После церкви в Вороново мы тщетно попытались пробиться на территорию одноименной усадьбы, но твердолобость охранников и руководства санатория Минэкономразвития оказалась непреодолимым препятствием. Чего уж тут говорить, хотя и ожидали мы сопротивления, но лелеяли все-таки надежду на осмотр и потому она, неоправдавшаяся легла на какое-то время на плечи тяжким грузом. Знаете, как иногда тянет какое-то несделанное занятие или незавершенное дело? Откатившись на прежние позиции, нам ничего не оставалось как выдвинуться к следующей точке нашего маршрута, а именно к усадьбе Филиппова или "Дому булочника", о коей и пойдет сказ.
Надо сказать, что на счет нее у нас тоже были кое-какие сомнения, ибо расположен дом на территории спортбазы. Но к счастью, опасения были напрасными - прямая чистая дорога под табличку "Спортбазы" привела к настежь распахнутым воротам этого учреждения. Ничтоже сумняшеся, похвалив спортсменов за гостеприимность, оставляем машину аккурат около администрации. Повинуясь манипуляциям навигатора и природному инстинкту быстренько уходим в сторону от здания, дабы избежать лишнего внимания. Несколько минут по неухоженному бывшему усадебному саду и из-за сосен выглядывает красивый, местами будто фарфоровый домик.
1. Усадьба Филиппова. Вход.
Несмотря на то, что слово "усадьба" у меня ассоциируется с большими, некогда роскошными домами и даже дворцами это уютное, небольшое двухэтажное строение произвело ничуть не худшее впечатление. Даже наоборот. Остатки голубой краски на передней части делают дом несколько игрушечным, но если приглядеться или поднять взгляд, то будет видно насколько он стар. После этого факта мысли об игрушках улетучиваются. Мне подумалось, что если усадьба цела, то если передать ее гос учреждению, то она рано или поздно развалиться, а если частному лицу или санаторию, то наверняка вход будет ограничен. И в том в другом случае она будет потеряна.
2. Левый полупрофиль
Как и полагается усадьбы, переданной на баланс государства в здании расположен медицинский корпус. Почему-то все любят размещать в бывших усадьбах что-нибудь медицинское. Интересно, откуда такая манера? С такими мыслями обходим вокруг. Слева убегает в белую даль прямая как стрела аллея, обрамленная голыми высокими деревьями. Желания пройтись по ней не возникает и мы продолжаем круговое движение, из-за которого оказываемся позади усадьбы. В этот момент я пожалел, что погоды нам в тот день достались не летные. Полянка, в основном густо заросшая непроходимым кустарником заканчивалась крутым обрывом, на краю которого сиротливо ютились кабинки для летнего отдыха с шашлыками и грубый деревянный сортир типа "очко". Так вот, если подойти к краю, что открывается неплохой вид на окрестности реки Моча (поставьте правильно ударение) вдали и укрепления пейнтбольного клуба и лес поблизости.
3. Пейзаж позади усадьбы
Нетрудно заметить, что непогода изрядно затрудняет любование природой, а ведь она наверняка этого достойна. Вернемся к нашим баранам, в данном случае - к усадьбе. Надо сказать, что позади, как и всякое здание со двора, она вызывает еще бОльшую жалость, нежели спереди. Голубой, да и вообще какой бы то ни было краски тут еще меньше - все больше заметны серые проплешины штукатурки.
4. Позади
Здание постепенно ветшает, о чем красноречиво говорит часть потолка крыльца, лежащая на полу. Над ней зияет красным кирпичом потолок, можно разглядеть арматуру. Часть ограды по центру вообще отсутствует, ступени лестницы выщерблены, местами осыпаются. Под крыльцом в неведомые времена судя по всему работало кафе или что-то в этом роде, оставившее после себя вывеску соса-сола и грубо заделанные окна.
5.
Завершаем круг, ту часть дома, которая заинтересовала меня больше всего. Здесь синей краски почти не видно, она покрывает только цокольный этаж, а первый и второй полностью покрывают выцветший желтый и грязно-белый цвета, а сверху главенствует очень красивая четырехгранная башенка со слуховым окном и небольшими балкончиками с каждой стороны.
6. Часть усадьбы с башней
Она заслуживает пристального внимания и притягивает к себе взгляд. Наверное, завораживающие пейзажи открываются с этих балкончиков. Тут же возникает желание туда попасть. Впрочем, мне почти это удалось, об этом чуть ниже.
7. Башня
На этом почти в любом другом случае мой рассказ переходил бы в стадию пейзажей и завершался показом усадебного парка или сада, но в тот день мы решили попытать счастья и зайти внутрь. Все оказалось достаточно просто - через высокие деревянные двери, по лестнице в десяток ступеней и мы оказываемся в квадратном холле с колоннами. Направо и налево уходят коротки темные коридоры, при чем правый, судя по объявлению ведет к парикмахерской. Прямо перед нами дверь с надписью "Актовый зал", рядом ее безымянная коллега, а слева оказываются две лестницы - одна "черная", обычная, а вот вторая вызвала у меня чувства, близкие к восторгу.
8. Внутри. Лестница.
Где-то в стороне невидимой парикмахерской звучит музыка - это единственный звук, нарушающий тишину внутри. К нему прибавляются мои гулкие шаги по старому стертому паркету. Теперь я жалею, что не взял штатив, ибо через несколько минут оказываюсь на втором этаже, где царит полумрак. Пространство лестницы оформлено впечатляюще и напоминает мне усадьбу Васильево - панели темного дерева, старая большая люстра. Потрясающе! Однако, на деревянном потолке бросаются в глаза многочисленные, местами широкие, пятна плесени или чего-то другого, не могу точно сказать.
9. Внутри. Второй этаж.
Оторвав взгляд от этого вида прохожу в вестибюль второго этажа. Почти копия первого, с той лишь разницей, что коридора три и дверей больше. На каждой из них табличка с названием врача-специалиста. Из-за одной двери доносятся голоса двух женщин, стараюсь передвигаться тише, опасаясь, что попросят отсюда удалится. И тут в голову приходит мысль про башню. Быстро прохожу в левый дальний от лестницы коридор. Не тот - передо мной закрытая дверь с висячим замком. Возвращаюсь, окидываю взглядом другой - впереди окно, в конце справа закрытая дверь. Выхожу обратно в холл, в котором откуда ни возьмись оказывается мальчишка лет двенадцати. Он в свою очередь удивленно таращится на меня. Нарушаю немую сцену вопросом про вход в башню. Он показывает в угол, иду туда, открываю дверь и окидываю взглядом внутренности башенки. Это занятия не отнимает много времени, ибо внутри пусто, если не считать железной лестницы с три пролета, ведущей на небольшую площадку. На площадке сушится белье. Не сказать, чтобы я был разочарован, но ожидал увидеть что-нибудь поинтереснее, конечно. Правда, сам не знаю что. Перед тем, как спуститься замечаю и фотографирую красиво расписанный потолок второго этажа с лепниной и старой люстрой.
10. Второй этаж
Потом спустился вниз, окинул взглядом напоследок первый этаж и вышел, так никем и не замеченный, кроме упомянутого мальчугана. Остается добавить, что впервые удалось побывать внутри усадьбы такого состояния - не отшлифованной многочисленными ремонтами и переделками, а еще сохраняющей тот налет таинственности и дух времени, который, как мне кажется, неизбежно сопровождает каждое творение старинных архитекторов. Безусловно, это стало одним из запоминающихся событий и ярким впечатлением, выгодно отличающим "Дом булочника" от других посещенных усадеб.
Спасибо за внимание!