Дабы немного разбавить серию моих эфиопских рассказов, хочу вернуться к чему-то возвышенному и элегантному, а именно - еврейскому кварталу Марэ (Le Marais) в Париже. В тот день шел дождь, было хмурое небо и холодно, а потому традиционные ашкеназские пирожки с рыбой и горячий чай были особенно вкусны.
Прогулка по Марэ стала одним из самых ярких и положительных впечатлений от Парижа - как каждый израильтянин, я также не смогла устоять, и уехав от одних евреев, сразу же пошла к другим :)
Зарисовка из дня еврейского квартала в Париже - под катом.
1.
С 13 века в Марэ проживает еврейская община, и, несмотря на многочисленные изгнания и Вторую мировую, до сегодняшнего дня этот богемный, старый квартал пропитан духом "маме лошн" и кошерных ресторанов. В самом начале здесь поселились сефарды, позже, во время Французской революции, сюда приехали ортодоксальные евреи из Эльзаса и Восточной Европы. Сегодня Марэ является крупнейшей еврейской общиной Европы: во Франции проживают около 800.000 евреев, и почти половина из них живет в Париже, в основном в еврейском квартале Марэ. На небольшой относительно площади сконцентрировано около пяти синагог, как ашкеназских, так и сефардских. В одну из сефардских синагог я и зашла в гости, попав в аккурат на утреннюю молитву шахарит.
Там меня встретил десяток мужчин и несколько женщин, с одной из которых я разговорилась на светские темы, пока нас не прервало дружное шшшшшш! мужской половины. По словам прихожанки синагоги, евреев, конечно, в Париже не хватает, но жить можно, миньян здесь собирается, атмосфера домашняя, Израиль - избранная Богом страна, но в Париже всяко привычнее.
2.
На углу в Марэ есть прекрасная кулинария, праздник для глаз ашкеназов - миллион видов штруделей, пироков, паштетов и т.д. И хотя цены там нельзя назвать низкими, в такой непогожий, холодный день эти штрудели стали "лучшим, что со мною было".
3.
Несмотря на вывеску "кошерный", заведение работает в субботу, что деликатно подчеркивает лояльность парижской общины к требованиям рынка.
4.
Как и все в Париже, мода французских ортодоксов - прекрасна. Различия между израильскими ортодоксами на первый взгляд едва уловимы, но дьявол ведь в деталях.
5.
6.
7.
В этом же квартале расположен
Музей еврейской истории и культуры. По сравнению с израильскими музеями аналогичной тематики, парижский музей может показаться не столь интересным, однако кое-что показалось мне заслуживающим внимания. Экспозиция музея построена в хронологическом порядке, в которой представлены иудаика и короткие рассказы о том, кто такие евреи (целевая аудитория: люди, которые не знают, что такое еврей, но хотят узнать, что такое брит-мила или хупа). Так вот, дойдя до зала истории 20 века, и пройдя стенд, посвященный делу Дрейфуса, я перешла к следующему стенду, будучи совершенно уверенной, чему именно он будет посвящен. Однако... следующий стенд был о разделе Палестины и независимости Израиля. Чего-то здесь не хватает, правда? Логика мне подсказывала, что пропустить тему Холокоста создатели музея пропустить случайно не могли, а потому должно быть какое-то объяснение. Нашлось оно очень быстро у первой же встретившейся мне в коридорах сотруднице музея.
- Современные французы очень чувствительны. Видеть в нашем музее стенд, посвященный Холокосту, будет им неприятно и отвратит их от музея. Поэтому мы решили не касаться этой деликатной темы, доставляющей страдания и неудобства французам. Кто хочет узнать что-либо о Холокосте - может пройти к мемориалу в 10 минутах отсюда.
Это квинтэссенция монолога, на который у молодой девушки-история ушел час. Ей было явно неудобно, то ли за французов, то ли за навязчивых израильтян, которые, приходя в музей, навязчиво цепляются за одну и ту же тему Холокоста.
- Понимаете, мы не сможем объяснить нашим детям, например, из чего сделано это мыло, или чьи это ботинки - у нас нет людей, которые согласились бы работать с такой экспозицией и рассказывать людям эти страшные вещи. Сюда приходят дети, они играют и смеются, зачем нам портить им настроение?
На фото ниже - указатель к мемориалу Шоа (мемориалу, посвященному жертвам Холокоста), заклеенный стикерами.
8.
9.
10.
А это - старинная ашкеназская синагога. Здесь как раз закончилась молитва, и толпа высыпала на улицу. Шабат шалом :)
11.