У Жака Лакана есть такая штука - дискурс Университета. По Лакану, очень вредная вещь. Основанием этого дискурса является так называемое Знание (тоже рабочий термин Лакана). Полагаю, и продуктом Университета также является Знание. Хотя у самого Лакана немного по-другому, но это неважно. Смысл такой:
Носителем Знания предполагается, что нечто можно однозначно знать. Якобы существует некое Знание, которое можно узнать. Прочитать, доказать, выучить, узнать. Великая Матчасть. Реальная наука не имеет прямого отношения к дискурсу Университета. Серьёзный учёный, да и вообще духовно зрелый человек, прекрасно знает, что он ничего не знает. Важно движение мысли, то, что Гегель называл моментом движения. Я имею в виду диалектику. Для хорошего учёного чрезвычайна опасна раз и навсегда принятая картина мира. Недаром иконой нашей культуры до сих пор является Сократ. На том стоим - на сияющей пустоте и просторе. И полемос - отец всего.
А представитель дискурса Университета знает, кретин. Особенно потешны, конечно, гуманитарии, когда они начинают что-то знать. Ссылаются на какую-то кабинетную хрень какого-нибудь француза из Сорбонны, щёки надувают. Впрочем, технари тоже хороши. Просто их Знание позатейливей будет, познать сложней, формулы какие-то, физика с математикой, понимаешь. Поэтому их говорение суггестивней гуманитарных высеров. Продуктом жизнедеятельности Университета является господство. Обычная претензия на власть над умами - желание Признания.
Ирония в том, что фрики, противостоящие официозной науке, абсолютно так же пребывают в инстанции дискурса Университета, в инстанции Знания. Все эти новохроноложцы, плоскоземельцы, конспирологи и прочие добрые люди со взором горящим. Они бессознательно верят в то, что существует некий скрытый «Некрономикон», который можно найти, прочитать и познать Знание. Поэтому конспирологам структурно необходимы рептилоиды и Бробдингнегский клуб. Эта мифология питает их стремление вырваться на пердячем пару негации из невежества к свету Знания. Конспирология - не просто бред значения. В собирании сигнатур и композиционном фантазировании самих по себе нет ничего плохого, только хорошее. Я вот, например, нежно люблю конспирологию. Читаю все эти теории заговора, как увлекательные детективы и приключенческие романы, типа Дэна Брауна. Чем изощрённей, тем лучше. Но даже если и бред, ничего страшного. Ежели автор не бросается с кухонным ножом на окружающих, не ходит под себя, шнурки завязывать умеет, самостоятельно зарабатывает, то и пущай себе выдумывает. Да и вообще, какой от конспирологов вред, пока они в Интернете резвятся? Важно лишь к власти их не пускать. Ладно, Бог с ними, с конспирологами, я их привёл в пример, только чтобы показать, как работает машинка Знания.
Меня вообще-то интересует другое. Метафорой современной картины мира является образ полёта, как падения, и дна, как основания. То есть человек - существо духовно нелёгкое, летать между мирами и плавать в верхних водах самостоятельно он не может, способен только падать и тонуть. Кто-то говорит - это от того, что груз грехов тянет вниз, кто-то - что мы порождения тяжкой материи с её суровыми физическими законами. И вообще надо крепко стоять ногами на гее-хтонии. Потому что основание, ниже земли не упадёшь. Даже мистическую безосновность мы воображаем, как падение медной наковальни в Тартар. Зияние - обязательно пропасть для нас. Лучше иметь непоколебимое, бесспорное основание, на которое можно опереться. И на этом незыблемом фундаменте дна построить башню Знания. Это, конечно, очень брутальная мифологема.
Эллины мыслили и ощущали сущее не так. Они не знали. И знать не хотели. Знали, что ничего не знали. Это была культура фанетии - золотистого мерцания. Растворённый в тонком свете пентелийский мрамор. Колеблемость и колыхание. Носится орфический ветер-дух и от него девы беременеют полубогами.
Эллины не знали вселенского зла. У них не было фигуры Сатаны. Но они тоже чувствовали дно - тяжкую Гею. Однако единственным онтологическим врагом для древнегреческого мистика была Ананке - необходимость. Рабство, тяжесть, смерть, как принудительность. «Мужайся, никто не бессмертен». Но демиург побеждает Ананке не насилием, а эротической речью. Склоняет её к иерогамии. От божественного брака рождаются солнечные дети - вещи мира. «We need great golden copulations».
Мне могут возразить - а как же Евклид и Геронов шар? А математика древнегреческая как же? О, боги, мои боги, да разве мне жалко? Я, напротив, полностью за науку. Но начала аподиктического знания не выводятся аподиктическим способом. Аристотель, отец железной логики, говорил:
«Исследование полезно еще для [познания] первых [начал] всякой науки. Ибо исходя из начал, свойственных лишь данной науке, нельзя говорить что-нибудь о тех началах, поскольку они первые начала для всех наук. Поэтому их необходимо разбирать на основании правдоподобных положений в каждом отдельном случае, а это и есть [задача], свойственная диалектике или наиболее близкая ей. Ибо, будучи способом исследования, она прокладывает путь к началам всех учений» («Топика», I, 2).