Сегодня вечером мы предвкушали встречу с озером Даян. До ближайшей его точки оставалось приблизительно 27 километров по дороге - расстояние, казалось бы, небольшое для велосипеда. Если учитывать потребность в отдыхе, то по ровному асфальту без ветра такое расстояние преодолевается за 2 часа, по асфальту с небольшими горками, как, скажем, в Калужской области - за 3 часа. Но мы уже давно перестали быть такими наивными теоретиками. До сих пор мы проезжали в день не более 25 км, при этом каждый раз предварительная оценка пути по карте всегда получалась несколько меньше реально пройденного расстояния (имеются ввиду показания велокомпьютера после проезда по реальной дороге). Итак, получается, 27 километров - это расстояние для нас объективно большое. Но все же в пределах разумного. Если мы не доедем сегодня до озера Даян, "долг" по расстоянию придется возместить в последующие два дня. И как ни как, встать не на озере - означает остаться без дров и упустить возможность что-то снять утром. Фотосъемка на стоянках происходит спонтанно, в этот пероид может быть снято много разных кадров, а потому я всегда стремлюсь вставать в живописном месте. Нашим козырем было то, что всю высоту мы уже набрали, а фотогеничных мест по пути предполагалось не так много - то есть день получается чисто ездовой, без особых отвлекающих элементов. Могло случиться и так, что мы доедем быстро, и вечером успеем даже искупаться. Вспоминая вчерашний вид с горы на уходящую вдаль степь, я настроился позитивно. А вот Антон пугал Машу горками, которые в этой степи начинались почти сразу. Мне же с высоты эти горки казались вполне безобидными - по моим предположениям, они замедлили бы наше движение, но не значительно - в конце концов, и дорога должна быть проложена грамотно, да и мы в горки заезжать умеем.
Ввиду желания во что бы то ни стало доехать до Даяна, нам стоило бы для перестраховки выехать на рассвете. Но в плане на утро было снять вид ущелья, для съемки которого нам с Антоном нужно было перебраться через реку на вчерашнее место - ущелье загибается так, что вид вдаль просматривается только с того берега. Для съемки нужно было дождаться, когда из ущелья уйдет тень, потому пришлось понадеяться, что несмотря на поздний выезд мы всё равно доедем. Как раз мы успели переделать все утренние дела и позавтракать как всегда гречкой. Меню у нас было довольно однообразным, как-то по-особенному мы его не продумывали - просто это была еда, чтобы не хотеть есть. На вечер стабильно были макароны, потому что они легче усваиваются и не стоят ночью в желудке, а на утро всегда была гречка, как нечто не так быстро проскакивающее, чтобы через два часа снова не захотеть есть. На дневной перекус были орешки и шоколадка, и конечно же всегда присутствовали термосы с горячим чаем. Однако если мы с Антоном вполне довольствовались такой едой, то девушки уже начали несколько мучаться от однообразия. Особенно Даша, которая гречку по утрам уже вообще почти не ела, и ездила видимо исключительно на запасах. Еще мы возили с собой банку фасоли в томате, но ее решили пока оставить на какой-нибудь особый случай. Перед выездом Даша захотела почистить зубы, но выбор у нее был небольшой - либо родничок рядом с нами, из которого и кружку не набрать, либо идти 650 метров на реку. Так что пришлось с этим повременить, всё равно скоро мы подъедем к реке на велосипедах. А мы первым делом поехали как раз к броду, пройденному вчера. Девушки были запрятаны на берегу реки выше по течению от брода, и сторожили наши велосипеды, а мы с Антоном в экстренном порядке двинулись на тот берег. С собой мы взяли только фотоаппараты и банные тапочки для перехода реки. Утром вода была похолоднее, но тоже ничего. Рассчитывали сходить быстро, минут за 20-30 максимум, но вышло даже быстрее, чем думали. Решили высоко не залезать - хороший вид открывался и с небольших высот. Солнце светило уже несколько против, потому кадры получились не ах. Вдаль по ущелью лес заканчивался, хотя среди продолжающейся степи вплоть до последнего видимого поворота встречались отдельные деревья. Вид был довольно безжизненным. Горы по ущелью начинались уже иного качества - экстремальные и совсем без растительности - наверное, контрабандистам здесь приходится не сладко. Это ущелье тупиковое, за поворотом направо оно продолжается еще немного, и заканчивается цирком. Даже трудно поверить, что из такого на первый взгляд сухого места течет довольно полноводная река. Ущелье, конечно, не супер - а вот если подниматься вверх по реке Цаган-Ус, там места действительно красивые.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Вот она, река Сумдайрагийн-Гол. Небольшая панорамка, снятая перед тем, как мы перейдем эту реку обратно. Сегодня было 1-е сентября, первый день осени, и кустарник на горах стал совсем красным. Все-таки в начале нашей поездки такого ярко-красного цвета на горах еще не было. В наших краях 1-е сентября ничем не отличается от лета, а здесь это дата уже довольно глубокая, кочевники уже покидают к этому времени подобные высокие долины, и спускаются к низам.
Панорама ниже снята недалеко от брода. По весне здесь все протоки наполнены водой, Сумдайрагий-Гол делает большой разлив на выходе из гор. Сейчас же многорукавый участок пустует, хотя кое-где на камнях еще видна влага.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Вот мы и покидаем долину. Дорога пока что идет по идеально плоской местности - ложе долины заполнено речными наносами. Погода продолжала радовать, даже не верилось, что столько дней будет стоять солнце. Однако с дорогой почти сразу начались проблемы. По карте дорога сразу из долины поворачивает направо, забирая чуть вверх, а по факту дорога шла прямо, несколько теряя высоту. Чуть раньше было ответвление, в сторону гор уходила еле-живая колея - мы решили вернуться и попробовать поехать по ней, терять набранную высоту уж очень не хотелось. В итоге, свернув на колею, мы преодолели несколько небольших горок, а потом все равно дорога повернула обратно к реке. Видимо, ответвление было просто подъездом к временной стоянке - там нашелся в том числе следующий красивый столбик:
Вспоминая вчерашний день, я подумал, что в этот раз рисковать уже не стоит. Пусть и не прямым путем, но ехать лучше по дорогам. Когда мы вернулись на накатанную колею, сзади поехали два мотоциклиста - это снова были пограничники, ехали они с того же поста в долине. Снова спрашивали пропуск - граница не спит. Пограничники кивнули утвердительно на мой вопрос, доедем ли мы по этой дороге до Даяна, после чего стремительно скрылись за холмом. Вскоре нам попалась развилка, мы взяли более верхней дорогой, пусть и чуть менее накатанной. Начались первые значительные холмики, с одного из которых я снял вот такую группу озер:
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Дальше ехать стало сложнее. Затяжных подъемов не было, но все подъемы были крутыми, и даже нам с Антоном иногда приходилось спешиваться. Когда мы забирались на самый верх, становилось понятно, что дорога снова ныряет вниз, и метров через 50 нас ожидает снова точно такой же подъем. Использование инерции на такой местности практически не помогало, тем более что не всегда по дороге удавалось разогнаться - встречались и булыжники, и заостренные выходы скальных пород прямо из колеи, или просто крупная каменная крошка. Да и поможет ли разгон перед подъемом, если перепад высот составляет 7-10 метров? Что-то прогнозировать было затруднительно - забравшись на очередную верхушку, с нее можно было увидеть лишь такие же другие верхушки, а где там шла дорога - черт его знает. Были сомнения в том, по тому ли ответвлению мы поехали - может, следовало поехать по более накатанной колее? Правда вскоре обе дороги вновь объединились, и вопрос отпал. К тому времени мы уже проехали несколько развилок, где ответвляющиеся дороги уходили круто наверх, в сторону гор, и продолжали где-то там идти параллельно нашей. Видимо, не важно было, по какой из этих дорог мы поедем - все они одинаковые. Что интересно, на карте это безобразие никак не отображалось - ведь горизонтали на карте шли через 40 метров, и такая разрешающая способность съедала мелкие детали рельефа. Скорость наша сильно упала. Первое время девушкам сил хватало, но потом они совсем сдулись, и нам с Антоном приходилось подниматься на 60% горок по два раза, закатывая наверх по два велосипеда. Со стороны гор задул приличный ветер, правда чувствовался он в основном на верхушках - в пространстве между грядами стоял штиль. Воздух, как всегда, был холодным, а солнце пекло сильно. Эта местность и была той самой "Тысячей ям", о которой говорил нам Болатбек. Да, Антон был прав, когда пугал вчера Машу. Всё это безобразие - ни что иное, как ледниковые отложения. Когда ледник растаял, вмерзшая в него грязь и камни выпали на землю в виде хаотично располагающихся гряд (это так называемые
моренные гряды). Единственное, что утешало в данной местности - это наличие иногда в ямах между грядами небольших озер. Озера встречались нам не то что бы часто, и чем дальше мы продвигались, тем озер становилось меньше, но пока что озера были. На первом таком озерке обитали различные виды уток (и какие-то мелкие, и покрупнее) и выводок лебедей. Интересно, что молодые лебеди скорее всего еще не летают, и вынуждены от озера к озеру передвигаться пешком. Какую пищу они здесь находят, большой вопрос, но уж наверняка не рыбу - зимой это озерко скорее всего промерзает до дна. Однако что-то их сюда всех притянуло - трафик на озере приличный. По качеству кадры вышли не очень - задумался даже сейчас, не выбросить ли свой телевик - так что прилагаю их в не очень большом разрешении.
Прошло уже два часа, а мы проехали всего 3 километра от реки. Мы явно выпадали из графика, и это меня беспокоило. Я был удивлен, что дорога проложена столь не по-умному, но может быть это и был самый лучший способ - не по гребням же ее вести. Местность казалась совсем некудышной, но и здесь жили люди. Когда мы устроили перекус на подветренном склоне, к нам в гости пришел местный житель, и даже приглашал к себе в дом. Мы угостили его орешками, все же как-то неудобно было не поделиться, когда у нас стол накрыт. Правда, поговорить нам не удалось - слишком уж был велик языковой барьер. Встретилось нам еще одно живописное озеро, правда не столь уютное - по ряби видно, что продувается сильным ветром. На таком ветру уточек уже не обнаружили.
Планировались на нашем пути и броды, но здесь судьба нас пожалела. Рядом с местом, где дорога имела брод через первую реку (безымянную на карте), чуть выше по течению стояла юрта. Мы уже собрались разуваться. Женщина из юрты нам что-то кричала, но мы по привычке не сразу на это среагировали. А когда все-таки решили посмотреть повнимательнее, оказалось, что рядом с юртой через реку был небольшой пешеходный мостик. Через некоторый промежуток вновь начавшейся тяжелой бугристой дороги нас ждала вторая река - Утугтийн-Гол - и через нее тоже был мост, на этот раз дорожный. К тому времени параллельные дороги, сумбурно идущие по местности, соединились, и мы ехали уже более-менее уверенно. Правда времени было уже пол-четвертого, а от нашей стоянки мы уехали всего лишь на 8.5км (это по карте, велокомпьютеры показывали чуть больше). Основное время ушло на преодоление ям, по которым мы сделали всего лишь 6 с небольшим километров. При этом до озера Даян оставалось еще почти 20 километров пути. Мысли лезли в голову самые нехорошие, а пейзажи вокруг тоже не вызывали восторга - вставать здесь на вынужденную стоянку не особо хотелось. И все же, у меня была надежда, что ямы скоро закончатся. Я возил с собой помимо топографических еще и спутниковые карты, правда в довольно низком разрешении. На спутнике было видно, что скоро начинается местность другой текстуры - это означало, что могут быть и изменения в микрорельефе. Топографическая же карта совсем ни о чем не говорила - согласно ей и позади, и впереди нас был одинаковый пологий склон. В любом случае, ехать мы еще могли, а потому решили по крайней мере попробовать. Нужно было лишь помнить, что после этой реки воды очень долго не будет - даже никаких лужиц или озер - потому в случае неудачи пришлось бы возвращаться за водой назад. Утугтийн-Гол - это на нашем пути последняя река, текущая от гор к озеру Хурган. Ниже несколько ее фотографий. Видна в них некая суровость - нет уже леса на горах, чувствуется холод воды, как и холод окружающего воздуха. Может, к концу дня и потеплело, зато нас уже немного холодило - замотались мы основательно.
Озеро Хурган-Нуур уже не выглядело так, как с гор - видимо, высоту мы по дороге растеряли. Зато на среднем кадре в верхней подборке, с левой стороны от речной долины виден участок дороги - именно туда нам было нужно, и именно туда я указал пальцем, чтобы обрадовать этим девушек. Скажу проще: нас ждал хороший затяжной подъемчик. Но у меня были надежды на то, что за этим подъемом случится чудо. Это мотивировало также и остальную группу, на этой мотивации мы и выехали, преодолев перепад высоты около 100 метров (посмотрел сейчас по карте). И чудо действительно случилось - наверху дорога начала плавно снижать темпы подъема, холмики порядочно поубавились, остались лишь небольшие бугорки на дороге. А через пару километров и эта волнистость исчезла, а местность стала полностью горизонтальной. Пейзаж изменился кардинально - мы теперь ехали по плоскости с хорошим обзором и идеально ровной дорогой. Скорость нашего передвижения резко повысилась, и несмотря на то, что две трети дня уже были позади, у меня появилась надежда, что до Даяна мы сегодня доедем - по крайней мере, если теперь такая дорога будет всегда, и мы не встретимся с какой-нибудь очередной "тысячей ям". А ландшафт изменился не только в контексте рельефа. К моему большому удивлению, наша дорога несколько раз пересекла красного цвета поля, заросшие солянками. Это были солончаки! Солянка как раз растет на засоленных почвах, где другая трава не приживается. Большие заросли солянки я видел этой весной на
Эльтоне, а теперь встретился с ними здесь, в Монголии. А ведь еще недавно мы видели лес на горах. На фотографии ниже вдали видны юрты - стоят, казалось бы, на озере. На самом деле расстояние от фотографа до озера составляет 6.5 километров.
Ехалось хорошо. Вдали прямо по курсу завиднелись горки, и когда мы к ним приблизились, озеро Хурган наконец скрылось за выпуклостью местности. Встретившись с горками, располагающимися слева от дороги, мы одновременно встретились и с рекой, или по крайней мере с луговой долиной, располагающейся справа - нельзя было сказать наверняка, течет ли по лугу какой-то ручеек. В этом месте земля стала выглядеть совсем пустынной, кое-где даже травы не росло. И сами горки напоминали пейзажи, типичные скорее для окрестностей озера Толбо, чем для окрестностей Хотона - что ж, значит и такие пейзажи здесь были. Мы находились уже далеко в глубине котловины, а чем дальше от гор, тем меньше выпадает осадков. На полупустынных горках располагались симпатичные стационарные постройки, но из людей никого видно не было.
Дорога пошла вдоль луговой долины, уклоном вниз, и наконец мы смогли хорошо разогнаться. Я даже помню, как быстро пролетели мимо эти самые дома с предыдущего кадра - можно было повернуть голову в сторону, и вид получался, как из окна машины - вдали медленно проворачиваются горы, а на переднем плане быстро мельтешит трава. Гора, которую мы проехали, называлась Жалангашийн Уул, а располагающаяся рядом луговая долина была на самом деле рекой Жалангашийн Гол, обозначенной на карте как пересыхающая. Ехалось приятно, всё время с горки, и судя по карте, мы очень основательно приблизились к Даян-Нууру. Дорога поворачивала вместе с речкой, и то справа, то слева от нас "проплывали" юрты. Однако с этой приятной дороги нам нужно было рано или поздно свернуть - вела она не совсем туда. Через 4 километра в эту дорогу под острым углом вольется еще одна - идущая с озера Даян на север - вот на нее нам и надо. А так как дороги сближаются постепенно, у нас был шанс как-то срезать этот угол, чтобы не ехать лишнего в ненужную нам сторону, тем более, что вниз-то нам ехалось хорошо, но чрезмерная потеря высоты чревата сами знаете чем. Ехать без дороги после некоторых недавних событий мы уже не рисковали, но нам повезло - дорога на срез действительно вскоре обнаружилась. После езды под горку движение по этой дороге нам показалось трудным - сказалась накопившаяся усталость, а также сильный встречный ветер. Местность была почти горизонтальной, но вы не поверите, я крутил порою на передаче 1-1. Мы проехали мимо большого овечьего стада, и немного передохнули, присев на землю, чтобы нас не так обдувало. Становилось уже прохладно, небо вблизи гор немного затянулось пеленой, и краски местности полу-порозовели, полу-поблекли. Так что долго не сидели - удовольствия было мало. Стало уже понятно, что нам нужно доезжать дистанцию до конца - где-то здесь становиться никому из нас не захотелось бы, да и палатки бы сдуло. Благо, дальше дорога упиралась в склон, и поворачивала вдоль него налево - впоследствии этот склон нас защитил от ветра. А вскоре мы встретились и с очередной рекой - Таст-Булаг. Речка эта течет из довольно масштабного горного ущелья, но с водой там туго, водосбор по площади не большой, и леса в тех местах уже нет - потому наверное и в названа с приставкой Булаг ("родник"). Выше по течению эта река имеет другое название - Чулут-Булаг. В прошлом ледник, выходя из долины Чулут-Булага, широко растекался по местности. От этого осталась большая морена в виде огромного выносного конуса. Впоследствии Чулут-Булаг промыл себе путь прямо через середину этого конуса (это всё хорошо видно на спутниковой карте). Тот склон, который скрывал нас от ветра, и являлся концом этой большой морены. Мозги уже совсем не соображали, времени до заката оставалось мало, доехать до Даяна все равно бы пришлось - в общем, я начал разуваться перед бродом. Но нас всех в этот раз спасла Маша - оказывается, в 20 метрах выше по течению через реку был мост, на который никто из нас, кроме Маши, даже не посмотрел. Мост был самодельный, узкий, но видно, что не совсем пешеходный, а мотоциклетный. Итого получилось, что за сегодняшний день у нас не было ни одного брода, если не считать нашу с Антоном утреннюю фоторадиалку. Вот он какой, Таст-Булаг. Снял в нескольких ракурсах. Вдали видны совсем пустынные горы, от фотографа до них 10 километров. Перед этими горами Таст-Булаг поворачивает направо, впоследствии впадая в Даян-Нуур с севера.
Остаток нашего пути был лишь делом техники. До озера Даян оставалось 6 километров пути по вполне хорошей дороге, такое расстояние быстрым шагом проходится за час. Чуть меньше половины этого расстояния нам придется проехать в гору, набрав 80 метров высоты - мы должны будем подняться на перевал близ горы Утат-Толгой. Зато после перевала весь наш оставшийся путь пройдет по довольно крутому спуску. Солнце еще светило, но вот-вот готово было скрыться за горами. Но нам спешить уже было не куда - мы всё равно уже можно сказать приехали, а в запасе оставались еще довольно долгие сумерки. Вот и фото с перевала - впереди открывается вид на горы, обращенные своими склонами к озеру Даян. Там уже стоит тень. На горах начинается долгожданный лес.
Спуск к озеру был экстремально быстрым. Я несколько раз притормаживал, чтобы рассмотреть виды, но после этого скорость набиралась мгновенно. Перепад высот между перевалом и уровнем озера составлял около 120 метров. После основного спуска дорога пошла по более-менее ровному пространству, имеющему небольшой уклон к озеру. Там была развилка - главная дорога уходила вперед согласно карте, держась на расстоянии от озера, а налево ответвлялась слабо накатанная колея, целящаяся в озеро по направлению, параллельному склону горы Утат-Толгой. По ней поехали и мы - нам нужно было именно туда. Однако расстояние между дорогой и склоном все-таки оставалось, а нам нужно было попасть под самый склон, и ближе к озеру нам пришлось свернуть с колеи и поехать вне дороги. На ровной местности наши палатки могло сдуть ветром, потому была надежда лишь на закрытые места вблизи горы. Обойдя несколько болотистых участков, мы вышли к долгожданному склону. Астрономический заход солнца еще не наступил - на дальнем берегу оно еще светило в верхушки пустынных гор.
Под небольшим отрогом горного склона мы и расположились, поставив палатки на уклоне, в неком подобии кармана. Пришлось немного заморочиться, раскидать в стороны камни, но лучшего места в окрестностях всё равно не было. Озеро Даян не было похоже ни на Хотон, ни на Хурган - его береговая линия была древней, ровной, и по берегу не росло ни одного деревца. Лес был только на дальних горах, и то начинаясь не сразу, а с определенной высоты. В довершение, плавника на озере тоже не было - да и откуда ему взяться, ведь сколь-нибудь значительного леса нет ни на самом озере, ни вдоль крупных рек, в него впадающих. Здесь наконец оказались востребованы горелка и баллоны, которые мы возили как раз на такой случай. Ветерок поддувал, потому для горелки пришлось отыскать яму в камнях, и соорудить вокруг нее заслоны из плоских глыб - кухня у нас располагалась далеко от палаток, зато в надежном месте. Это была победа - мы на Даяне!