Томск: Нагорный Иштан, Томск деревянный и обязательная программа

Jun 23, 2014 01:40



Уже который год мой муж берёт отпуск в июне, и который год мы в июне ездим на Алтай, собирались и в этом, но наводнение спутало нам планы. Не поехали мы, конечно, не из страха утонуть или не доехать, просто как-то неудобно было: у людей горе, а тут мы разэтакие туристы - мои личные тараканы, понимаю - большинству, кто собирался в горы, ничего не помешало, а кое-кто даже привёз нам чергинского сыра и медовухи :) Но мы поехали в Томск.

В Томске мы были уже много раз и разными составами: на сибконах, на байк-фестах, на ска-концертах, на поэтических чтениях, а в этот раз просто так поехали, туристами опять-таки - проверить, что изменилось за 5-6 пропущенных нами лет. Ехали двумя машинами: мы втроём и ещё группа товарищей во главе с Маринамышью. Всю дорогу с меня требовали план (вернее, ПЛАНЪ), и стебали, если с планом было что-то не то)) А не то было много с чем, ибо я попыталась включить в программу места, где ещё ни разу не была, что было не очень-то и просто.

Туда мы ехали через Колывань, которая мне ужасно нравится (оттуда, кстати, отлично видно город, я удивилась), а где-то по дороге я умудрилась обгореть, практически не выходя из машины. Возможно, возле Чилино, где мы устроили остановку на второй завтрак с горячими беляшами, холодными бутербродами и нечаянно упавшими в дорожную пыль блинами.



Вокруг расстилались поля одуванчиков и краснокнижных огоньков, леса, реки и прочие красоты.



Яна же в окно не смотрела, развлекалась как могла с куклами и рисунками и выносила нам мозг.



Первым пунктом моего плана значилась заброшенная церковь в посёлке Нагорный Иштан на протоке недалеко от впадения Томи в Обь. Туда мы поехали одни и изрядно потряслись по просёлочной дороге среди дремучих лесов (в том числе охраняемых государством кедровниках). Проезжали село с интересным названием Моряковский Затон (название говорящее - рекомендую заглянуть в Google Earth и посчитать, сколько барж стоит там на приколе), где внезапно обнаружился томский бизнес-инкубатор и золотой Ленин в чёрной кепке.

А сам Нагорный Иштан оказался дачным обществом, где мы довольно долго плутали, пытаясь найти проход к церкви. Сначала выехали на обрыв над протокой (собственно она и называется Иштан, как я поняла).



А потом нас ещё и поймали гаишники.



Но ограничились предупреждением))



К церкви, оказалось, проехать всё же нельзя, пришлось немного пройти ножками. И вот она - Петропавловская церковь, год постройки: 1872, координаты: 56.747914,84.563618.







Эту церковь снимал Андрей Кончаловский в своей киноэпопее «Сибириада», которую я не видела, но теперь очень хочу посмотреть. Когда снимали «Сибириаду», местные жители радовались - надеялись, что москвичи помогут церковь отремонтировать. Съёмки закончились, гости разъехались, а на церковь повесили амбарный замок.





Храму уже два века, брёвна - где прогнили, где обрушились. Местные жители, отчаявшись ждать помощи, сами решили навести порядок. Стали расчищать двор - раскопали захоронения. Рядом надгробья: отец, мать и младенец Иоанн.



Вокруг обрывы, сосны и пихты. Видно, что обрыв пытались укреплять.





Сейчас Нагорный Иштан превращается (или уже превратился) в дачное поселение: два жилых двора, 2 человека жителей. Дома вокруг красивые, но по большей части уже новые.



Улица Церковная.



Место, действительно, очень красивое, несмотря на плотную застройку вокруг церкви, бурьян и замусоренные обрывы над рекой. И жалко, что всё разрушается и уходит в прошлое.

На обратном пути нас снова остановили гайцы, но мы снова не пошли на взятку и через полчаса были в Томске, где наши друзья уже заселились в съёмную квартиру на улице Дальнеключевской. Квартира мне очень понравилась - в новом доме, который на фоне деревянных домишек с огородами и теплицами, было видно чуть ли ни с другого конца города, во дворе крутейшие детские игровые площадки, семь спальных мест, три телевизора, вай-фай и большой балкон. В общем, чтоб я так жила.

Однако, засиживаться там мы не стали, а пошли гулять пешком, тем более, что совсем рядом с нашим жилищем располагался источник "Божья роса". Из под Каштачной горы Томска било множество ключей, они и определили названия улиц Дальне-Ключевской, Водяной, переулков Заозерного и Сухоозерного. Сейчас на севере старого Томска сохранился только один родник - этот.



Раньше это место называлось «Бассейка». Был здесь рукотворный водоем диаметром в двенадцать метров. Бывшая «Бассейка» заросла лопухами и крапивой, но сам родник остался, выжил и имеет название «Божья роса». Сейчас этот Святой источник облагорожен, рядом с ним восстановлена часовня. Целебной водой из родника "Божья роса" жители окрестных улиц лечатся уже много лет. Вообще облагорожен он сомнительно - не доделали и бросили, молодцы, ага.

Наши все жалким ручейком побрезговали, а я вот умылась - когда у тебя сгорает лицо, ты готов на всё. А Яна нарвала вокруг огромную охапку одуванчиков.



И мы пошли дальше. Вообще, жители Нововсибирска, конечно, в курсе значения мема "точечная застройка" - у нас считается, что это ужас-ужас, а в старом Томске - норма жизни. Например, в полуметре от источника стоит железный забор, за ним строят очередную многоэтажку, а рабочие с её каркаса с интересом смотрят на странных людей, бродящих вокруг частовни. А одна идиотка даже умылась - ей-ей! Ещё в двухстах метрах дальше - такие картинки с бельём, сохнущим на верёвках. И везде бродят коты.



Мой любимый цвет! А жил здесь борец за установление советской власти К.К. Ансон.



Ну и вот ещё что нашли :) Обратите внимание на одёжку дверной ручки)



И уходящую в двересный полумрак лесенку. Томск вообще очень холмистый, и холмы там очень крутые, прямо горы, только маленькие.



А наверху уже цивилизация и жара, но мы ещё не до конца поверили в лето и паримся в ветровках. Такой след из одуванчиков тянулся за Янкой через весь Томск.



Крячков (автор наших кирпичных школ, возле одной из которых прошло моё детство) многое построил и в Томске, и жил там же в доме, в котором теперь располагается музей деревянного зодчества. Мы до него не дошли, увы.





И окружной суд - над зданием восседает богиня возмездия Немезида. Если верить моему мужу, то выходит, что она причастна к моим солнечным ожогам, только вот чем я провинилась перед мирозданием, он не уточняет.



Справа Дом Науки им. Макушина по проекту опять же Крячкова, сейчас - театр кукол, мы же были в нём на Псое Короленко и ели в буфете вкусные и дешёвые пельмени. Кто-то мог бы от всего этого вращаться в гробу...



И мы вышли к Белому озеру. Озеро натуральное, вокруг парк с аттракционами и поп-корном, в озере домики для уток, но у меня ещё планировалось озеро в Игуменском саду, и я решила, что уток мы покормим там, а сейчас надо отсюда бежать, пока Яна не опомнилась, что вокруг есть карусельки. Увы, это были единственные встреченные нами утки с томской пропиской.



А потом мы углубились в дебри старого города, с деревянными домами разной степени сохранности: от идеально отреставривованных до почти совсем разрушенных, какие-то обжиты уже пару столетий, а какие-то стоят пустыми после пожара, и можно заглянуть внутрь в печальную пустоту.





Муж нашёл матерное слово. а дочь - одуванчики. К слову сказать, они там нереально огромные! :)



Вообще, деревянное зодчество - визитная карточка Томска. Там очень много красивого, когда у нас, например, остались единицы. Но у нас был пожар, выжегший большую часть города, а Томску везло больше. Ну и 300 лет разницы нельзя списывать со счетов.







Весь этот район называется Воскресенская гора, а описания исторических районов почитать можно здесь, названия забавные - одна Уржатка чего стоит, например :)

А это дом по адресу Октябрьская 44, как у нас в Тальменке - тоже неплохой домик :)





А дальше совсем уже шедевры.





Здесь сейчас музей славянской мифологии.





А это муж решил снять моё истинное лицо - красное и злобноватое) Рядом концептуальная помойка.



И вот мы почти добрались до обязательного места культурной программы любого туриста - музея города Томска и пожарной каланчи над ним.



Снова забрались на гору и присели передохнуть.



Рядом с музеем памятный камень на месте основания Томска и макет острога в натуральную величину. Раньше можно было туда подняться, теперь же висит большой замок.



Вход на каланчу стоит 42 рубля, тётушка на кассе устало сказала, что мы не первые, кто интересуется, почему :) Наверху - пожарный в дозоре, он в кадр никак не захотел влезть, зато его карманы служат хранилищем записочек туристов, мы тоже в былые времена их писали :) Марина оставила ещё одну.



И виды с высоты. Жуткая громадина справа - кажется, театр Драмы. Вообще Томск богат как красивейшими зданиями, так и страшилищными, типа вот ещё бизнес-центра "Кондор" с уродливым орлом, мимо которого мы ездили каждый день.



Мешанина стилей. Прочитала, что раньше все крыши Томска были зелёными, даже был скандал, когда на открытке крышу ТГУ раскрасили (а тогда ещё раскрашивали вручную чёрно-белые кадры) красным вместо зелёного, сейчас же красные в большинстве.



Вдали Томь.



Каланча, кстати, ощутимо качается от ветра и шагов людей.



Телевышка - оттуда мы сейчас пришли.



Богоявленский собор.



И крыша острога совсем рядом.



А в окошке музея - трогательные герани.



Мы с Яной рвались в сам музей, но нас не поддержали) И мы пошли топтать улицы города дальше.



На набережную.











Рома тут же, разумеется, примагнитился к духовикам)



А я тем временем столбы фотографировала :)



Нынешний герб Томска был принят в 2003 году в следующем описании: «Герб г. Томска представляет собой геральдический щит, в зелёном поле которого - серебряный конь, скачущий в правую сторону. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах. Девиз „Трудом и знанием“ начертан на золотой ленте серебряными литерами». При этом зелёный цвет символизирует обширные леса, а белый - снежную зиму. Конь, изображённый на гербе города, напоминает об извозе, служившем источником дохода для большой части населения, а также о том, что некогда через Томск проходил Московско-Сибирский тракт. Девиз, начертанный на гербе, - научный и промышленный потенциал города.



Самая же фишка набережной - памятник Чехову.



Писатель изображён в гротескном и карикатурном виде: в пальто, нелепой шляпе, перекошенных очках, босиком с непропорционально большими ногами. За спиной у писателя зонт. Надпись на постаменте гласит: "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку»" Таким образом Томск «отомстил» Чехову, который, неделю побывав в городе в 1890 году проездом на Сахалин, весьма нелестным образом о нём отозвался: "Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад… Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь…"

У Чехова вечная очередь желающих сфотографироваться, мы тоже немного подождали, постя и лайкая...



Сфотографировать его с лица так и не удалось, но найти эти фотографии в сети - не проблема вообще, Чехов очень популярный :) Даже у меня где-то есть, но искать неохота, а вот как раз ботинок босого Чехова в непролазной грязи утонул.



Это в общем-то самый центр города. Под мостом - река Ушайка, над мостом - замочки от счастливых молодожёнов, напротив - здание Второвского пассажа, сейчас - магазина "1000 мелочей".



Второвский пассаж - трехэтажное здание в стиле модерн, построенное сибирским миллионером Александром Второвым в начале XX века. Тогда этот объект недвижимости считался в Томске самым инновационным: только здесь был лифт, телефон, а в номерах гостиницы - ванна, душ, электрическое освещение. Здание - памятник регионального значения.

Ну а потом мы встретили корову, монстра и постового Н.П. Путинцева.



В те времена, когда Николай Платонович только начинал свою службу, поток машин на улице был не в пример меньше, и дядя Коля знал многих автомобилистов в лицо: водителей автобусов и троллейбусов, женщин за рулем, таксистов. Подведомственный ему участок проспекта Ленина располагался от проспекта Фрунзе до площади Ленина, и проработал дядя Коля здесь целых 23 года. Любимым его местом зимой был люк около кинотеатра имени Горького: форменные сапоги тонковаты, а люк, из которого поднимался теплый пар, спасал ноги постового от холода.

Народ уже просился домой, но суровая я, мучимая к тому же угрызениями совести перед детёнышем, после раннего ужина в "Помидоре" (кстати, странное дело, но официантка только и успевала мотаться к нам, сообщая, что очередного блюда нет! ну что за нафиг?), потащила всех в Городской Сад катать Кукусию на пони.





А на верблюда она отказалась взбираться)



День России был, кстати, но на шарик меня развести не удалось.



Рядом был и парк аттракционов, где все мы дружно пошли кататься на колесе обозрения. Невысокое оно, прямо скажем.







После чего мы дружно запрыгнули в автобус и поехали домой, где до ночи играли в манчкин и пили сухое безкалорийное вино, закусывая булочками по Дюкану :))

%№#, куда ушла наша молодость?! С гуляниями по ночам? С адскими коктейлями из водки, кофе и колы? С концертами, кострами и "самоварной" манагой? С совсем другим Томском, если уж на то пошло?.. Впрочем, что нам дадут ответы на эти вопросы... Ничего :) Жизнь продолжается.

Продолжение следует, конечно же :)

янкины фотки, другие места, мы - семья, в кадре, томск, яне 3

Previous post Next post
Up