Шхем, Гризим и Эйваль

Apr 30, 2009 11:27

День независимости мы c Сармой провели независимо от парка Ган Леуми, съездив в Самарию. Уместить все в один пост нет ни времени, ни возможности, поэтому сейчас о Шхеме и горах Гризим и Эйваль, а остальное позже.

На работе ежедневно я ставлю в новости фотографии Шхема (редко ночи в том районе проходят для ЦАХАЛа спокойно), причем вид на город всегда классически-стандартный - чувствуется, что фотографы снимают с одной и той же точки. Не прошло и года, как я сама сфотографировала Шхем с идеальной обзорной площадки.
Вообще, главный рассадник палестинского терроризма в Израиле сверху выглядит вполне пристойно. Кое-где можно заметить розовые и зеленые купола мечетей, там-сям проскакивают вполне себе современные здания, и вообще, чувствуется, что дела у Шхема идут хорошо - почти мегаполис растет и ширится. Несмотря на полное отсутствие хоть каких-нибудь зеленых насаждений, лагерь беженцев, примыкающий к Шхему (на фото внизу) смотрится более чем симпатично. Плотная городская застройка явно указывает на то, что его жители а) не собираются покидать насиженные места, б) чувствуют себя вполне комфортно по сравнению с другими палестинскими анклавами.

Естественно, в Шхеме отсутствуют какие-либо неисламские релегиозные институты. Увы, в городе, полностью перешедшем под контроль палестинской администрации, расположена могила Йосефа, доступ к которой для евреев... ну, практически невозможен. Ездят туда раз в месяц ночью на бронированных автобусах в сопровождении колонны ЦАХАЛа, записываясь в очередь за пол года до поездки. Еще я знаю нескольких ребят-поселенцев, которые ходят к кевер Йосеф самостоятельно, но это игра с огнем, играть в которую хотят и могут единицы.

В общем, Шхем, который политкорректные западные СМИ называют Наблусом, для евреев доступен только с обзорной панорамы.




Смотрят на Шхем с вершины горы Гризим (она же в еврейской традиции - гора Браха, то есть гора Благословения). На этой горе расположено еврейское поселение Браха и проживает самаритянская община в деревне Кирьят-Луза. Подробно о визите к самаритянам напишу в следующем посте.

На втором фото - гора, расположенная напротив горы Гризим - Эйваль. Шхем лежит внизу между двумя горами. Эти две горы являются одними из самых знаковых в еврейской истории и самыми высокими в Самарии. С ними связано одно из первых действий, которое совершил еврейский народ, войдя в Святую Землю пару тысяч лет назад.

После того, как народ Израиля перешел реку Иордан и вошел в Святую Землю, 12 колен, сынов Яакова, должны были разделиться и построить два жертвенника на горах Гризим (она же Браха) и Эйваль. С первой горы должно было прочесть все заповеди и благословить их соблюдающих, со второй - проклясть отступающих от законов Торы. Сейчас на горе Эйваль все еще можно найти останки жертвенника Йешуа Бин-Нуна.

Вот что написано об этом в самой Торе:

"И повелел Моше народу своему в тот день, говоря: эти будут стоять и благословлять народ на горе Гризим, когда перейдете вы через Иордан: Шимон, и Леви, и Йегуда, и Исахар, и Йосеф, и Биньямин. А эти должны будут стоять и проклинать на горе Эйваль: Реувен, Гад, и Ашер, и Звулун и Дан, и Нафтали". (Книга Дварим (Второзаконие), глава Ки таво, 27:11-29:8)

А вот цитата из книги Йеошуа Бин-Нуна (Иисус Навин), который перевел евреев через Иордан.

"Тогда устроил Йеошуа жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе Эйваль, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, согласно написанному в книге Закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу, и совершили жертвы мирные. И написал Йеошуа там на камнях список с закона Моисеева, который написал он пред сынами Израилевыми. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришелецы, так и коренные жители - одна половина напротив горы Гризим, а другая  напротив горы Эйвалъ, - как прежде повелел Моисей, раб Господень,благословлять народ Израилев.И потом прочитав Йеошуа все слова закона, благословение и проклятие, как написанов книге закона; Из всего, что Моисей заповедал Йеошуа, не было ни одного слова, которого Йеошуа не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них". (Книга Йеошуа, 8,30-35)



Чья-то добрая душа когда-то давно принесла туда стул, на котором так удобно смотреть на потрясающей красоты панораму, открывающуюся со смотровой площадки, на Шхем (да, сомнительной красоты место :) и горы Шомрона.





Несмотря на тяжелейшие условия жизни, угнетенное палестинское население изыскивает возможности для разнообразных архитектурных излишеств.



Как подсказывает isinda_bubuev, строение с розовыми куполами все же доказывает наличие в Шхеме альтернативного мышления, ибо это церковь Колодец Яакова (Бир Якуб), известная также как Источник Яакова или Шхемский Колодец).



Горы Шомрона.



С Днем Независимости Государства Израиль, дорогой, любимый Шхем!


Самария, Израиль, Шхем, фото

Previous post Next post
Up