и НАТО, обсуждают во время охоты руководители КАМАЗа и чиновники от армии? Безусловно, сращивание власти и бизнеса произошло не только на фоне общего хобби, в виде отстрела кабанчиков в охотохозяйстве КАМАЗа. Данное хобби не из дешевых, как и содержание двух самолетов, принадлежащих КАМАЗу. Недавно Когогин выкупил и получил в управление аэропорт Бегишево. Не «Татнефть» или «Нижнекамскнефтехим», которые превосходят КАМАЗ по  оборотам и уровню зарплат. Аэропорт, самолеты,  катера, служебный автотранспорт, охотохозяйство и прочие блага для топ-менеджмента ложатся на себестоимость грузовиков. Ни одно ведущее автомобильное предприятие мира не может себе этого позволить, потому что там налажен эффективный контроль со стороны акционеров, профсоюзов и государства. Команда «эффективных» топ-менеджеров КАМАЗа, среди которых множество выходцев из маленького провинциального Зеленодольска, которых привез с собой  Когогин, едва ли можно назвать выдающимися управленцами. Скорее это типичная бюрократия из партийной номенклатуры.  Гендиректор КАМАЗа неоднократно объяснял отсутствие выплат дивидендов инвестициями в развитие. Руководство КАМАЗа готово потратить на новую дирекцию (1,5 млрд. руб.), выкуп и реконструкцию аэропорта Бегишево (около 300 млн. руб. с учетом ранее понесенных затрат на реконструкцию ВПП), покупку второго самолета «Челленджер» (стоимость около 300 млн. руб.) и другие проекты. Это почти половина чистой прибыли КАМАЗа за 2007 год (3,4 млрд. рублей). По сути, прибыль КАМАЗа вкладывается не в модернизацию и развитие производства, не в подготовку остродефицитного рабочего персонала и социальные программы, а на дорогие игрушки и понты его руководства. Когогин хочет чувствовать себе вровень с генералами мировой автомобильной промышленности и перещеголять европейцев азиатской роскошью. Сколько процентов от выручки и прибыли тратятся ведущими западными автокорпорациями на управленческие и представительские расходы, и сколько на КАМАЗе? Этих выкладок вы не найдете в отчетах ОАО КАМАЗ. И это вложения в развитие? А потом мы удивляемся, почему инвесторы нас недооценили.

Руководство  КАМАЗа паразитирует за счет эксплуатации рабочих. Что-то мы не слышали о том, что все желающие камазовцы могут посетить охотохозяйство, полетать на самолете. Капиталистическое руководство  КАМАЗа  заинтересовано платить Вам, уважаемые сотрудники КАМАЗа как можно меньше, пока есть желающие работать за эти деньги. А если вы возмущаетесь, то обещает привести несколько тысяч китайских рабочих -штрейкбрехеров, вместе с которыми в Челны может проникнуть и знаменитая китайская мафия Триада. Давайте проведем эксперимент и предложим руководству автогиганта прожить один месяц и прокормить семью на среднюю зарплату в 10 тысяч рублей. Этот потребительский бюджет после оплаты услуг ЖКХ,  процентов по потребительским кредитам, означает постоянную экономию на еде, отказ от приобретения одежды, от возможности получать качественное образование и медицинские услуги. Невозможность отдохнуть или дать образование детям. Не говоря уже о том, чтобы отложить на черный день. Сколько процентов населения тратят большую часть доходов только на еду? Большинство.  А наступивший кризис заставит всех нас затянуть пояса.

Карьера менеджера Когогина отличается от легендарного Ли Якокки, вытащившего из кризиса американский автогигант GM, и до этого момента назначившего себе зарплату в один доллар. Судьба Когогина, скорее напоминает сказку о золушке, которая стала принцессой. Когогин из наемного менеджера-госслужащего за 5 лет стал собственником автогиганта и олигархом, состояние которого по данным журнала «Финанс» оценивается в 3,7 млрд. рублей. По этому показателю он даже обскакал сыновей Шаймиева. Если учесть, что это заниженные цифры, то они все равно больше, чем прибыль КАМАЗа за самый финансово успешный 2007 год. Как скромный госслужащий сидевший на окладе стал олигархом, где он взял для этого деньги? Мы уверенно предполагаем, что в течение этого времени деньги выводились с Автогиганта.

Немцы или иной стратегический инвестор нужны КАМАЗу  не только для внедрения новых технологий производства и управления. Это реальные миноритарные акционеры - реальная оппозиция вороватому менеджменту. Которые не позволят руководству автогиганта бесконтрольно прятать деньги и годами не платить дивиденды. Напомним, руководство КАМАЗа ни разу не заплатило дивиденды своим акционерам, среди которых множество камазовских пенсионеров, которые потратили лучшие годы на строительство Автогиганта. Пока не будет реального контроля профсоюзов и миноритарных акционеров, эффективным наш менеджмент будет только в коммерческих рейтингах.  Мы не думаем, что миноритарные акционеры будут заниматься грин-мейлом или корпоративным шантажом, но согласны с Когогиным в той части его интервью, что Daimler AG - это партнер на вырост: «…жить нам придётся без иллюзий. Всем без исключения. Немцы - это дисциплина, порядок и ответственность везде и  во всём, точность и пунктуальность. Нам, привыкшим к более «свободному» образу жизни, придётся подтянуться». Пока Когогину подтянуться не удается,  а тем более подтянуть и изменить менталитет персонала. Переговоры продолжаются, а вместе с ними и «свободный» образ жизни «высококлассного» топ-менеджмента в новой конгениально дорогой дирекции КАМАЗа класса «В».

Когогин, пришедший на КАМАЗ в 2002 году из наемного менеджера-госслужащего за 5 лет стал собственником автогиганта и олигархом. Уже 5 лет он является депутатом Госсовета РТ от Челнов. Вспомните лозунги, под которыми он избирался. Это и новые рабочие места, высокие зарплаты, сотрудничество с малым бизнесом и т.д. Намного ли выше стали зарплаты, если считать в реальных ценах с учетом инфляции, много ли станет новых рабочих мест, на фоне слухов о 25% сокращении сотрудников? Обеспечил ли Когогин будущее челнинцев, как обещал, агитируя проголосовать перед выборами. Пятилетний цикл заканчивается спадом, порожденным не только финансовым кризисом, на который теперь будут  кивать  в своих оправданиях многие руководители и депутаты. Многое из того, что было обещано, не сбылось, множество возможностей упущено, но виноват в этом не только мировой кризис, но конкретные ответственные товарищи, напринимавшие множество неэффективных решений и обманувшие своих избирателей.       
Previous post Next post
Up