Если бы у нас было несколько жизней, их все стоило бы провести в Израиле и еще бы не хватило, настолько много в этой стране прекрасного, красивого и до сих пор мало изведанного. Как успеть все - не представляю, но попытаться стоит.
Очередное малоизвестное, но очень привлекательное, мы будем исследовать в пятницу, 19 ноября. Присоединиться приглашены все желающие, кто не страдает клаустрофобией, у кого нет аллергии на ладан, но обязательно присутствует здоровое чувство юмора, а также любовь к развалинам, раскопкам, мозаикам и красивым кадрам.
Прогуляться я предлагаю по двум отшельническим монастырям, а также небольшим городкам, расположенным чуть восточнее Иерусалима - Абу-Дису и Эль-Азарийе (Вифании). В них нас ждет сразу несколько арабо-христианских чудес, которые оставят неизгладимый след не только в вашей политической грамотности, но и душевном равновесии.
Первым делом мы посетим два не слишком известных широкой публике, однако поистине прекрасных монастыря - св. Эвфимия и св. Мартирия, некогда один из самых больших византийских монастырей Иудейской пустыни. Сегодня монастыри находятся практически в центре Маале Адумим, но раньше, раньше-то, в Византийский период, они были вполне себе отшельническими. Сегодня всю неделю оба монастыря закрыты, но мы в пятницу туда попадем.
Раскопки с 1982 по 1985 гг. на территории монастыря проводил Ицхак Маген, а в 2001 году копал Барух Юзефовский.
(с) красивейшее фото монастырской мозаики
levrrr И таких мозаик там десятки. Прекрасно подходит для таких же фанатов этого крафта, как я. Долго рассказывать о монастыре в анонсном посте не хочется, дабы не сбивать интерес и не удлинять и без того огромный пост, мы все узнаем на месте от непосредственных участников событий. Шутка :)
Монастырь Эвфимия, основанный в пятом веке, не менее прекрасен, более того, именно в нем находится гигантская цистерна для хранения воды. А также мозаики, арки, развалины, раскопки, колонны и все то, что так пленяет умы современников, а когда-то пленяло сердца монахов-отшельников.
В общем, пока из этих двух прекрасных мест не сделали центры паломничества туристов и иже с ними, и есть возможность в тишине и спокойствии пофотографировать мозаики, развалины, глубочайшие цистерны с водой и без, надо этим пользоваться.
После отшельнических монастырей, мы направимся в лоно цивилизации, а именно, в близлежащую деревню эль-Азарийе, она же Вифания. Там нам передаст горячий привет тот самый знаменитый Святой Лазарь, которого Иисус вернул к жизни.
В деревне находится церковь Святого Лазаря, его же могила, по преданию, на месте которой раньше располагалась церковь, в которой стоял камень, которым была завалена пещера, в которой был похоронен Иисус (фух!), а также глубочайший колодец и отдельный экспонат - самый старый дом в деревне.
В ходе нашей прогулки мы узнаем, сколько стоит забраться в крохотную могилку-склеп святого, и даже туда заберемся. Бросим пару монеток в колодец, посетим дом, где жили сестры Лазаря Марта и Мария и просто проведем пару часов в деревне, которую так любил Христос.
А когда с высокодуховными нюансами будет покончено, мы направимся в Абу-Дис, где будем фотографировать самые крутые граффити на 15-метровой бетонной стене безопасности, увидим самый большой флаг Палестинской автономии и попробуем сыграть с местной коммандой в футбол.
Историки сходятся во мнении, что именно эта древняя Вифания была знаменита своими богадельнями и приютами для больных. Существует также намек на связь между Вифанией и уходом за больными в Евангелии: Марк рассказывает о доме Симона, болевшего проказой и жившего в Вифании (от Марка, 14:3-10), Иисус также получил известие о больном Лазаре из Вифании (Иоанн 11:1 - 12:11).
1859 год
Согласно Храмовому Свитку, найденному в пещере Кумрана, к Востоку от Иерусалима располагалось три места для ухода за больными, в том числе прокаженными. В тексте свитка также говорится, что (как минимум) в радиусе трех тысяч локтей (около 1800 метров) в окрестностях города, не должно быть ничего нечистого (XLVI :13-18). Так как Вифания была расположена, согласно тому же Иоанну, более чем в 15 стадиях (1720 метров) от Святого города, уход за больными в этом месте соответствовал требованиям Храмового Свитка.
Поскольку Вифания лежала вне поля зрения Храмовой горы, это делало ее идеальным местом для ухода за прокаженными.
1903 год
Около церкви расположена прекрасная мечеть, несмотря на то, что здание ее относительно новое, построена она, как водится на обломках и останках религиозного сооружения двенадцатого века и также заслуживает всяческого внимания и посещения.
А теперь немного романтики: Выражение "Лазаря петь" возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал у ворот богача и рад был бы насытиться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошло выражение «петь Лазаря», употребляемое в значении жаловаться на судьбу, притворяться несчастным, бедняком.
Для освежения памяти воспроизвожу отрывок из Достоевского по оригиналу: "Этому тоже надо Лазаря петь, - думал он, бледнея и с постукивающим сердцем, - и натуральнее петь. Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно ничего не петь! Нет, усиленно было бы опять ненатурально... Ну, да там как обернется... посмотрим... сейчас... хорошо иль не хорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!.."
Познакомившись с житием Лазаря и сотоварищи, мы прогуляемся по узким романтичным улочкам деревни, на которых встречаются не только люди, но и кони, кури и даже бараны, позаглядываем во дворики, пообщаемся с доброжелательными прохожими и поищем что-нибудь необычное.
Насытившись пищей духовной и при наличии времени, при наличии свободного времени и сил, мы направимся в Абу-Дис, прославившемся в свое время своей претензией на новую столицу "будущего палестинского государства", душеспасением мы заниматься не будем, а посвятим время прямопротивоположному - будем рассматривать, фотографировать и фотографироваться на фоне знаменитых абудисских граффити, которые занимают, пожалуй, почетное третье место по своей красоте и размаху после Рамалльских и Вифлеемских. Но поскольку ни в Рамалле, ни в Вифлееме мы организованно в ближайшие недели гулять не будем, думаю, абудисская замена придется как раз кстати всем, кому понравились жалкие по сравнению с рисунками на 15-метровых стенах, граффити в Абуде.
Стена безопасности, разделившая Абу-Дис, по-настоящему внушает. На против нее находится футбольное поле над которым гордо растянут самый большой палестинский флаг. Столица же, в самом деле.
Граффити на стене постоянно обновляются, поэтому что мы увидим - будет настоящим сюрпризом.
Может быть так:
А может и так:
Также в Абу-Дисе находится самый большой в ПА университет, который, к сожалению, по пятницам закрыт, а сам город, сродни Тель-Авиву, кипит и бурлит - флажки ФАТХа, портреты Баргути во всех ракурсах, огромные торжественные центральные ворота, в общем, колорита месту не занимать.
Итак:
Что: поездка в отшельнические монастыри св.Евфимия и св.Мартирия и Вифанию, а также немного экшена и граффити на сером бетоне
Когда: пятница, 19 ноября
Стоимость: 50 шекелей
Место встречи и точное время будет уточнено и вывешено отдельным постом на следующей неделе
Продолжительность: с 9 утра до, примерно, 15-16 дня.
Что иметь с собой:
- воду
- перекус
- камеры, штативы и т.д. по желанию, но highly recommended
- 13 шекелей за вход на территорию раскопок
- тремпы постараемся всем найти
Я притащу с собой кучу всяких красивых копий гравюр прошлого-позапрошлого века с видами Вифании и монастырей, старых фотографий, а может, и целый фотоальбом, если поможете нести :)
Еще будем варить кофе и общаться о жизни. По домам разъедемся, думаю, часам к 15-16.
N.B. все места, которые мы планируем посетить, находятся на территориях класса С и В и полностью разрешены для посещения израильтянами. В то же время они продолжают оставаться арабскими деревнями по дороге к которым и внутри которых, теоретически, может произойти что угодно, поэтому помните о собственной ответственности.
Запись в комментах или по телефону: 054-5757698. Инна