Операция "Согласие"

Aug 06, 2016 16:25

Ленд-лиз (от англ. lend давать взаймы и lease сдавать в аренду, внаём) государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства (поставки лекарств в СССР с 1942г. составляли от 50 до 80% потребностей Красной Армии), стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Закон о ленд-лизе, полное название "Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов", англ. An Act to Promote the Defense of the United States, был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года.

После нападения нацистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года, В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ, к ленд-лизу присоединили СССР (американцы присоединили, сами, не дожидаясь покуда усатый вождь расчехлится что ему нужно, без каких-либо соглашений и подписанных протоколов, это так называемый пре-ленд-лиз для СССР, который существовал с 22 июня по 30 сентября 1941 года).
[Spoiler (click to open)]
Обращайте внимание на ДАТЫ. По этому пре-ленд-лизу через несколько недель после нападения на СССР, из США в направление Исландии вышел караван из шести судов (прикиньте необходимое время на то, чтобы определиться с необходимым в первую очередь, собрать эту самую помощь и погрузить её на пароходы). Данный конвой, который получил название "Дервиш" (его ещё называют PQ 0, ноль йопта) вышел из исландского порта Хвалфьордура (исл. Hvalfjörður) 21 августа 1941, и 31 августа 1941 года прибыл в Архангельск. После завершения так называемого пре-ленд-лиза, наступил 1 этап ленд-лиза с 1 октября 1941 по 30 июня 1942, протокол о поставках которого был подписан 7 октября 1941, да-да, этап начался с первого октября, а ПЕРВЫЙ документ подписали только СЕДЬМОГО ОКТЯБРЯ 1941. Для сведения: PQ 1 вышел из Хвалфьордура, Исландия 29 сентября 1941 года со стратегическими грузами (алюминий, каучук и медь) и военной техникой из США, Канады и Великобритании и 11 октября 1941 года прибыл без потерь в Архангельск.

Пока определялись с размерами помощи и номенклатурой необходимого, встал вопрос о путях доставки этой самой помощи. Через Арктику путь самый короткий, но и опасный из-за действий Kriegsmarine. Из западного побережья США через Владивосток и далее по железной дороге слишком долгий, а в последствии и опасный из-за вступления в войну Японии. Нужен был ещё один путь и его нашли - через Иран, где очень кстати, прямо в аккурат к ВМВ построили трансиранскую железную дорогу. Дорогу, которую строили американцы, немцы и датчане открыли 26 августа 1938 г.

Согласно официальной версии, усатый Вождь на пару с безусым Черчиллем обратились к усатому иранскому шаху Реза Пехлеви с предложением предоставить территорию его страны под транзит военных грузов, отдать во временное пользование нефтяные скважины, выгнать из страны всех немцев и ихних союзников, а самому сидеть тихо и не отсвечивать.


Иранский шах в ответ на такое заманчивое предложение заявил, что Иран нейтральная страна и послал обоих лидеров нахер. Ну как знаешь, обиделись лидеры, и 25 августа 1941 года с двух сторон (СССР с севера, а Соединённое Королевство с юга) ввели войска в Иран, который полностью оккупировали к 17 сентября 1941 года. Данная операция получила название Countenance, что переводится как сочувственный взгляд, но наши перевели как "Согласие" бугага. Граница зон советской и британской оккупации пролегала приблизительно по линии Тегерана. Обратите внимание, войска Вермахта во всю стремятся к Москве, ещё не определились с необходимой помощью, ещё не подписан ни один протокол, а СССР полез персов воевать. Расстроенный шах, был отправлен из Ирана в изгнании, где и помер в 1944 году, в возрасте 66 лет.


Обстановка на западном фронте на 25 августа 1941 года

А оккупировавшие Персию Союзники развили кипучую деятельность - захватили все нефтяные скважины (СССР северные месторождения - а вы думали откуда бензин с солярой в таком количестве? а Соединённое Королевство южные - которые в Персидском заливе), увеличили пропускную способность железной дороги (к началу оккупации способность ж/д была - один состав в сутки, а к сентябрю 1943 года за счет импорта новых локомотивов, вагонов и более квалифицированных специалистов, пропускная способность достигла 5400 тонн в сутки, это около 10 ж/д составов, а в 1944 году около 6489 тонн в сутки), построили заводы по сборке самолётов в Абадане, по сборке автомобилей Дженерал Моторс в Андимешке и в Хоррамшаре (только на Иранских заводах собрано 184112 автомобилей, которые поставлены в СССР), построили кучу дорог, расширили причалы и т.д.

Вот основные маршруты поставок из Иранских и Иракских (да-да Иракских) портов в Персидском заливе в СССР. Красным отмечена ж/д дорога.



Ну и для подытожить. Всего по ленд-лизу СССР получила помощи на 10,982 миллиарда тех ещё старых долларов. По северному пути было поставлено 23% всей помощи, по персидскому коридору 27%, остальные 50% через дальний восток.


БМ-13Н на шасси Studebaker US6 (с опущенными бронеплитами защиты от выхлопа) в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве



RSD-1 (ДА) - тепловоз типа 3о-3о и мощностью 1000 л. с., выпускавшийся фирмой American Locomotive Company (АЛКО) с 1942 по 1946 год. RSD-1 был разработан по требованию Транспортного корпуса США и конструктивно является шестиосной версией тепловоза RS-1. Изначально строились для Ирана, позже значительная партия (по советским данным - 70, из них 2 утонули в пути) этих тепловозов поступила в Советский Союз, где им присвоили обозначение ДА (дизельный локомотив компании АЛКО, изначально ДА20). В 1947 год в СССР начался выпуск тепловозов серии ТЭ1, которые являлись копией тепловозов ДА.

Соединённое Королевство, Иран, СССР, войны, США

Previous post Next post
Up