Думаю, те, кто называет Уэно "маленькой страной" не так уж и неправы, так много интересного сосредоточено на его территории. Я планировала уложиться с рассказом о парке в три записи, посвятив вторую историческим и религиозным памятникам, но поскольку быстро у меня, как всегда, не получается, решила её тоже разделить и выкладывать небольшими кусочками, но почаще, так что теперь и сама не знаю, сколько будет частей :)
На территории парка Уэно расположено несколько храмов и храмовых сооружений.
Прежде всего, это уцелевшие от огня сражения в Уэно части храмового комплекса Канъэйдзи: зал Киёмидзудо (или, точнее, Киёмидзу Каннондо), святилище Тосёгу и пятиярусная пагода.
Монастырь Канъэйдзи был одним из главных буддийских центров Эдо, а Киёмидзудо был одним из главных храмов этого монастыря. Название - «Канъэйдзи» - происходит от названия эпохи и относится к 1631 г. Его основатель, монах Тэнкай, задумал построить копию храмов Киото, чтобы повысить авторитет Эдо, резиденции сёгуна. Так, Киёмидзудо повторяет знаменитый храм Киёмидзудэра, но в сильно уменьшенном виде. А пруд Синобадзу-но икэ около храма имитирует озеро Бивако у горы Хиэйдзан. В пруду сооружен искусственный остров с маленьким храмом Бэнтэндо, как и в Бивако. Красота храмового комплекса нашла отражение в стихах:
«Канъэйдзи! Древние храмы, в блеске золота и серебра, Ничто в сравнении с ним!»
Храм Киёмидзудо и пруд Синобадзу-но икэ в Уэно можно увидеть на гравюре Андо Хиросиге (1797-1858) в знаменитой серии "100 видов Эдо".
Храм Киёмидзудо и пруд Синобадзу-но икэ в Уэно. Андо Хиросиге (1797-1858). 100 видов Эдо. Репродукция с работы Хиросиге встречает вас у подножья храма, дополнительно подчёркивая его особую значимость для истории японской культуры.
Обратите внимание, что всего три года назад вид на храм примерно с этой же точки выглядел совсем иначе:)
апрель 2010 г. Сохранившийся от былого величия павильон Киёмидзу относится к старейшим сооружениям на территории парка - дата его строительства относится к 1631 году. Однако нужно хорошо представлять, что когда японцы говорят о строении 1631 года, они, как правило, имеют в виду не совсем то, к чему привыкли мы, европейцы. Ибо традиционно храмы в Японии строились из дерева, и, учитывая климатические условия, были, естественно, недолговечны. Когда храм ветшал, его просто разбирали и возводили на том же месте точную копию. А вот сгоревший или разрушенный храм восстанавливать в первозданном виде было не принято, место либо оставляли пустующим, либо строили новое сооружение, но его уже не отождествляли с утраченной постройкой. Поэтому не стоит удивляться отличному состоянию якобы четырёхсотлетнего храма :)
Храм Чистой Воды Киёмидзудо посвящен тысячерукой Каннон, богине милосердия. По традиции, сюда приходят молиться женщины, мечтающие о ребенке. После того, как молитвы услышаны, счастливая семья приносит к алтарю куклу. 25 сентября в храме проходит специальная церемония, во время которой принесенные куклы сжигаются, принося жертву милосердной Каннон, а дым от них является благодарностью богине. Мы внутрь храма не заходили, чтобы не мешать молящимся, а снаружи кукол ещё не было - с конца сентября прошло не так уж много времени.
Уже дома я прочитала, что в храме есть интересная статуя святого Биндзуру с пугающе живыми глазами из многослойного горного хрусталя. Биндзуру был одним из четырех самых первых учеников Будды, силен в искусстве врачевания и обладал магическими способностями. Будде приходилось увещевать его за неправомерное их использование, а также за нехарактерный для святого интерес к женщинам. Биндзуру даже был исключен из ближайшего круга учеников и вынужден постоянно скитаться. Статуи его помещают в Японии вне стен храмов и приписывают им целительные способности - если потереть часть статуи, соответствующую части тела, которая болит, а потом потереть эту самую больную часть, то недуг должен пройти. Так что, если будете в Уэно, не пропустите :)
Лунная сосна на территории монастыря в Уэно. Андо Хиросиге (1797-1858). 100 знаменитых видов Эдо. Перед храмовым павильоном растёт специально закрученная в кольцо сосна - считается, что демоны не могут проходить сквозь круглое отверстие-оберег. За этой сосной закрепилось название Цуки-но мацу (Лунная сосна). Сквозь нее было принято созерцать полную луну. Днём это кольцо является чудесной рамой для вида на храм Бэнтэндо внизу.
Правда, чтобы в полной мере насладиться этой картиной, пришлось догадаться немного присесть - средний японец всё же гораздо ниже ростом :)
Нынешнее деревце, судя по его виду и по фотографиям трёхлетней давности, появилось сравнительно недавно, и его ещё не закончили формировать, отсюда мешковина и проволока, немного портящие столь изящную задумку.
В любом японском буддийском храме, заплатив небольшую денежку, можно получить бумажку с предсказанием судьбы. Случайный выбор предсказаний организован самыми разными способами, в павильоне Киёмидзу это целое представление с механической игрушкой, имитирующее знаменитый "танец льва" - Shishimai.
Исполнив танец, "лев" достает зубами бумажку с предсказанием из ящика, а потом, подразнив немного просителя, опускает её в специальный лоток.
Если предсказание не нравится, его привязывают к ветвям растущего рядом дерева или на специальную стойку возле храма, давая знать богам своё мнение.
Наверху можно увидеть стойку для записок
Нашу молодёжь прочитанное вполне устроило :) Ещё одна стойка служит для просьб и благодарностей богам. Их пишут на специальных дощечках-эма, которые можно взять тут же, опустив в копилку соответствующую плату.
Никаких служащих рядом нет, всё основано на честности и убеждении, что, если не заплатишь, то боги не станут тебя слушать. За обращение к богам в храме тоже принято платить, для этого перед алтарем обычно есть специальная емкость, прикрытая решёткой, через которую просители кидают свои монетки.
У входа традиционный источник для очищения перед общением с богами.
К лотосовому пруду Синобадзу и храму Бэнтэндо мы спускаться не стали, так как лотосы уже отцвели, но я покажу несколько весенних фотографий этих мест из дочкиного архива.
Пруд появился в XVII веке, он разделен на две половины: одна - для катания на лодках, другая - для любования лотосами. Название Синобадзу-но икэ, означающее "нетерпеливый пруд" , можно объяснить тем, что храм Киёмидзудо находился на холме, который в древности назывался Синобу-га ока - Холм терпения.
Храм Бэнтэндо, который стоит на искусственном островке Накадзима, соединенном с землей мостиком, посвящен Бэнтэн, богине благополучия, музе художников и покровительнице влюбленных - одной из Семи богов счастья и удачи в синтоизме. Кстати в Уэно и соседнем районе Янака можно найти храмы каждого из семи, что встречается нечасто, так как некоторым из этих богов посвящено совсем немного отдельных храмов.
Основан храм Бэнтэндо был самим Тэнкаем, и, как уже отмечалось, является репликой храма у горы Хиэй, что к северо-востоку от Киото.
Изящная лютня бива, изображение которой украшает вход в храм, попала в Японию через Китай в 7-8 вв. и получила широкое распространение как среди аристократии, так и среди простого люда. Она была инструментом принцесс и странствующих монахов.
Буквально метрах в пятидесяти от Бэнтэндо расположен Дайкокутэндо, храм Великого Черного, другого члена семерки, покровителя торговцев. Этот храм основал около 1625 г. ученик Тэнкая, а нынешнее здание стоит с 1724 г., то есть довольно древнее по токийским меркам.
Вдоль дорожки, ведущей к храму Бэнтэн, традиционно располагались чайные домики и велась мелкая торговля: можно перекусить чем-нибудь и сейчас.
Начиная с середины июля, в течение месяца на территории Бэнтэндо и вокруг пруда проводятся вечерние ярмарки и праздники. На прилавках выставляются фрукты, насекомые (сверчки и светлячки), антиквариат и разные безделушки.