Целью сегодняшнего дня было горное озеро, лежащее в самой южной части троговой долины Цаган-Уса. Озеро сулило нам настоящий горный пейзаж, который вряд ли встретился бы нам где-то еще по пути. Над озером высились гребнистые обрывы с осыпями, прямо в воду спускался то ли древний селевой поток, то ли конечная морена растаявшего ледника, представляющая из себя застывшую каменную жижу. От своей стоянки по овечьей тропе мы выехали на дорогу, и поехали вверх по течению сначала вдоль Цаган-Уса, а потом вдоль сливающегося с ним Аршан-Гола. Аршан-Гол был классической горной речкой с кристально-чистой водой, синеватой от света неба. Через эту реку у нас был первый мост, единственный на нашем пути к озеру. Пока мы с Антоном фотографировали Аршан-Гол, девушки уехали вперед штурмовать мост.
К тому времени, как Даша пересекла мост, а Маша уже заходила на него, из-за бугра внезапно показалось большое стадо, идущее навстречу. Стадо было замечено слишком поздно - двигалось оно достаточно быстро, чтобы не успеть ничего сообразить. И уже через несколько секунд козлы, идущие в голове, ступили на доски моста. Стадо шло широко, но на мост втянулось без проблем - в реку овцы друг друга не толкали, все без исключения "засасывались" в мост. Может интеллекта хватило, а может помог всё тот же инстинкт боязни разрыва стада на части. В итоге Даша оказалась в изоляции от нас по ту сторону моста, а навстречу Маше сквозь мост протискивалось стадо.
Надо сказать, стадо шло не само по себе - оно контролировалось сзади несколькими пастухами и собакой. Из-за пресловутой боязни лидеры стада не решились идти в обход Маши, и остановились, закупорив мост. Пастухи что-то пытались творить сзади, но на голову стада это не влияло. Мы крикнули Маше, чтобы она отошла в сторону - не только из милосердия к овцам, но и с корыстной целью снять стадо, не загороженное Машей. Увидев дорогу перед собой, стадо хлынуло из горлышка моста.
Зы козье-овечьим стадом шло небольшое стадо яков, которые решили не ждать долгого прохода овец через "бутылочное горлышко", и без особых раздумий пошли вброд. Аршан-Гол на это время перестал быть кристально чистым, зато рыба в реке наверняка обрадовалась взвешенной вкуснятине.
На том берегу оставались ждать лишь люди - кто пешком, кто на конях, кто на грузовике ЗиЛ. Это - большая казахская семья (или община) совершала переезд. Грузовик был загружен собранными юртами, сеном и личными вещами аборигенов. На самом верху кучи вещей был привязан даже велосипед (я был удивлен, что местное население знает о таком транспортном средстве). Наконец овцы освободили мост, и пока пастух заканчивал переправу яков, мы спешно воспользовались мостом и перебрались на ту сторону реки, к Даше. Даша была не очень рада куковать все это время отдельно от нас, потому что пока мы рассматривали монголов, монголы рассматривали Дашу - вот так встали со всех сторон, и рассматривали, обсуждали что-то на своем языке. Даша говорит, что пришел дядя постарше и их разогнал. Так что люди они простые до безобразия, но патриархат имеет место.
Мы было дело уже двинулись вверх по междуречью Цаган-Уса и Аршан-Гола, но я вовремя вспомнил, что нам просто необходимо сделать небольшой крюк и посмотреть сперва на слияние этих двух рек. Нитка нашего маршрута сейчас как раз максимально приближалась к этому месту. В сторону слияния уходила почти бесполезная, слабо накатанная дорога, а уклон вниз был не значительным. Мы ехали по идеально ровной верхней пойме. Когда мы доехали до ближайшей точки, от которой надо было идти пешком, девушки, уже слегка подзамотавшись, решили остаться там отдыхать с велосипедами. Мы с Антохой спустились на частично заболоченную нижнюю пойму, и, обойдя затопленные участки луга, вышли на стрелку рек.
Фотографии со стрелки выходили с утра еще не совсем по солнцу, но возвращаться назад на соседний берег Цаган-Уса мы уже не собирались, тем более, что с противоположного берега к слиянию нужно было бы идти через затопленный луг. В месте слияния присутствовала четкая линия раздела сред - воды рек не спешили смешиваться. Это типичная особенность для сливающихся рек, за этим мы сюда и ехали - на картинках этот феномен видели многие, а чтобы своими глазами и на ощупь - я например еще не разу. Цаган-Ус, как доминирующая по полноводности река, протекала мимо прямым потоком, оттесняя вливающиеся воды Аршан-Гола и используя их как подпор своему течению. Вода Аршан-Гола упиралась в Цаган-Ус, и занимала столько места, сколько могла, растекаясь в форме подковы. Смешивание происходило в основном ниже по течению, в турбулентном вихре, где тонкая струйка прозрачной воды утягивалась и разрывалась в клочья мощным мутным потоком. Цаган-Ус, несмотря на проблемы с пропусканием света, был облюбован нитчатыми водорослями, свеже-зеленые локоны которых развевались в беловатой воде.
Чтобы сделать снимки получше, пришлось оставить штаны на берегу, и немного померзнуть в студеной речной воде. Ноги сводило не сразу, но потом выбегать приходилось быстро. Одно могу сказать - валандался я с большим удовольствием до тех пор, пока не замутил илом весь доступный по глубине прозрачный кусок воды Аршан-Гола. Потом мы с Антохой вернулись к девушкам, где отогрелись на солнце и выпили чая из термоса. Несмотря на жгучее горное солнце, погода сегодня была прохладная - я ездил на велосипеде в двух штанах, и греться тоже было гораздо удобнее в одежде.
Начиналась долгая дорога наверх. При изучении карты этот участок пути не выглядел сложным - обычная долинная дорога, а значит по большей части проезжая без усилий, но все же с руководящим уклоном вверх, и потому придется постоянно крутить. С учетом лимитов времени и неизведанности километраж был приличным - 12км в один конец, если провести прямую линию. С пограничниками была интрига. Когда я рисовал маршрут и отправлял Евгению, крюк к озеру значился во всех версиях и редацкиях, однако было понятно по переписке, что Евгению всяческие крюки не нравились. По подъему вверх по Хара-Салагийн-Голу аргументы Евгения были понятными - в определенном месте там находилась застава, в которую нам соваться не рекомендовалось, хотя против нашего продвижения до начала видимости с заставы он не возражал. По Цаган-Усу Евгений ничего конкретного не говорил. Я заглядывал в наш пропуск, но так как суть его содержания была мне мало понятна, мне оставалось полагаться лишь на удачу и точность сотрудников турфирмы. Если даже нам туда было нельзя, мы могли бы проехать незаметно - от чего бы и нет. В любом случае, день был зарезервирован - мы ехали вверх по Цаган-Усу.
Оставив по левую руку мост через Цаган-Ус, который мы планировали использовать вечером по возвращению с озера, мы встретились с крупной горкой. Вроде как основная дорога пошла в обход горы направо, то есть с видом на Аршан-Гол - так мы и поехали. Хотя дорога формально обходила гору, фактически она забиралась на ее правый бок, и в этом месте девушки впервые за день померли. Прежде идущая ровно, на горе дорога пошла по волнам с каменной подложкой. В этом месте была серия локальных подъемов, где нам с Антохой пришлось бегать вверх-вниз по два раза, чтобы закатить еще и девичьи велосипеды. Где-то здесь рядом с дорогой выходил родник - прекрасное место для небольшой передышки. Цаган-Ус и Аршан-Гол пока что шли параллельно, а потому у меня не было беспокойств, что мы едем не по той дороге - мы были зажаты между реками в довольно узком пространстве.
Дорога пошла по равнине с небольшим уклоном вверх, но навстречу задул чувствительный ветер, потому мы продолжали тащиться на самых низких передачах. По пути случилась еще одна небольшая оказия. Мы доехали до места, где дорога плавно ныряла на глубокую низменность (спускаясь практически до уровня Аршан-Гола), и далее поднималась оттуда вновь. Маша с ходу отправилась в продолжительный спуск прежде, до перелома профиля доехал Антон, который обратил мое внимание на находящуюся здесь развилку. Здесь надо было бы остановиться и подумать. В теории, мы могли миновать яму, поехав в обход, а заодно приблизившись к Цаган-Усу, у которого где-то поблизости намечался красивый участок русловой многорукавости. Но так как Маша в этот план не вписывалась, мы решили разделиться (очень зря мы так решили) - все готовы были потихоньку ехать по дороге, а я сворачивал по еле-заметному ответвлению в сторону Цаган-Уса, чтобы попытать счастье там, а потом выехать обратно на дорогу, где перехватил бы товарищей. В том, что я их перехвачу, у меня сомнений не было, потому что девушки вряд ли бы быстро поднялись в гору, а значит у меня был запас времени. И я поехал по таящей в траве дороге, идущей практически горизонтально, а товарищи унеслись вниз. О том, что на потенциальных разветвлениях дороги им нужно было брать всегда налево, я сказать забыл, что впоследствии добавило мне нервов, но спохватился я об этом довольно поздно, потому пришлось надеяться на разумность остатка группы. Моя дорога оказалась тупиковой. Я ехал долго, и Цаган-Ус был все время в моей видимости, но приближаясь к реке, дорога таяла, и в конце концов пропала в сочном лугу. Там же проводили время пара местных на конях. Вернуться к товарищам я мог теперь только срезав напрямик по бездорожью. В их сторону местность перестала уже быть столь ровной, начались холмики и горки. Но делать нечего - пришлось как-то выкручиваться. Я поехал, стараясь идти по изолиниям, чтобы не набирать лишнюю высоту, и не терять набранную. Кое-где в траве встречались россыпи крупных камней, а местами я выезжал вовсе на монолитные каменистые бугры. Наконец, я выехал на долгожданную дорогу, однако товарищей там не увидел.
После пяти минут ожидания в голову начали закрадываться всякие мысли. Должны были ребята уже появиться. А может, они уже проехали? У них все-таки хоть и зверский был подъем, но всего один, а после него - ровная дорога, которую я вижу своими глазами. Могли конечно и проскочить. А если не проехали, может после подъема была развилка, и они уехали не на ту дорогу, куда выехал я? А если, пока они ехали по дороге, к ним подъехал УАЗ с пограничниками, и мне вообще сейчас не следует ждать, а нужно поспешно ехать к ним назад? А мог у кого и велосипед сломаться. Слишком много было вариантов. Когда я наткнулся на дорогу, за ней был округлый холм, и я решил заехать на него таким образом, чтобы не потерять вид на найденную дорогу, и в то же время посмотреть, не идет ли дублирующая дорога за холмом. Заезжал на холм я траверсами, потом уже начал тащить велик пешком - наверное, минут 10 уже ковырялся, а всё обозримое пространство до сих пор было пустым. Но вдруг я услышал еле различимые голоса, а за ними - рассмотрел вдали и маленькие еле видимые точки. Антоха выкатывал велик из-за холма, почти оттуда же, откуда вылез я. Какого черта они не поехали по дороге? Я до сих пор не понял. Одно знаю - с двумя дамами ему наверное было тяжело. Кстати, где они? Я видел только одного Антона. Потом я понял - это потому, что он ехал, а девушки шли с велосипедами пешком. И вот они тоже показались из-за бугра, метрах в 50-ти сзади. Я поехал к ним навстречу, остановившись против них на дороге. Времени их ждать уже было не жалко - главное, что ситуация разрешилась, все нашлись. Матюгов было много, но я уже не помню, о чем. Помню возмущение Даши, которая спрашивала, ради чего дорога спускалась в самый низ, а потом все равно поднималась обратно? Девушки были запыхавшимися, и выйдя на дорогу, сразу же сели и приросли к земле. Небо затянули какие-то странные высотные облака, оно стало сероватым, а окружающий пейзаж немного померк. Иногда диск солнца лишь обозначал себя через пелену. Ветер продолжал дуть, в результате стало холодно. Когда девушки отдышались, мы продолжили ехать по дороге - пришлось гарантировать им полноценный отдых, когда мы достигнем подходящего места.
Еще перед поездкой я задавался вопросом, скажется ли высота на нашей работоспособности в походе. Все источники говорят, что до высоты 2500 никаких изменений человеческий организм не чувствует. Однако интрига все равно оставалась. Плотность воздуха на высоте 2200м (средняя высота нашего пребывания) составляла 76% от таковой на уровне моря, температура кипения воды из-за пониженного давления здесь равнялась 92 градусам. И если при средней нагрузке запасов организма должно было хватать, то при максимальной нагрузке недостаток воздуха должен был сказаться, снизив предел возможностей. Но на практике, когда я еще в первый день ездил в гору снимать ледниковую штриховку, никакой слабости я не почувствовал - ощущения были самыми обычными. Воздуха полностью хватало. Однако, не все параметры можно отследить по собственным ощущениям. Например, сложно отследить, насколько больше времени требовалось, чтобы отдышаться, или насколько быстрее мы уставали в длительной перспективе. На девушках высота, видимо, сказывалась, потому что в Карелии они ездили по горкам гораздо легче. К тому же, Даша жаловалась в этот раз на бессонницу, хотя в теории после больших нагрузок организм должен был спать без задних ног. Хотя не следовало исключать и эффект плацебо.
Когда дорога завернула за пологий бугор, открылся вид на некую раздельную точку. Дорога, как казалось, упиралась в след от временной стоянки казахов - там была небольшая изгородь и некое подобие турника, видимо для сушки одежды или шкур. На самом деле, дорога продолжалась и дальше, за стоянкой круто поднимаясь в каменистую гору. Рядышком виднелся лес. Хотя идеальным вариантом было взятие подъема и продвижение по дороге до упора, ввиду измотанности девушек и теперь уже относительной близости озера я решил, что мы сейчас свернем с дороги в лес, отдохнем там, а потом там же спрячем велосипеды и пойдем к озеру пешком - это будет своего рода смена нагрузки, а значит некоторый аналог отдыха. Так мы и сделали. Закатив велик на соседствующую с лесом горку на последнем издыхании, Даша легла лежать прямо на земле (пенка скоро была выдана, и не без затраты сил подложена снизу). Пока девушки загорали на опасном горном солнце, мы с Антоном спустили все наши велосипеды в лес по тропинке, которую видимо натоптали яки. Второй очередью забрали девушек. В лесу было довольно сложно найти место для отдыха - по сути, это был не то что лес, а узкая полоска деревьев, зажатая между склоном возвышенности и болотом. Тропинка шла по корням, со стороны горки были булыжники, а со стороны болота начинались ямы и кочки. Худо-бедно мы нашли место, где можно расположиться. Ветер задувал и здесь, потому девушек разложили мы спать в те места, которые были загорожены от ветра лежачими бревнами. Подремать прилегли и мы, хотя лично у меня надолго не получилось. Я пошел прогуляться дальше по тропинке, чтобы прикинуть, где мы спрячем наши велики и рюкзаки. Оказалось, что в нескольких метрах вперед от нашего "лежбища" по тропинке начали встречаться черепа яков, а в одном месте их была целая куча - видимо, местные сбрасывают сюда лишние части яков после разделки. В конце концов велосипеды мы спрятали там же, где лежали - мы нашли среди ближайших кочек ямы, в которых наше имущество и разместилось. Здесь главное, чтобы блестящие части были скрыты от глаза далекого наблюдателя.
В идеале, нам хорошо было бы пройти насквозь через болото, но кочки постепенно переходили в настоящую воду, и этот план был отброшен. Значит оставалось идти в обход по тропинке, держась между склоном и болотом. Очень скоро к нам спустилась и дорога - та самая, которая недавно поднималась вверх на возвышенность. Я даже несколько пожалел в тот момент, что мы все-таки решили идти пешком, но теперь уже это не сильно меняло суть. Лес расширился, болото закончилось, а дорога продолжалась, и в конце концов вышла на поляну, где стояли юрты. За этой поляной начинался моренный гребень, последнее препятствие на нашем пути к озеру. Размер гребня меня насторожил - я не думал, что он такой высокий и масштабный, к тому же дороги дальше не было, и мы должны были забираться на гребень "под свою ответственность". Собака залаяла еще до того, как мы увидели жилье. Мы решили с ней не связываться, и сошли с дороги, чтобы обойти юрты в некотором радиусе. Но в итоге мы опять попали на болотистый луг, и вынуждены были сместиться обратно к юртам (они стояли на небольшой возвышенности, через которую можно было выйти к гребню). Из юрт вышла женщина, и что-то нам кричала, но так как нам такая реакция была уже привычна, я игнорировал и шел дальше. Кстати, вот такой там был ручеек (юрта-пост на заднем плане):
Шел я чуть впереди, чтобы убедить остальных, сто собачка нас не съест. В конце концов уже миновал юрты, но в это время ребята окликнули меня сзади. Кто-то к ним пристал. Я не сразу понял, в чем дело - почему нельзя было игнорировать этого местного, улыбнуться там, покивать, повернуться спиной и пойти дальше. Но ребята упорно звали меня, и только после этого я разглядел, что к ним подошел дядя в военной форме. Я сразу же пошел туда, и предъявил ему пропуск - по его реакции это было явно то, чего он хотел от нас. Пограничник был молодой, по русски не говорил, и возможно вообще был не на официальном дежурстве, а просто жил в этой юрте, являвшейся своего рода постом на входе в долину. В будущем мы мы поняли, что на входе в каждую крупную долину здесь были какого-либо рода посты, но это понимание придет еще не скоро. Хоть на языке мы друг друга не понимали, пограничник был терпелив, и пытался с десятой попытки донести до нас что-то. Прочитав пропуск, жестами он показал, что нам нельзя идти туда, куда мы идем, и спросил, есть ли у нас ручка и бумага (таковые у меня нашлись). Еще он спросил, где наши велосипеды (в пропуске оказывается было указано, что мы едем на велосипедах) - я нарисовал в блокноте "1км", и показал в сторону нашей нычки. Я нарисовал на листе блокнота схематичную карту - верховье Хотона, реки Цаган-Ус, Аршан-Гол и Хара-Салагийн-Гол, озеро, к которому мы шли - чтобы дать понять, что мы идем по плану, а не заблудились. На карте я отметил стрелочками нитку нашего маршрута по плану. Пограничник все понял, и показал текст пропуска. Только сейчас я осознал, что пропуск был прост до одурения - в качестве опорных точек в нем были перечислены по порядку географические объекты, через которые шел наш маршрут. Кстати, вот он:
На пропуске значилось: "Даяннуур, Аралтолгой, Хотоннуур". Пограничник показал на мою подпись к реке Цаган-Ус в блокноте, потом на пропуск. В пропуске Цаган-Усом и не пахло. Я понял, что мы зашли уже далеко за предел той зоны, где нам разрешалось пребывать. Я был к тому времени уже наслышан о суровости монгольских пограничников, например об истории, когда рыбаки зимой решили срезать излучину реки по монгольской стороне, и их пограничники гнали по реке две недели до ближайшего поста. Потому для меня пока оставалось интригой, что будет дальше. Но в этот раз пронесло - я дал понять, что нам всё ясно и мы идем назад, мы попрощались, и пограничник, проводив нас взглядом, ушел к себе в юрту. Мы шли по дороге не останавливаясь, и практически не оглядываясь, пока не скрылись из видимости. Было обидно, что пропал день и силы - это время мы могли бы потратить на Хотоне более рационально. Всё из-за одного слова в пропуске. Мы добрели до велосипедов, немного отдохнули, и двинулись в обратный путь. Благо, преимущественный уклон был теперь вниз, и ехалось всем легче. От того, что мы теряли высоту, Даше становилось всё лучше и лучше (эффект плацебо, т.к. на самом деле мы спустились не более чем на 100 метров). Вскоре мы достигли моста через Цаган-Ус.
На втором фото на самом заднем плане торчит гребень, под которым и находилось злополучное озеро (вершина гребня - гора Шовгор). Казалось бы, очень близко, но на самом деле высота гребня - 800м над уровнем реки, а расстояние до него по прямой линии от точки фотографирования - 10 километров (из них 7км мы преодолели, там нам и встретился пограничник). У моста нам встретились дети, на этот раз не страшные. Они очень хотели покататься наших на велосипедах, но и ноги у них до педаль не доставали, и с грузом на багажнике им было равновесие не удержать. Кстати, все здешние дети были с обгоревшими щеками - видимо, иммунитет к солнцу вырабатывается у местных жителей не сразу. Но подурачились немного, и пора в путь. Если Цаган-Ус и Аршан-Гол лежали в общей верхней пойме, то Хара-Салагийн-Гол тек несколько отдельно, и чтобы перевалить в его долину, нужно было преодолеть значительный по высоте борт долины Цаган-Уса. Дорога поднималась по этому борту круто наверх, даже мы с Антоном закатывали велосипеды по большей части пешком (конечно же для понта преодолев самую крутую часть подъема на педалях). С перевальной точки открылся вид на казалось бы очень близкое к нам озеро Цаган-Булангийн-Нуур. Изначально в планах было встать на стоянку как минимум в районе этого озера, а как максимум - пройти погранзаставу и встать уже на Хотоне. Но сейчас уже вечерело, и вставать надо было уже хоть где-то, о Хотоне не было и речи. Я не оставлял цели повидать Хара-Салагийн-Гол в его среднем течении, а озеро Цаган-Булангийн-Нуур всем было бы лучше посмотреть не спеша и по хорошему свету, потому я предложил ребятам план, что мы поищем стоянку в предгорьях выше озера. Там имелся лес, в котором мы могли спрятаться от посторонних глаз и от возможных визитов пограничников, и оттуда можно было выйти к Хара-Салагийн-Голу. Согласно пропуску нам и в тех предгорьях появляться было бы не желательно, потому что горный массив, разделяющий долины Цаган-Уса и Хара-Салагийн-Гола, находился явно в стороне от основной дороги, проходящей через Аралтолгой. Но ставить палатку среди чистого поля, на ветру и без дров, на глазах у проезжающих машин мы тоже не могли. Мы отпустили тормоза, и дружно понеслись по дороге, спускающейся четко в сторону озера, набрав умопомрачительную скорость. На плавной развилке мы повернули направо, и выйдя к озеру по касательной, закрутили педали в сторону близящегося горного массива, поросшего леском. Солнце незаметно зашло за горы, но час светлого времени еще оставался. Мы свернули с основной дороги через поле к оврагу, углубляющемуся в массив, закатили велосипеды чуть вверх за холмики, чтобы скрыться из видимости, и потом уже пошли на разведку. Место нашли весьма неплохое - хоть и не в полной мере спрятанное, но под покровом ночи нас здесь уже никто бы не увидел. За водой мне пришлось идти с фонариком к Хара-Салагийн-Голу, взяв с собой пропуск и блокнот с ручкой.