Я двигался по дороге, идущей среди растительности. Не знаю, зачем я на нее переехал с ровной глади сора - то ли чтобы быть повыше, то ли из боязни в конце концов завязнуть в глине, но "верховая" дорога по траве также оказалась не идеальной - непривычно кочковатой. Ехать я стал медленнее, и периодически подумывал вернуться обратно на глину, но теперь до нее было уже далековато. И вот, кажется, подвернулся случай - бестравная зона приблизилась, и я начал к ней переползать. И чем ближе к цели я оказывался, тем яснее для меня прорисовывались очертания странной западины. Оказалось впоследствии, что это было русло, и причем с водой! Вода текла!
На самом деле, речка была для меня не совсем неожиданностью - я рассматривал спутниковые карты, и более того, целенаправленно двигался посмотреть водные потоки, впадающие в сор с запада. Но не думал, что вода окажется прямо под носом - все же мне виделось какое-то значительное расстояние, которое требовалось преодолеть от обрыва. Здесь у русла был уже нижний участок течения, река вошла на ложе солончаковой котловины, периодически заливаемое водой. Очертания русла были неестественно плавными, напоминая скорее высокоскоростной автобан, чем реку. Здесь уже сказывались какие-то свои процессы, обусловленные фактором простора и идеальной разглаженности местности. Вода была очень прозрачной, но интересно, насколько соленой? В самом факте солености сомнения не было, но после пробы на язык я понял, что это очень концентрированный раствор, и по сути даже не совсем вода. Отсюда, видимо, и мертвая чистота. Проследить соленость этой реки вверх по течению еще предстояло, но здесь ложе экстремально соленого сора не оставляло шансов. Интересно было бы прогуляться по этой речке и вниз по течению, но времени на это не было - имелись куда более крупные "рыбы" для изучения. Оставим это на будущее - все-таки у реки глина более пескосодержащая, может по ней можно даже выйти к самому сору. Вверх же река продолжала идти примерно вдоль дороги, хоть и не всегда столь близко. У реки имелись и притоки прямо здесь, примыкание русла одного из них видно в самом первом кадре поста. Ниже на фотографиях видны такие русла, похожие на отпечатавшиеся центральные жилки листа. Сейчас грунт уже начал ссыхаться, вода была в них чуть раньше моего приезда, может после дождей.
Периодически на дороге попадались копающие норки термиты. Основные их враги, муравьи, не выживают на столь соленой почве, потому "мягкотелые" чувствуют себя здесь спокойно. У меня дома есть книжка про термитов - судя по ее содержанию, если муравьи нашли термитник, то конец "беленьким". Классические термитники с надземным куполом за всю поездку не были обнаружены.
Через некоторое расстояние я предпринял попытки вновь выйти к реке, где-то вдали от дороги виднелась полоса кустов, предположительно идущих вдоль русла. Но русло оказалось здесь слишком далеко. Зато эффект от грунтовых вод проявлялся ощутимо - я уткнулся в участки зеленого луга. Здесь же начались и пастбища, судя по обилию навоза. Почва, очевидно, перестала быть такой соленой.
Чуть погодя я совершил очередной выход с дороги, но и на этот раз до русла дойти не удалось - я уперся во временные болота. Воды на плато становилось всё больше. Судя по характеру растительности, вода здесь не надолго, но все равно уже впечатляет.
В конце концов мне удалось обнаружить "клок" настоящего русла. Течение воды здесь распределено между поверхностью и грунтом, потому и русло вполне имеет право быть обрывочным. Возможно, дальше в поле имелся более мощный водоток, но дойти до него не было никаких гарантий.
Далее по спутниковой карте значился конец плоского днища котловины, в этом районе русла имеют уже более четкое положение, и значится обширная родниковая зона, питающая приток вышепоказанной реки. Первым делом я двинулся в ее сторону - начались холмики, и стало проще понять, куда ехать. Ответвление дороги обходило родники по периметру, с сухой стороны. Мне как раз нужно было попасть на противоположную сторону, чтобы посетить дальнейшие речки, и по совпадению здесь был наилучший обзор воды. Родников как таковых не было, но имелась обширная болотная зона с высокой растительностью. Это место облюбовали кони. Осока и кусты говорят об относительном постоянстве влаги.
Здесь же бегали типичные птички солоноватых пустынных водоемов - ходулочники. Правда они были замечены и ранее, в гораздо более соленых местах. Воду я попробовал - оказалось, она чересчур соленая и здесь, хоть и больше стала походить на воду, а не на раствор. Кони ее пьют, но для человека такая вода не пригодна. Здесь было небольшое круглое озерко, через которое протекала река. Течение было видно невооруженным глазом, чувствовался объем протекающей воды.
Что ж, интересная находка. Но "родники" были лишь началом местной программы по изучению речек. На спутниковой карте отображалась многообещающая картина, и я поехал по ответвлению дороги вперед - то есть, на радиальный выезд для изучения речек.