Древний синеокий град Себеж

Sep 06, 2012 16:21

Себеж - удивительный город. В его окрестностях мы в разные годы отдыхали уже раз десять, но в каждый свой приезд мы обязательно посвящаем самому городу хоть полдня, и каждый раз находим что-то новое, ещё невиданное. А ещё, какая бы погода ни стояла в лагере, как бы  ни хмурилось там небо, каким бы свежим ни ощущался на берегу ветер - в городе всегда царит лето. Нестерпимо сияет, отражаясь в зеркале озера, высокое солнце, ветер куда-то прячется, а если вдруг появляется, то обдаёт,словно банным жаром, и, куда бы ты ни шёл, всегда выйдешь к водным просторам. Всё это - и солнце, и горячий асфальт, и светлые маленькие домики вдоль улиц, и шумный яркий рынок, и набережная, и вода до горизонта, и спокойные улыбчивые жители, и своё собственное отпускное настроение - вместе создаёт ощущение маленького южного курортного городка.

На самом же деле, Себеж - строгий приграничный город, с древних времён стоящий на страже нашей земли и имеющий славную многовековую историю, а потому мне показалось, что будет неправильно просто показать нынешний его облик, не рассказав о том, чем же славен этот древний синеокий град. Как всегда, у меня получилось не просто много, а очень много, но я постаралась поделить всё на части и попрятать под кат, так что, если кому неинтересно какое-то время, просто пропускайте его:)





Название города, вопреки поэтической версии о земле, которую, мол, "возьму себе ж", связано с названием окружающего его озера (гидронимы, они вообще, как правило, старше, чем названия сухопутных объектов). В свою очередь, название озера Себеж имеет не совсем ясное финно-угорское происхождение. В голову легко приходят похожие старинные имена - расположенный сравнительно недалеко смоленский Велиж, курский Фатеж, легендарный град-Китеж.

"Едва ли не самое поразительное в Себеже - его расположение и планировка. Вот снимок с воздуха с сайта "Себеж - небесное место на Земле".



На переднем плане - озеро Себеж, на заднем озеро Ороно. Большая часть центра расположена на узком перешейке меж двух озёр, а в Себежское озеро глубоко вдаётся мыс Замковая гора." (отсюда)

"Себеж - псковская Венеция. Безмерно большое озеро, и на нем чуть змеится узкий полуостров с одной-единственной улицей. Ближе к середине полуостров начинает приподыматься из воды, а в самом конце его, словно голова, высится холм, на котором когда-то стояла крепость." (отсюда).



Это - фотография крепостного холма, который сейчас называется Замковой горой, взятая с сайта fototerra.ru. В 1978 году на месте древней крепости был установлен памятный знак с датами, отражающими основные вехи истории Себежа.



Фотография не моя. Моя "испорчена" фигурами "на фоне", да и композиционно похуже. В этом году хотела переснять, а знака уже не было, но об этом - чуть ниже.
Люди в этих благословенных краях жили с незапамятных времён. Археологическими экспедициями обнаружены две неолитические стоянки, 11 селищ, 22 городища и около полутора тысяч курганов. В семидесятых годах останки людей, живших несколько тысяч лет назад были найдены и  на острове посреди одной из Озерявок (собственно, место нашего отдыха). Археологи говорили, что, судя по найденным останкам, местные обитатели были богатырского телосложения и чуть ли не двухметрового роста. А в Себежском краеведческом музее можно увидеть каменных идолов, которым поклонялись окрестные древние жители.



Фото с сайта музея. Слева - Идол-в-шляпе, справа - Пестун.
Оба  знамениты и часто встречаются в археологической литературе.
Мне только не совсем ясно, который из них носит гордое название просто "Себежского идола", кажется всё-таки Пестун. Подробнее о них можно почитать, например, здесь.

В I тысячелетии до нашей эры на территории Себежского края проживали балты, оттеснившие немного к северу жившие здесь до это­го финно-угорские племена. Только в VII веке нашей эры появились славяне-кривичи и постепенно местные восточные балты смешались со славянами, со вре­менем переняв их язык и культуру.
Насколько я поняла, до прошлого, 2011 года систематических археологических раскопок на месте древнего себежского поселения не велось, только отдельные разведывательные.

Однако прошлым летом, в связи с инициативой местной администрации по замене памятного знака, культурный слой на Замковой горе был грубо вскрыт, и лишь благодаря своевременной реакции местных жителей удалось остановить его полное уничтожение.



(Если вдруг кому-то интересно, можно ознакомиться со всеми подробностями "ЧП на Замковой горе".)
В конце концов туда были приглашены археологи.



Находки вынужденных раскопок составили временную экспозицию в Псковском археологическом центре. Раскопки показали, что поселение на этом месте могло образоваться на 2-3 века раньше, чем предполагалось. На ранее не исследованной археологами территории совершенно неожиданно был обнаружен культурный слой, относящийся к 12-14 векам. Получается, что эти отложения сформировались задолго до первого летописного упоминания о Себеже.


В летописи Себеж упоминается впервые под 1414 годом как псковский “пригород” (населенный пункт Псковской вечевой республики), разоренный литовским князем Витовтом. Вероятно, до того Себежская земля была спор­ной между Полоцком и Псковом. Но после присоединения По­лоцкой земли к Литве, себежане предпочли союз с Псковом. Тогда «литовский князь Витовт из Дриссы двинулся против псковичан, и подойдя к псковскому пригороду Себежу, взял его и сжег...» (отсюда)

У этих хроник есть ещё один вариант, где город упоминается уже в 1427 году: " Витовт, великий князь литовский... зобрал войско посполитое рушене, з литвы и а руси, а переправившися чрез Двину реку у Друши облегл напервей Сабож, замок и место Псковское... А так, взявши Сибеж замок през подале...". То есть к тому времени город представлял собой не только крепость на высоком мысу полуострова ("замок"), но и некий посад ("место Псковское") на нижней части холма.

Так, находясь на границе Псковской республики, Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского, Себеж несколько веков служил и форпостом, и яблоком раздора, и разменной монетой. Построенная, скорее всего, в начале XV века псковичами, затем разоренная Витовтом и заново отстроенная (а, если верить псковским летописям, тогдашние строители были способны возвести подобное деревянно-земляное оборонительное сооружение всего за две недели) себежская крепость после событий 1427 года перешла к литовцам и исчезла со страниц псковских летописей. Лишь старая былина рассказывает о том, как  Илья Муромец ведет борьбу с неверными, которые "хотят Себеж град за щитом взять".

Зато сохранился документ 1525 года, в котором жители "будучи обобраны и ограблены Московитянами" жалуются польскому королю Сигизмунду I. Жалоба эта свидетельствует не только о государственной принадлежности Себежа на тот момент, но и о том, что он снова оказался втянут в приграничные конфликты, на этот раз между объединенным Польско-Литовским государством и стремительно набирающим силу Русским.


В 1530 году умер Великий Князь Василий III, который присоединил Псков к Московскому государству. Перед смертью он объявил наследником своего трёхлетнего сына Ивана, будущего Ивана Грозного, и назначил ему опекунов. Как всегда бывало в русской истории, пока приближенные к трону бояре-опекуны и вдовая царица Елена Глинская делили власть, этим поспешили воспользоваться внешние враги государства, и конфликт с Польшей вспыхнул с новой силой. Сигизмунд I и его окружение решили использовать благоприятный момент и силой вернуть Смоленскую и Северскую земли. Началась так называемая "Стародубская война".

В ответ на нападение польско-литовского войска на северские города в 1534-1535 гг.  "в лето 7043... месяца июня 26 князь Великий Иоан повеле Воеводам своим... постави город за Опочкой на озери на Себежи, Иоан город Себежъ, и церкви создаша, да и людей посадиша". А Вологодско-Пермская летопись добавляет: "И Иван Микитич Бутурлин на Себежё стоял три недели, и город на Себежи поставили Ивангород, а мастер был городовой Петр Малой Фрязин архитектон". Петрок Малый Фрязин ещё 16 мая того же 1535 года руководил начавшимися в Москве работами по строительству Китай-города, а вскоре он уже "почал град делати землен в Литовской земле на озере на Себежё, месяца июня 29, вторник, во имя великого государя Ивангород, а доделаша его того же лета месяца июлиа 20, вторник". (Тот ещё был авантюрист, между прочим: через четыре года его с переводчиком снова послали в Себеж для укрепления оборонительных сооружений и для строительства каменной крепости, однако спустя три недели он через Изборск и Печеры сбежал за русскую границу, "покрадучи" перед этим "казну великую" и бросив в Москве жену. Случайно задержанный местными немецкими властями в Новом ливонском городке, он ночью "чемоданы свои взрезал", золото и другие ценные вещи "за пазуху положил", двух немецких сторожей "ножом поколол" и бежал. Через несколько дней он был пойман и отправлен в город Юрьев, где и давал показания, клевеща на своего "толмача". - отсюда)

Тем не менее исследователи русского крепостного зодчества считают, что в Себеже впервые были применены новейшие достижения фортификационного искусства, например, такие как выступающие в сторону мыса и внутрь города за пределы замка пониженные по отношению к нему земляные батареи (их можно проследить на сохранившихся старых планах). В русских летописях того времени подробно описано и какими силами строилась крепость "в окружности 170 сажен", и как освящали поставленную в крепости церковь Усекновения главы святого Иоанна, и как "Князь Великий приказал архиепископу Макарию священников соборных туда послати, а самому имя граду нарещи. И Макарий имя нарек Иван-Город на Себежъ" в честь малолетнего главы государства. (Царственное имя не прижилось, и уже сам Иван Грозный в своём завещании 1572 года называет город просто Себежем.)

Как и более древняя, эта крепость также была деревянно-земляной, кроме церкви в её стенах расплагались "амбар, а под ним погреб" для зелья, свинца, ядер и "всякого пушечного запаса", а кроме того, "житницы с государевым хлебом" и жилые постройки. Гарнизон был присланный (только из Пскова прислали 500 пищальников), состоящий частью из стрельцов, частью из казаков, которых традиционно привлекали к пограничной службе. (О псковских казаках можно подробно прочесть здесь и здесь).

Уже 27 февраля 1536 года крепость выдержала первое испытание: польский король Сигизмунд I повелел киевскому воеводе Андрею Немировичу и полоцкому воеводе Яну Глебовичу с 20-тысячным войском "двинуться к Иван-городу и разорить его. Приступы литовцев к укрепленному замку были неудачны: скопившиеся на перешейке, разимые пушечными выстрелами литовцы разбежались по озеру в обе стороны, где от заломившегося под ними льда многие потонули. Чтоб довершить поражение, воеводы: князь Засекин и Тушин, учиня вылазку, погнались за бегущими, захватили пленных, отбили знамена, пушки." (Без-Корнилович М.О. "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии"). Вот такое повторение Ледового побоища на Себеже. А послы Сигизмунда в обмен на Гомель уступили в 1537 году Себеж и Заволочье россиянам и обещались 5 лет "города Себежа и волости Себежские не воевати, не зацепити ни чем".



Каменные ядра (музейное фото).
В 1541 году "пределаша на Себежи большие стены". Ядром Себежа был собственно "город", который позднее, в польский период, получил название Замка. Крепость стояла на самой возвышенности полуострова, в мысовой части. Вокруг неё строился и развивался посад, видимо, именно его окружили "большие стены" длиною более 400 м с деревянными башнями - возникла 2-я Себежская крепость.



Макет крепости с сайта музея. Увы - фотографии получше не нашла.
В 1560 году по инициативе поляков в Себеже было организовано восстание местных польских жителей и так называемых "панцирных бояр" - мелких наследственных земельных собственников, выполнявших роль пограничного ополчения (те же казаки) (их внешним отличием были доспехи ("панцырь"), отсюда и название). Они устроили в городе пожар, от которого постарадали деревянные укрепления. В 1562 году поляки сожгли 2-ю Себежскую крепость и деревянный монастырь, существовавший в Иваногороде с XV в., но вскоре крепость была восстановлена и расширена. В период Ливонской войны (до 1582 года) крепость неоднократно переходила из рук в руки, вновь восстанавливалась, горела и т.д.

После Ливонской войны по описанию, составленному в 1583-84 годах писцами Мещаниновыми-Морозовыми и Дровниным, Себежская крепость представляла собой участки кремля с земляными укреплениями и Окольным городом окруженным деревянною стеною протяженностью около 1500 м с 5-ю воротами, вокруг города был устроен частокол. У всех ворот, как правило, жили воротники и находились их владения (не менее двух на каждые ворота). За Окольным городом располагался торг, к которому вели улицы застройки за пределами крепости.

Каким представляют себе историки внешний вид Себежского крома и Окольного города в XVI-XVII веках можно увидеть в местном краеведческом музее. Весь город тогда целиком располагался на нынешней Замковой горе, Кроме Ивановской церкви в крепости в городе были ещё Троицкая (поставленная в честь победы 1536 года) и Успенская (казачья).






(фрагмент картины-реконструкции К.М. Громова)
Реконструкция планировки Окольного города хоть и приводится в градостроительных исследованиях как пример классически-секторной, всё ж является гипотетической, основанной почти исключительно на Писцовых книгах и сохранившихся гораздо более поздних планах города.





В Смутное время по иронии судьбы Себеж был занят приверженцами Самозванца, которым пришлось оборонять его от польских войск. После захвата поляками (1616 г.) и заключения Деулинского перемирия (1618 г.) Себеж, был передан Речи Посполитой. К сожалению, о "польском" периоде XVII-XVIII вв. известий довольно мало. Можно лишь предполагать, что гарнизон, служилое население (а оно составляло абсолютное большинство жителей) должно было уйти в Россию. Кроме него, в городе жило немного духовенства, несколько семей ремесленников и помещиков.

С 1623 года у Себежа есть магдебургское право, это уже не крепость - а полноценный город со своим гербом (отсюда).


Постепенно город утвердился как польское местечко. Все православные церкви и монастыри в присоединенных землях были переданы униатам. В 1625 году в Себеже был выстроен первый деревянный костел в женском базилианском монастыре. Простоял этот деревянный костел недолго.

В 1633 году  в ходе Смоленской войны Себеж был ненадолго освобожден русскими войсками. Взяли город опочане, ходил под Себеж и псковский воевода князь Дмитрий Ефимович Воейков, бравший подводы с монастырских и церковных вотчин; упоминаются и "себежские ратники". Однако по Вязьминскому мирному договору 1635 года Себеж, Красный и Невель вновь отошли к Польше. Россия отказалась от своих притязаний на Прибалтику, а король Владислав, со своей стороны, - от притязаний на русский престол.

В 1648 году на сейме Польши "свободным народным волеизъявлением" себежские и невельские земли решено было передать в качестве наградного дара за заслуги перед королем, на правах ленного держания, Радзивиллам. Князь магнат Иероним Радзивилл получил титул Невельского. На месте сгоревшего униатского костела он выстроил в 1649 году новый католический, каменный. На этом его внимание к Себежу иссякло.



Вот этот костёл, сохранившийся с небольшими перестройками. Сейчас в нём православная церковь святой Троицы. (Это тоже не моя фотография. В этом году я снимала только детали, а старое, ещё плёночное фото никак не могу найти. Найду - может быть, заменю, хотя это фото не в пример лучше моего.)
Присоединение Украины к России вызвало новую войну с Польшей, в ходе которой в 1654 г. Себеж был завоеван русскими войсками. Победа была закреплена Андрусовским перемирием 1667 г., по которому базилианские монастыри и храмы отпадали от униатства и возвращались православию. Это касалось и себежского костела.

В 1660 году Себеж опять был истреблен пожаром. По Московскому же перемирию 1678 года Россия вынуждена была вернуть Себеж литовцам в Полоцкое воеводство с выплатой 200 тыс. рублей.Положение жителей было столь плачевным, что король на четыре года освободил их от повинностей. Перемирие специально оговаривало свободу вероисповедания. После же договора 1686 года начались откровенные гонения на православных.


В 1705 году в период Северной войны Себеж, оставаясь польским городом, был занят войсками, возглавляемыми Петром I. Ожидалось наступление шведов из Риги на Петербург  через Великие Луки и Псков. Для обороны этого направления было решено построить новые укрепления в Великих Луках, Себеже и на берегах реки Великой.



Это тоже картина К.М. Громова с сайта музея.
Гарнизон в 500 человек и пехотные полки оставались в Себеже и его окрестностях до осени 1708 года. На подступах к городу были проведены фортификационные работы. Устойчивое предание связывает с именем Петра I "шанцы" - укрепления на горе, носящей его имя (Базарная, или Петровская, гора, Петровский холм). Гора была превращена в бастион, вооруженный медными и чугунными пушками, трехпудовыми мортирами. Она блокировала подходы к городу с северо-восточной стороны. Подобное укрепление встречного боя (на холме, на месте нынешней восьмилетней школы) было организовано с северо-запада. Первое контролировало Опочецкий тракт, второе - прибалтийское направление. На Замковой горе для Петра I был выстроен коттедж, сохранявшийся до начала XX века как историческая реликвия. В 1708 году театр военных действий переместился под Полтаву, а Себеж остался прозябать на окраине Польши.

Недавно на Петровской горе установили памятный знак, но почему-то не в честь Петра, а в честь сражения 1654 года (после присоединения Украины).



Мы специально сфотографировали ведущую на холм лестницу, чтобы можно было оценить его высоту.



А это вид с Петровского холма на Замковую гору.



Продолжение следует... :)

земли псковские, попутный ветер, вглубь времён, наши веси

Previous post Next post
Up