К концу сегодняшнего ходового дня мы должны были достигнуть вполне конкретной точки - устья реки Бага-Тургэний-Гол ("небольшая быстрая река"), впадающей в озеро Хурган-Нуур. Эта точка была самым дальним местом, в котором мы могли переночевать на озере, не ломая при этом маршрут. Озеро Хурган получает основные воды из озера Хотон, соединяясь с ним протокой Сыргаал. Урезы воды этих двух озер различаются на 10 метров. Если озеро Хотон в каком-то смысле касается гор (котловина Хотона узка, а к южному его берегу вовсе подползает горный лес), то озеро Хурган лежит в центре котловины, потому все его берега относительно равнинные, засушливые, степные. Озеро на вид мелководное, напоминает на карте большую лужу, залившую местность - береговая линия изрезана, острова есть по всей площади озера. Озеро изгибается, постепенно поворачивая на северо-восток. Нам же стратегически надо было брать южнее, и двигаться в конечном счете на юго-восток, касаясь гор, к озеру Даян-Нуур. То есть, наши с Хурганом пути расходились. Но благодаря тому, что в верховьях Хурган-Нуура есть заливы, глубоко врезанные в сушу, нам не обязательно было делать большой крюк, дабы коснуться озерного берега. Река Бага-Тургэний-Гол после впадения в озеро продолжалась в виде длинной губы, и встать в начале этой губы было отличным вариантом. Сегодня я был настроен на езду, и настроил на это остальную команду. Это не значило, что я куда-то ломился - наоборот, первое время я тащился в хвосте - но кроме переезда на сегодня никаких планов не было намечено, кроме пары незначительных точек. Дорога действительно повела нас по вполне рядовой местности. Оставшийся берег Хотона был сложен в основном выносами с гор. На фото снизу - речка, блуждающая по выносному конусу. Лес превратился в редколесье, все деревья куда-то повело, как будто земля ними по весне разжижается. Видно, что вода течет практически на уровне местности, и с обоих сторон узорами на траве читаются бывшие русла. Речек на пути у нас было много, но все небольшие, проезжавшиеся иногда сходу.
На последнем фото выше - брод, возле которого мы устроили привал с перекусом орешками и чаем из термоса. Термосы в этот поход я решил взять, так как поход по факту получился полуосенний, но готовились мы к нему как к осеннему. Все как раз уже подустали, а я получил отдых после своего недавнего марш-броска до дельты Загаст-Гола. Солнце жарило будь здоров, мы сидели в тени большой лиственницы. Антон заснял на этом броду ЗИЛ, чтобы скрасить скучность этого участка маршрута. Я теперь вот жалею, что тоже не снял - тогда почему-то не хотелось, мол зачем мне эта техника. Когда мы поехали, позже по пути нам встретилась речка помощнее, а перед ее устьем на берегу озера обнаружились два лебедя. Лебедей мы видели и в предыдущие дни (или слышали из палатки их крики в полете), но так вблизи - в первый раз. Зная заранее, что эти места хороши для фотографирования птиц, я захватил с собой древний телевик - и хоть качество он дает не всегда аховое, это всё равно лучше, чем кроп с широкоугольного кадра. Но когда лебеди поняли, что я иду к ним, и останавливаться не собираюсь, они лениво поднялись (сказав один другому: "ну вот, дорогая, и посидели") и так же лениво свалились с травы в озеро, по которому словно по инерции поплыли. Лебедей здесь полно, и они находятся под охраной национального парка, но по-птичьему они все равно осторожны - резко срываться с места они не очень любят, а потому начинают отход загодя.
После того, как я распугал лебедей, мы со спокойной совестью преодолели брод, который на этот раз потребовал разуться. Педаль велосипеда в нижнем положении не так уж далека от земли, а потому не такую уж большую глубину можно взять с ходу, оставшись с сухими ногами. После брода, коли уж мы были близко к озеру, нам пришла идея искупаться. К тому же, где-то по пути я замочил ноги в ручье, и было бы кстати высушить кроссовки на камнях, подставив их палящему солнцу. Так мы и сделали, а заодно и еще немного отдохнули. Местность все-таки бугристая, каменистая, отдыхать надо. Мы уже не были загружены под завязку, но вес все равно оставался приличный. Лес вдоль дороги стал встречаться всё реже, и в конечном счете совсем исчез, оставшись лишь вдалеке в виде полоски на горных склонах. На очередном участке с крутым подъемом и спуском, примыкавшем к озеру, я сверху заметил интересный камень, из-за которого устроил очередную остановку с переодеванием объектива. Благодаря наличию в нашей группе девушек останавливаться я мог на сколь угодно долго, так как все равно догнал бы их на какой-нибудь горке. Мы с Антоном были тренированные, а в этом сезоне уже успели съездить в недельный велопоход вдоль берегов Байкала. Девушки пока не могли похвастаться таким портфолио, и потому страдали, даже не смотря на то, что их весенняя подготовка в Карелии прошла с высокими результатами (мы все-таки доехали). Но вернусь к камню. На камне, к моему удивлению, сидели бакланы! До этого я считал, что на Хотоне никого нет, кроме лебедей, уток и чаек. Бакланы - это все-таки уже иного сорта птицы, тяготеющие к большим рыбным запасам. Лебеди, утки и чайки всеядны, а бакланы питаются исключительно рыбой. Более того, на Байкале это птицы стайные, охотящиеся сообща. Правда здесь бакланы какого-то другого вида, с менее вытянутым туловищем и более короткой шеей. Так как я понимал уникальность встречи, подходил к объекту я очень осторожно. В начале, не приближаясь и не удаляясь, я по дуге окружности вышел на береговую линию, а потом начал потихоньку продвигаться по камням в сторону объекта. По мере того, как я приближался, бакланы по одному улетали. В итоге мне удалось уместить камень целиком в кадр до того, как я распугал всех птиц. А камень, видно, был ими облюбован - на нем прорисовывалась даже своего рода речная система - свои русла, водопады. Бакланы любят смотреть на воду сверху - сидеть на утесах, или хотя бы на таком камне.
Потихоньку мы поравнялись с окончанием озера Хотон - видно было, как его береговая линия загибается и уходит на замыкание. Где-то вдали из озера вытекает протока Сыргаал. У меня были мысли подъехать к ее истоку, но были и сомнения относительно необходимости это делать, потому что к протоке мы всё равно подъедем в районе погранзаставы - там через протоку есть мост, и к нему сходятся все дороги. Крюк к истоку составил бы 2 километра в отсутствии дороги, а широкое русло посреди степи могло не впечатлить, потому я решил бросить это дело. Сейчас, смотря карту, я обнаружил, что ближе к озеру проходила еще одна дорога, и она привела бы нас как раз в сторону истока. Развилку с этой дорогой мы проехали чуть раньше, и не понятно, как я ее пропустил. Если бы я знал, то до второй дороги было бы еще не поздно срезать через поле. Но теперь видимо в следующий раз.
На последнем фото видно, что Даша только что прошла брод - колеса мокрые. На местности периодически встречались небольшие изолированные озера. Как правило, ничего интересного они из себя не представляли - вода застойная, хотя всё это по горным меркам. Вдали видно, как слева полоска леса заканчивается на горах - лес в конце концов редеет и остается лишь степь. В правом краю кадра видно горное ущелье, куда мы стремились попасть к завтрашнему вечеру.
Вскоре местность стала ровной, и дорога повела нас напрямик к мосту. Спускаться к самому мосту я мы не стали, чтобы нас не увидели из погранзаставы - на этой заставе мы уже отмечались вместе с Болатбеком, и заезжать туда второй раз он нам не велел. Болатбек тогда еще говорил, что этот мост для "буханки" - грузовик по нему уже не протиснется по габаритам. Мост этот - очередное великое инженерное сооружение, предыдущим был тройной мост через Хара-Салагийн-Гол. Местность со всех сторон была уже совершенно степной.
С этого момента началась самая запомнившаяся нам часть дня. Мы поехали по дороге, идущей от моста на юг. Дорога постепенно отдалялась от протоки Сыргаал, некоторое время была видна смотровая вышка погранзаставы, но и она скоро удалилась назад. Дорога шла по ровному бескрайнему полю, из-за чего потерялись все ориентиры. Не было видно озера Хурган-Нуур, и даже ни коим образом не чувствовалось его близости. По карте была обозначена всего одна дорога, при этом мы ехали по единственной дороге, и это как-то успокаивало. Но полная визуальная дизориентация заставила меня достать GPS - впервые раз за поездку нервишки не выдержали. GPS включался до этого только тестирования ради, на нашей дневке в "лагере 1". На приемник у меня были загружены топографические карты, а настроил я всё точно и точность эту уже проверил при тестировании. Оказалось, что мы едем не совсем по той дороге, которая на карте, и отклонились от нее уже на 500 метров. В связи с этим я попросил Антона засечь 500 метров на своем велокомпьютере, и мы поехали через поле перпендикулярно, вне какой-либо дороги. В итоге, чуть после того, как Антон сообщил, что нужное расстояние достигнуто, мы нашли то, что искали. Дорога действительно была, но вот только по ней уже давно никто не ездил - колея обозначалась лишь объемными очертаниями, и была уже рыхлой и травянистой, как окружающая степь. Я включил GPS еще разок, и убедился, что мы действительно попали на ту дорогу, которая обозначена на карте. Говорят, в Монголии нет дорог, а есть только направления. Если дорога уходит в нужном тебе направлении, не обязательно сверяться с картой - нужно просто поехать по дороге. Но меня это озарение еще не постигло - иначе бы мы не сворачивали с накатанной колеи. По старой дороге ехалось несколько труднее и медленнее, но если учесть, что до финиша нам оставалось всего 4 километра, которые и пешком-то можно пройти за час, я особо не волновался. Был только один вопрос. Дорога должна была пересечь две реки - Их-Тургэний-Гол ("большая быстрая река") и Бага-Тургений-Гол ("небольшая быстрая река"), а раз дорога эта уже не используется, рождалась интрига - как обстоят дела с мостами или бродами? И вот мы уперлись в реку, это был Их-Тургэний-Гол. Названия я тогда не переводил и вообще они меня не интересовали, но по карте и без того было понятно, что эта первая река крупнее следующей. Река была среднего размера, по полноводности чуть меньше, чем Загаст-Гол, но за счет более спокойного течения она была довольно широкой, распавшейся в месте переправы на небольшие рукава с небольшими между ними островками. Сама переправа хорошо читалась - было видно, где колея спускается в долину, вгрызаясь в ее склон, и где из нее поднимается. Но я решил попробовать пройти еще более мелкой водой, на участке, где река шла наиболее распластанно. Пока мы разувались, по дороге с фырканьем приехал мотокицл, а на нем пожилой местный дядя. Значит дорога все же кем-то используется. Не помню уже, о чем мы говорили, но в итоге мотоциклист уехал, причем пересек реку он довольно смело, и именно в том месте, где раньше был брод у дороги. По-моему, он предлагал нам помощь в переправе, но я в это время уже начал переходить реку, и вопрос отпал сам собой. Взяв первый велосипед, я начал пересекать рукава один за другим, перебираясь с острова на остров и выбирая наименее глубокие места. Зад велосипеда приходилось приподнимать, чтобы не замочить багаж - глубина была местами повыше втулки. В принципе, в переправе не было ничего сложного кроме затрат времени на разувание-обувание. Хуже всех переправу перенесла Маша, больно уж ее впечатлила холодная вода. На то, чтобы Маша смирилась с переходом реки, тоже было затрачено некоторое время и усилия. Какова же была ее радость, когда мы через полтора километра уперлись во вторую реку - Бага-Тургений-Гол! Реку Их-Тургэний-Гол я снимать не стал, хотя для досье надо было бы это сделать, а Бага-Тургений-Гол запечатлена на фотографиях ниже:
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Прошу обратить внимание на панораму, последнюю в подборке. На панораме видна губа, являющаяся частью озера Хурган-Нуур - это то место, которое было нам нужно. За поворотом берега видны деревца, возле которых мы расставим лагерь. Вот только осталось перебраться на другой берег реки. По карте было видно, что река это более маленькая - и водосбор у нее явно меньшей площади, и длина поменьше, да и синяя струйка на топографической карте была обозначена тоньше. И при взгляде сверху эта река казалась меньше. Но когда мы спустились к воде, впечатление поменялось. Поток был мощным. В местах с более спокойным течением (подпруженных камнями) была приличная глубина, а на бурные участки лучше было даже не соваться, тем более с велосипедом. Девушки пытались высмотреть что-то выше по течению, чтобы как-то перепрыгнуть с камня на камень, но увы это была явная недооценка реки в их глазах. Судьба была для них предопределена - только брод, только хардкор. Я нашел место, где были шансы перейти реку - это был участок перед порогом, там глубина уменьшалась, течение чуть-чуть ускорялось, но в пределах разумного. Напомню, что предыдущий брод я переходил 3 раза, а именно один раз в оба конца и потом еще один раз финально - нужно было переправить велосипеды свой и Дашин - глубина была приличная, нужно было приподнимать велосипед, работа чисто мужская. Этот брод был гораздо сложнее, а потому и мне, и Антону пришлось сходить через реку 5 раз. Дело в том, что течение было таким, что камни текли под ногами вместе с потоком воды, сносило велосипед, сносило нас. Были все шансы не удержать равновесие и плюхнуться в воду, что я пару раз чуть не сделал, когда возвращался обратно без опоры в виде велосипеда. Ввиду этого всего мы решили переправить девушек на себе, каждый свою, а заодно их взвесить, сколько они уже сбросили за поход. Даша правда разулась и сколько-то прошла по реке навстречу - потому мне было легче ее дотащить, завершив к тому же переноску на камне, торчащем из воды за 3 метра до соседнего берега. Антон же решил нести Машу с самого начала, а значит путь взял на себя более длинный. В итоге Маша чуть-чуть не доехала, и ей пришлось сушить кроссовки на привале, до которого теперь оставалось пройти пару шагов. На берегу реки недалеко от нашей переправы стояла юрта, и бабушка с ребенком пришли посмотреть, как "туришты" побеждают стихию. Девушек почему-то это вновь очень возмутило. А мне наоборот этот брод показался очень веселым и запоминающимся, Антону я думаю тоже. Все-таки поход с девушками - это отдельная категория. В спортивном туризме я бы давал за такой поход на балл выше. Ну вот, теперь и день подходил к концу, и мы вроде как добрались. Сейчас нам оставалось лишь перемахнуть холмик и достичь деревьев. Когда мы стартовали этим утром, я ожидал, что ходовой день будет коротким, и мы приедем на Хурган-Нуур ранним вечером. Но ориентирование по GPS и два брода помогли нам закончить день как обычно. Об особенностях нашей стоянки на озере Хурган я расскажу в следующей части.