Кара-Тюрек (алт. кара - чёрный, јӱрек - сердце) - горный перевал, находится на водоразделе рек Аккем и Кучерла, в Алтайских горах. Высота около 3 060 м, категория сложности 1А. Набор высоты со стороны Аккема около 1 км, конная тропа. С перевала открывается вид на Аккемское озеро, вершину Белуха, ущелье Ярлу, долину реки Аккем. Скопления снега (снежники) сохраняются на перевале до августа.
О, Кара-Тюрек, как же я хотела на тебя взобраться, расчехлить фотоаппарат, полтора килограмма которого я тащила, можно сказать, именно ради тебя, и отщёлкать Белуху во всей её красе. И долины в дымке, и синие горы, и тени от облаков, и снова Белуху, теперь уже не прикрытую никакими другими пиками. Но сложилось всё иначе. Так что вы сначала прочитайте печальную повесть без фотографий, а потом сходите по ссылкам и посмотрите, как это могло бы быть (
раз и
два).
День 6. Аккемское озеро - пер. Кара-Тюрек - Кедровые стоянки, ок. 4,5 км конно + ок. 5 км пешком
33 моих несчастья начались буквально сразу по завершении предыдущего поста: днём я ещё скакала козочкой по висячим долинам, а ночью злобный вирус накрыл и меня... Зато из-за своих вынужденных ночных вылазок я наконец-то насмотрелась на млечный путь и метеоритный дождь, как раз Персеиды тогда шпарили - красиво, но жутко холодно, до зубовного скрежета и клацанья. На рассвете выпила церукал и обреченно стала ждать лошадей: сами понимаете, не лучший вариант для зелёного тошнотного человека.
Лошади пришли, и коновод занялся рассадкой. Во-первых, все вещи из рюкзаков пришлось переложить в седельные сумки, во-вторых, Яну почему-то посадили за спину маме, а не мне, в-третьих, сам коновод был, прямо скажем, не из вежливых: в ходу у него было "эй, мужик!" и "жопу подними", а уж как он крыл лошадей, лучше умолчать. Команду "но" лошади не знают, а знают только "нноёкарныйкот" (причём, не "ёкарный" и не "кот", но в приличных журналах не матерятся). В общем, было довольно стрёмно, но я сразу настроилась на то, что через три часа мы расстанемся навек, и постигала дзен. Кони шли вверх и вверх, коней было жалко, но когда кони начинали идти вниз, становилось жалко себя - нависаешь над холкой и съезжаешь, а на маму ещё съезжала Яна. Непривычный к седлу зад начал болеть почти сразу, а моего коня ещё и криво запрягли, и вся система сумок, седла и меня съезжала вправо, поэтому я должна была свешиваться влево, и левое полупопие было очень недовольно жизнью. Опять же то, как пахнет караван идущих в гору под тяжёлым весом лошадей, лучше не вспоминать. Ну хоть качало не очень. (И сразу про цену вопроса: все просили по 1500 за лошадь (лошадь коновода тоже оплачивается), а наш взялся нас везти за 1200, это уже должно было насторожить.)
Через час-полтора вышли на голые камни - пустыня, заканчивающаяся далеко впереди пиком Кара-Тюрек. Там, откуда мы пришли, открывалась вся целиком долина Ярлу, Аккемское озеро, а Белуха же как назло начала кутаться в облака. Остановились попоить лошадей у ручья в холодной мрачной каменистой впадине, там нас догнали ещё два группы, пропустили их вперёд: наши кони, видимо, были не ахти. Обгоняли пеших туристов. С одной стороны, мы бы пешком там, возможно, сдохли (хотя в прошлый раз Кара-Тюрек дался нам довольно легко), с другой - пешие могли остановиться, отдохнуть, надеть куртку или дождевик (а у нас всё было распихано неизвестно куда), попить водички, пофотографировать, а мы плелись и плелись вверх. Стало холодно, заморосил дождь, ближе к перевалу руки уже начали примерзать к поводьям, как скрючились, так и не раскрючивались. И вот - вершина: Белуха ушла в облако, снег сечёт, ветер ледяной, одежда уже мокрая, а нам, оказывается, ещё нужно взять лошадей в повод и провести круто вниз по камням до той самой "развилки", которая оказалась практически сразу за вершиной.
Иду, стучу зубами, держу повод. Что там сзади, не имею ни малейшего представления: идёт ли там конь, или единорог, или пингвин, или вообще ничего не идёт, а камни сами собой хрупают. Пришли - снова дождь, трясучка, зубы стучат ещё отчаяннее, а нам надо вытащить из сумок свои вещи и разложить их по рюкзакам! Это был какой-то ужас: Янка ревёт, спальники промокают и никак не хотят упихиваться в рюкзаки, одежда мокрая уже насквозь, а этот хренов коновод собирает своих коней и уходит в светлое будущее. И тут упал туман - видно метра на два, дальше - конец света. Я кое-как сгреблась, пенки окоченевшими пальцами пристегнуть не смогла, схватила их подмышки и погнала Янку вниз, чтобы просто согреться. Бежали почти бегом, мелкая без конца всхлипывала, впереди ничего, сзади ничего, звуки глушатся, может и потерялись мы уже насовсем. Потом наконец-то начали спускаться в ущелье, туман (или облако) остался наверху, дождь моросил, но от ходьбы стало теплее, мы дождались родителей, а они начали Яну жалеть, забрали у неё рюкзак и пошли с ней сзади, что потом сыграло злую шутку, когда на переходе через ручей этот самый рюкзак с фотоаппаратом погрузился под воду полностью... Только что не булькал.
Спускались целую вечность. В прошлый раз, кстати, мы точно шли по другому - прямо по осыпи, а эта тропа петляла по склонам гор. Наконец-то появились первые деревья - кедры, что и дало это месту название "Кедровые стоянки". Первая стоянка нас почему-то не удовлетворила (мало прошли, куда это годится), потом был тот самый ручей где утопили фотоаппарат, потом ещё разные складки местности, а потом я уже взмолилась о стоянке. Место мы выбрали не самое лучшее (как потом оказалось на тропе, и соседи ходили через нас за водой) и не под кедрами, которые прикрывали от дождя, зато относительно ровное. Одежду пришлось снимать всю - сухих мест на теле не было, а потом мы с Яной забились в спальники греться (а вернее, сушить их собой), а я при этом угрызалась совестью: "Щас. Щас я выйду и помогу. Поищу дров. Или схожу за водой. Или соберу горелку. Уже сейчас, да..." При этом снаружи шёл дождь, и было очень холодно. Впрочем, вскоре я наткнулась на аптечку, померила ради интереса температуру - 38.4 - эээ, за водой я, похоже, не иду. Зато мой спальник на горячей мне высох быстрее всех) В общем, бросили все дела по лагерю на папу, он там даже сделал выживальческий водосборник: дождевая вода собиралась в складки слегка прикопанного дождевика: река-то была, но далеко внизу.
Чем-то там ужинали, а ещё горланили обращение к лунному ворону из серии "Смешариков" про метеорологию: "О, лунный ворон, что поливает на небе звёзды! Твои звёзды так прекрасны, но мы не видим их, потому что всё небо затянуто серыми тучами, перестань поливать звёзды, чтобы мы могли ими полюбоваться!" Соседи по лагерю ржали, а дождь, что интересно, после сеансов пения на время прекращался. А потом начали петь соседи, которых мы тут же прозвали хором Турецкого, очень уж хорошо они выступали: и про чёрного ворона, и про поле с конем - под это я и засыпала. Было холодно, но не так как ожидалось, а может быть, мне снова на руку сыграла моя температура. Хотя фотоаппарат-утопленник утром оказался слегка заиндевелым, значит тепло не было.
День 7. Кедровые стоянки - уютная стоянка на р. Кучерла, ок. 6,9 км пешком
Утро было очень мокрым, но хотя бы с неба не лило. Собрали мокрые вещи и мокрую палатку и выползли на тропу. О том, насколько тепло было ночью, говорят побелевшие вершины. Оттуда мы вчера бежали под дождём.
Чуть было не ушли тропой на Кучерлинское озеро, но потом вернулись на путь праведный (ИЛИ НЕТ!) вдоль Текелюшки. У Янки ноги в пакетах¬ - старый добрый способ сохранить ноги временно сухими.
Так как изначально мы собирались на озеро, то я только прочитала пару отчётов по этой тропе: "тропа плохая, пара живых осыпей", ну пара - это типа две, две осыпи мы же как-нибудь пройдём. Но реальность превзошла все ожидания, да)) Частично тропа шла по крутому обрыву высоко над Текелюшкой, частично спускалась вниз к воде. Река сама состоит в основном из водопадов и зажата в узком скальном каньоне, так что камни были там везде, и осыпей была тоже не пара. Кое-где видно было, что сыпало буквально сегодня: камнями принесло свежие веточки смородины. Было очень нервно: то сыпуха, то прижим с огромными камнями, уклон очень приличный, коленки гудят и дрожат, река внизу ревёт и ждёт, когда же мы, наконец, в неё хлопнемся. Фотография не моя, мне вообще не до того было, да и в принципе маловато оттуда фотографий, но эта вполне передаёт масштаб бедствия.
Больше всего мне запомнилось два дивных места - до паники-истерики "да отпусти ж ты нас уже, Текелюшка!". И кстати, на одном из привалов я явственно видела в воде камень в виде горделивого алтайского профиля, так что есть мнение, что Текелюшка - это ОН, а не она) И собственно про места: первое - это где я застряла в берёзе. Тропа узкая, идёт по краешку бездны, на краю раздвоенная берёза, сразу за ней ещё более узкая ступенька вниз, и я такая - с двумя пенками, закреплёнными с боков. В общем, рюкзак у меня в берёзе застрял, и я слегка на нём повисла. Пришлось отстёгиваться, держась на ступеньке на одной ноге, удерживать при этом одной рукой всё ещё тяжёлый рюкзак, чтобы не улетел назад и вниз, и пытаться развернуть его бочком и вытащить. Пот бежал ручьём)
А второе место было ещё лучше - идёшь себе по тропе и тут впереди на отвесной скале тупо водопадик. И тебе в него. Потом мы выяснили, что его можно было обойти верхом, да и воду включили исключительно для нас в честь дождей, но это было очень страшно. Скользкий голый камень, по нему бежит вода, метрах в 10 внизу ревёт Текелюшка, за камнем мелкая, но едущая вниз сыпушка - все удовольствия. Но перебрались, сдюжили)) И сразу за водопадиком нас обогнал хор Турецкого и бодро ускакал вперёд)
В общем, спускались мы снова целую вечность, вот уже увидели вдали внизу Кучерлу, а до неё ещё идти и идти. Наконец, спустились, перешли через мостик немного присмиревшую реку и упали привалом. Ну а дальше уже ничего особенного - Кучерлинская тропа, разбитая конями и полная грязевой и навозной жижей, снова грязные ботинки, снова Янкины падения в грязь. Кучерла бирюзовая, солнце, малинка зреет, а наверху на Текелюшке мы с Янкой черники наелись и даже пару земляничин нашли.
В общем, шли-шли и куда-то пришли. Стоянка была удобная, над рекой и с ручьем, где можно было помыть замученные ноги, и даже полиэтилен кто-то оставил, чтобы сделать навес над костром. Пытались сушить вещи, иногда моросил дождик, а я снова грела собой спальник и ничего не делала по лагерю, ай-ай-ай! А ещё меня обманул телефонный навигатор и сказал, что мы почти дошли до Куйлю, а вот куйлю вам, а не Куйлю) Утром это вскрылось, и было обидно.
День 8. Уютная стоянка на р. Кучерла - урочище Елань - Тюнгур, ок. 12,6 км пешком + ок. 9,7 км авто
Утро. Солнце. Ура!
Вода в этом году на всех реках Алтая высокая, вот и Кучерла наломала дров, сделав под нашим лагерем запруду, которая меня немного утешала тем, что если кто-нибудь свалится с обрыва, то сразу его не унесёт)
И снова в путь. Запахло цивилизацией: прошли большую поляну с домиками, туалетом (!), следами колёс (!!) и большими группами конных туристов (и это было не Куйлю!). Тропа местами была прямо приятной и даже без луж))
Где-то там наверху метеостанция Кара-Тюрек.
Мама демонстрирует классику жанра - сушку куртки на себе)
Ну и далее - дорога, привал, дорога, привал, два дня толком не евший организм еле тащился, надо сказать.
Снова следы рук человеческих - жерди от скота.
А скоро дошли и до настоящего урочища Куйлю, где на берегу стоит беседка, а неподалеку - скала с петроглифами - доисторическими козлами и баранами. Кучерла в этом месте разлилась и затопила весь луг: люди сразу натоптали новую тропу по склону, а люди, которые не любят лазить вверх-вниз, построили через зону наводнения мостик из камней. Мы, конечно, выбрали нижнюю тропу, слегка её усовершенствовав.
Я вижу Рыбу-Кит!
И снова вверх!
Здесь видно, кто полон сил, а кто вовсе нет. И всё это время мы ждали: ну где же, где же эта Елань, где пасутся милые славные УАЗики, которые увезут нас в Тюнгур.
И вот, наконец, индеец Острый Глаз заметил на горизонте неестественно ровную дорожку, а по этой дорожке медленно ползла чёрная точка. "Елаааань!" - возопиил индеец Острый Глаз! А тут ещё как раз подъехали алтайцы на лошадях: "А вы на машину, случайно, не торопитесь? Ну так поторопитесь." Пришлось индейцу Острому Глазу бросать своё племя и бежать вперед в надежде остановить машину грудью)
Казалось бы, вот же, вот, а бежать пришлось километра два без остановок и под палящим солнцем, думала, сдохну, но нет)
Умыться! Напиться! Намазаться пантенолом! Ну и дальше уже просто ждала остальных, долго ждала.
Памятник погибшему сплавщику. Не те здесь реки, чтобы по ним сплавляться, совсем не те, на Аккеме тоже, говорят, в те дни кто-то погиб.
А вон папа, наконец, появился.
Ещё минут через двадцать спустились и мама с Яной в большой группе туристов: туристам достался ГАЗ, а нас ещё с двумя девушками (итого 6 пассажиров) втиснули в УАЗ (400 рублей с человека, Яна бесплатно). Едем, не верится, ура! Водитель оказался очень интересным рассказчиком, обсудили буквально всё: погоду - "зимы стали тёплые, в этом году всего неделю -40 стояло", рыбалку - "есть в Аккемском озере рыба, знакомый мой плетёт мордушки и ловит, где речка впадает", стада и покосы - "коровы зимуют дома, а овец и коней угоняем в горы", волков и медведей - "есть, но о них лучше не вспоминать: мы их не трогаем, и они нас. Вот если волки овечку утащат, то тогда ямы роем и ловим. А там, где малинник спиралью закручен, там точно медведь ягоду ел."
И вот Тюнгур и не особенно гостеприимный "Высотник", пока мы разбирали вещи и развешивали всю мокреть на заборе, настало время ужина для групповых туристов, кухня зашивалась, и нам поужинать не удалось. А у нас был повод для торжественного ужина: мамин день рожденья - увы, пришлось его отмечать шампанским, колбасой и яблоками в палатке. Это счастливый момент воссоединения Янки с Пеппи))
А так выглядит лагерь только что спустившихся с гор людей. Наш был таким же.
А это ухрюканные янкины боты, и пока ещё пустое кафе, где я пыталась зарядить телефон.
И аил, в котором нам тоже не удалось поужинать: осталась одна порция лагмана и яишенка))
Ночь была отвратной, рядом бухали кузбасские ребята, спаивавшие итальянцев через переводчика, в "конференц-зале" проходил какой-то слёт дебилов, которые не знаю - может, раскрывали чакры - дикими криками, вот тупо орали, а ещё было холоднее, чем в горах - и вот, наконец-то, утро. ДОМОЙ!!!!!
День Д. Тюнгур - Новосибирск, ок. 860 км авто
Домой! Домой! Домой! Да, я люблю горы, и бывает, что покидать их совершенно не хочется, но чаще всё же хочется, старею, да) А утро было весьма выразительное.
Заправка в Усть-Кане, и снова туман и бескрайние стада овец. Коровы начинаются чуть позже)
На этот раз мы ехали прямой дорогой на Чергу, и она оказалась очень пристойной, прямой, красивой и минимально разбитой. Кое-где и вовсе асфальт кладут.
Потом была Черга и сырзавод с разочаровавшим меня в этот раз "Советским" (а "Горный" ещё не вызрел), потом мёд и медовуха "от Петровича", потом обед в Майме (картошка! котлета! овощи! счастье!) и дорога-дорога-дорога!
И Новосибирск. В общем, спасибо, что живой!)) А я уже ещё один маршрут в те края придумала, года через три может соберусь)
The End.