Праздничный рэпчик

Feb 23, 2016 15:54

Сегодня мы снова можем наблюдать праздничные концерты на российском телевидении. Вновь послышатся голоса и покажутся лица заслуженных исполнителей. Многие из этих исполнителей являются представителями шансона или им вдохновляются. Удивительно, но русский шансон готовы слушать в нашей стране военные, полиция, бандиты и еще многие социальные группы. Хотя есть ощущение, что этот музыкальный жанр начинает потихоньку сходить на нет. Разберемся.

Куда подевался русский шансон? Ведь еще недавно он был довольно популярен в нашей стране, его слушал внушительный пласт общества. Я и сам баловался немного.

Вообще понятие "шансон" появилось, как известно, в конце 19-го века во Франции. Затем, выходя на массового слушателя и претерпевая некоторые трансформации, перекочевал в век двадцатый и сделался общепопулярным благодаря таким мастерам, например, как Эдит Пиаф и Шарль Азнавур. Рассказываемые музыкальные истории, часто созданные самими исполнителями, открывали нам картины жизни от первого лица. В Америке Френк Синатра делился опытом личных переживаний. У нас тоже существовала потребность в подобного рода историях, лиричность текстов которых и сейчас может задеть за живое. Так песни Марка Бернеса, Иосифа Кобзона и других исполнителей, оставляют за собой важную роль в русской культуре, в том числе благодаря проникновению в кинематограф соответствующего периода.

В России есть широкий и печальный опыт лагерной жизни, когда за решеткой оказалось большое число людей якобы совершивших преступления; среди них были и поэты и музыканты. Почти у каждого в советское время кто-то из родственников, знакомых или соседей бывал в заключении, а вернувшись рассказывал о пережитом. Молодежь вдохновлялась этими рассказами благодаря тому, что "блатная" философия несла в себе четкие правила игры и разграничение - на своих и чужих: пацаны/мусора и другое. Видимо в тот период и появилось множество песен повествующих о быте и нормах "преступной жизни". Четкие представления о добре и зле, непосредственный контакт с причастными к данному мировоззрению людьми, дали почву для популяризации этого музыкального направления.
Когда "русский шансон" сделался популярным, но по вопросам этическим (обилие жаргонно-матерных выражений) не мог перейти в массовую культуру, а потребность лишь увеличивалась, появилось множество исполнителей поющих для сформировавшейся аудитории в выражениях приемлемых в нашем обществе. Это можно было бы назвать поп-шансоном.
Шло время, поп-шансон тоже становился старомодным, хотя направление мысли, которое он отражал, никуда не испарилось. И вот на сцену выходит отклик на запрос в общественном сознании - русский рэп.

Русский рэп, перенявший эстафету от русского шансона, рассказывает нам о "братанах" и "продажных ментах", о жизненных разговорах за рюмкой водки про тех кто предал и остался верен; тачки, определенный стиль одежды и поведения символизируют причастность к данному образу жизни по-прежнему проводя четкую границу между своими и чужими. Так русский рэп сделался популярным наследником русского шансона. А сдержанную его версию, способную стать массовой крутясь в теле и радио-эфирах, мы называем поп-рэпом.



Иосиф Кобзон стал депутатом ГД в 1997-ом году.
Александр Розенбаум избран депутатом в 2003-ем.
Ждем наших рэперов в числе политиков в ближайшее десятилетие. Сначала, конечно, они будут «зачитывать рэпчину за жизнь» на 23-е февраля. Интересно, кто будет первым?

С праздничком, короче!
Previous post Next post
Up