Все знают четверостишие Пушкина (во всяком случае, приписываемое ему):
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
Оказывается, оно имеет интересную историю.
Эта эпиграмма - вольный перевод популярного во времена великой французской Революции двустишия, приписываемого Дидро:
Et des boyaux du dernier prêtre
Serrons le cou du dernier roi.
И кишками последнего попа
Сдавим шею последнего короля.
Эта крамола была опубликована в книге Жана-Франсуа де Лагарпа «Lycée, ou Cours de littérature ancienne et moderne», где он её, конечно, ругал. «Курс» служил учебником по истории литературы в царскосельском Лицее. Пушкин его хорошо знал. Кстати сказать, такого двустишия у Дидро вроде как нет, но есть похожее в его сочинении «Бредящие свободой, или Отречение бобового короля»:
Et ses mains ourdiraient les entrailles du prêtre
Au defaut d’un cordon pour étrangler les rois.
«И за неимением веревки его руки разодрали бы кишки попу, чтобы удавить ими королей».
Так вот. Этот розжыг восходит на самом деле к так называемому «Завещанию» Жана Мелье. Удивительный был дядька этот Жан Мелье, надо сказать. Кюре-атеист, утопический коммунист, философ-материалист, один из вдохновителей Просвещения. Полное название его посмертно изданного труда вполне в духе того времени:
ЗАПИСИ
МЫСЛЕЙ И МНЕНИЙ
Ж. М.,
СВЯЩЕННИКА,
КЮРЕ ИЗ ЭТРЕПИНЬИ И БЮ
О НЕКОТОРЫХ
ошибках и заблуждениях в поведении людей и управлении ими, где даны ясные и очевидные доказательства призрачности и ложности всех божеств и всех религий мира. Записи должны быть переданы после смерти автора его прихожанам и служить им и всем подобным им свидетельством истины.
Для свидетельства перед ними и язычниками. Мтф. 10:18
А вот те самые вольнодумные строки из II главы «Мысли и чувства автора о религиях мира»:
[Ах, дорогие друзья, если бы вы знали всю кошмарность и вздорность тех сказок, которыми вас кормят под предлогом религии, если бы вы знали, как несправедливо и возмутительно злоупотребляют властью, захваченной над вами под предлогом управления вами, вы, несомненно, лишь презирали бы все то, перед чем вас заставляют преклоняться, и воспылали бы ненавистью и негодованием по отношению ко всем тем, которые эксплуатируют вас, так дурно управляют вами, так позорно обращаются с вами. По этому случаю мне вспоминается пожелание одного человека, не отличавшегося образованием и ученостью, но по-видимому не лишенного здравого смысла для того, чтобы трезво судить о всех тех возмутительных злоупотреблениях и обидах, которые я здесь порицаю. Судя по его манере высказывания, он, по-видимому, был достаточно прозорлив и достаточно проник в ту мистерию несправедливости, о которой я вам говорил, так как он хорошо понял, кто ее зачинщики и вдохновители. В связи с тем, о чем я вам говорю здесь, он высказал пожелание, чтобы «все сильные мира и знатные господа были перевешаны и удавлены петлями из кишок священников».]