Фотографы и заброшенные племена

Jun 20, 2013 01:17

Племя Дассенеч (старое название Гелеб) проживает на берегу реки Омо в Южной Эфиопии. Относительно недавно племя изменило свое название с ругательного Гелеб (на местном наречии это означает что-то вроде ниггер) и тем самым, значительно повысило свой статус. Среди племен долины реки Омо это племя считается наиболее бедным, и вообще, несчастным. Занимаются люди племени Дассенеч, в основном, выращиванием рогатого скота, из коего впоследствии производят одежду и еду, однако это их не спасает - остальные племена долины ними явно пренебрегают.

На самом деле, это племя - сборная солянка нескольких этнических групп, и, чтобы привести всех "к единому знаменателю", мужчины и женщины этого племени практикуют обрезание. Во время торжественной церемонии мужчины и женщины радостно танцуют, благословляя своих дочерей и сыновей на плодородную и богатую жизнь.

Чтобы подобраться к этому племени, необходимо пересечь реку Омо в выдолбленной из ствола дерева узкой посудине-карандаше, а потом идти некоторое время пешком. Вход в деревню лежит сквозь крошечную дыру в плетеном заборе, пробравшись в которую попадаешь в настоящую деревню настоящего позабытого цивилизацией племени Эфиопии.

А теперь я хочу поговорить о том, как фотографу не следует быть мудаком.

1.



Когда я говорю "дикие племена", я действительно подразумеваю дикие племена, люди которых не умеют считать после 10, которые не знают, что такое страна Эфиопия, и какой на дворе нынче век. Река Омо стала естественной, природной преградой, не позволившей (пока что) нашей цивилизации проникнуть в эти последние спокойные уголки планеты. Вместе с тем, у несчастных 50 туристов в год даже племя Дассенеч научилось просить деньги. Видя человека "с черной коробкой в руках, которая периодически щелкает", они знают, что у него следует просить денег за несколько минут щелкания коробки. В пересчете на доллары сумма будет равняться около 5 центам за все. Люди племени чрезвычайно настойчивы, и требуют своеобразной оплаты труда моделей. Вместе с тем, нашим моделям следует поучиться  у них трудолюбию: завидя "человека с черной коробкой" все они замирают или напротив, начинают принимать разнообразные позы, позируя, улыбаясь, притаскивая козлят, детей, головные уборы (см фото ниже), в общем, чего ваша душа желает. Фотограф стоит напротив девушки племени Дассенеч 5 минут, дает ей 5 центов и все счастливые и довольные друг другом расходятся в разные стороны.

Это был пролог.

2.


Некоторое время назад мне довелось побывать в гостях у этого племени в роли фотогида группы фотографов. Когда я вспоминаю некоторые моменты этого визита, меня передергивает до сих пор. Собственно, в начале поста речь зашла о том, как не следует фотографу быть мудаком.

Малейшее углубление в суть этого места (или хотя прислушивание к моему совету) дает человеку понимание того, что у женщин диких племен Эфиопии понятие сексуальности крайне отличается от привычного нам. Те позы, которые нам кажутся сексуальными, для племени Дассенеч - это всего лишь положение тела, как для меня, например, сесть на стул за обеденный стол. Однако некоторым фотографам эта ментальная особенность чрезвычайно на руку, и в шалашах племени начинается настоящая постановочная съемка. Жестами и собственным примером некоторые показывают девушкам, как следует лечь (чаще всего двоим или троим одновременно), как выгнуть бедро, как положить руку или, например, как раздвинуть ноги. Девушки, совершенно не придавая происходящему ни капли сексуального значения, спокойно делают то, что им объясняют, хихикая и улыбаясь, потешаясь, видимо, в мыслях, над смешными дядями с черными коробочками в руках. Следующие полчаса в шалаше пытаются снять реально чуть ли не порно.

3.


Однако самая жесть начинается тогда, когда дело доходит до "5 центов". К несчастью, мне довелось быть знакомой с фотографом, который выгнув девушку племени Дассенеч во всевозможных позах, видя, что она идет к нему за платой... сфотографировал ближайшее дерево.

Когда девушка подошла и стала просить деньги, он жестами начал объяснять ей, что фотографировал вовсе не ее, а... правильно, дерево, и вот, даже готов предъявить ей результат - дерево. На экране камеры она действительно видит дерево. Проблема лишь в том, что девушка не знает, что такое карточка памяти, что такое фотоаппарат, и вообще, что такое фотография. Но она видит дерево, а не себя, видимо, понимает, что ее пытаются облапошить, однако как доказать это, и что с этим делать, она не знает, и тут... Она начинает плакать.

Красивейшая девушка, не знающая что такое фотоаппарат в руках белого фотографа, который только что надул ее аж на 5 центов, плачет, стоя посреди деревни, и не знает, что делать.

4.


5.


Я считаю, что каждый человек, который пытается провернуть подобный финт в эфиопских племенах (а я видела это не раз, но, увы, не всегда могла пресечь или вовремя заметить) заслуживает какого-то ужасного наказания небес. Каждый раз, когда я думаю об этих людях, меня бросает в дрожь. Если вы попадаете в места, где вы самый сильный, смелый "белый человек" (все это очень относительно, конечно, но вы можете так думать), пожалуйста, не будьте мудаками, иначе мне когда-нибудь придется кому-нибудь дать в рожу.

6.


И да, я буду благодарна за перепост.


Африка, Эфиопия, Южная Эфиопия, Дассенеч, Омо, фоторепортаж, фото

Previous post Next post
Up