Алтай. Часть 2,5 - Долина Катуни

Sep 05, 2011 13:42

Продолжаю рассказ, начатый во второй части.
Куюс остается позади, едем по горной степи. Дорога начинает становиться хуже, легки каменный триальчик, солнце садится и надо уже немного поторапливаться.



Катунский водопад. Он не большой, но многоступенчатый. Начинается где-то высоко в горах. Составляют его две речки - Алес и Бельтекуюк. Явного впадения в Катунь нету. Просто вода уходит под камни, и где-то внизу уже просачивается в мутные воды Катуни.



Поднимаемся вверх по старой лесовозной дороге, давно заброшенной, чтобы увидеть ещё несколько каскадов.



Речка узкая, но назвать её ручьем язык не поворачивается. Уж очень мощный и бурный поток.





Закат на Катуни. Последние лучики солнца этого дня, и всё начинает приобретать темные оттенки.



Самое время, чтобы внимательно рассмотреть петроглифы. Неподалеку от водопада были найдены петроглифы. Несколько сотен (или тысяч???) наскальных рисунков. Точно не помню, но есть осознанная мысль, что петроглифы ТАМ повсюду.



До поры до времени, это место отмечалось на всех алтайских путеводителях. Народ приезжал разный: кто-то проникнуться остатками тюркского наследия, а кто-то с корыстной целью. Основная часть наскальных рисунков нанесена в небольшом гроте на практически гладкой каменной стене со "скальным загаром". Что дало скале столь явный черный окрас для меня не совсем понятно - то ли дело в том, что тысячелетиями солнце выжигало гладкую поверхность, то ли в том, что здесь было нечто вроде алтаря, и постоянно горел огонь, закаливший камень.

Тип, сюжет и способ нанесения рисунков очень сильно отличается от известных многим онежских и беломорских петроглифов. Здесь изображены полноценные сюжеты из жизни с акцентом на животный мир: архары (дикие горные бараны, которые сейчас ушли высоко в горы, подальше от людей), маралы (тюркский аналог северных оленей), лоси, медведи, орлы и многие другие представители животного мира. Не обошли стороной предки современных алтайцев и бытовые сцены, как, например, на фото ниже изображен шаман у жертвенника. Это один из центральных рисунков композиции. Также можно проследить и разные способы нанесения рисунка - от выдалбливания камнем о камень, до вырезания рисунка более твердым и острым предметом, нежели камень. Несложно догадаться, что рисунки отличаются не только по стилистике, но и по временному промежутку, скорее всего эпох и тысячелетий.



Вообще, можно было бы написать отдельный пост об алтайских петроглифах, и, наверное, я так и сделаю. Но сейчас хочется с акцентироваться на другом. Петроглифы разрушаются с очень высокой скоростью. Скальный загар сыграл дурную шутку - камень стал очень хрупким. Помимо самой природы, воздействие которой на древнее наследие никак нельзя остановить, есть очень много не чистых на руку людей. Кто-то откалывает себе на память кусочки петроглифов. А кто-то откалывает целые куски продает их потом на зарубежных аукционах за очень большие деньги. Это вопиющие случаи, после которых у петроглифов появились хранители - это местные егеря и охотники, а также, учительница из Горно-Алтайска, которая приезжает сюда, проводит экскурсии и присматривает за рисунками.

Ниже пример скола. По некоторым краям его видны следы инструментов.



Нам удалось расположить к себе хранительницу и завоевать её доверие своими расспросами и неподдельным интересом… А также рассказами о далеких петроглифах "северных озер и морей". Она показала нам то, что обычно не показывает, во избежание разрушения и разорения. Древний жертвенник. С виду, со стороны, ничем не примечательный камень. Но если подойти поближе и присмотреться, то все станет понятным. А я немного поясню. Слева - темный участок камня с загаром, ниже которого просматривается площадка - это жертвенное ложе. Тут, туши жертвенных архаров (а возможно, не только животных) ритуально сжигались. Чуть выше и правее - жертвенная чаша. На этой фотографии она не очень явно просматривается, хотя внимательный глаз заметит, поэтому смотрите ещё одно фото ниже.



Жертвенная чаша. Сюда спускалась жертвенная кровь. Отсюда же её потом пили. Мы попробовали опустить в неё руку и достать до дна. Глубина около полуметра.



Пока мы разглядывали и изучали древнюю древность, к нам стал подбираться в своем любопытстве табун диких лошадей.



Первая побежала с ними знакомится Риза. На фотографиях с лошадьми её нет, к сожалению. Но очень забавные картины были :) Лошади тоже решили познакомиться!



После чего, собачка, поджав хвост, спряталась за нас и больше не пыталась познакомиться :) Лошади же наоборот, очень заинтересовались нами.



Ничего не получив от нас вкусненького, за неимением, пришлось им в расстроенных чувствах покинуть нас. Или нам их….



Темнеет тут очень быстро. Место для ночевки нам любезно предоставил один из егерей, во избежание возможного конфликта с местными алтайцами, которые отлично видели как мы пропылили мимо Куюса.
Весь вечер и ночь на севере и северо-западе собиралось что-то невозможное. Но так и не пролилось.



Ночь, высоко, по алтайским меркам, в горах была, пожалуй, самой теплой за всю поездку. Температура не опускалась, по ощущениям, ниже 10 градусов.



Утреннее солнышко очень быстро разогнало ночную непогоду.





Открыв изумительные виды на Катунь, в которой мы не преминули искупаться :)



Прямо рядом с палатками произошло невозможное…. Нет, нет….так не бывает! Целая поляна эдельвейсов!





Пока мой экипаж просыпался и приходил в себя, меня пригласил егерь попить чаю и поговорить. Настроение было у него приподнятое. Ещё бы! Этой ночью у него родился внук. С таким настроением он поведал мне много интересного. Далее я просто приведу то, что услышал от первого лица.

В долине Катуни находили раньше и продолжают находить множество стоянок гуннов. Эта земля древняя и через нее проходило множество народов в своем движении на запад - гунны, монголы и остальные тюркские племена.
Поселок Улаган очень древний. Среди воевод Чингизхана было двое из Улагана. Так что воинственность улаганцев в крови, они хорошо помнят свою историю и свято чтят своих предков. Здорово, что остались до сих пор такие народности, как алтайцы, генетическая память которых не была уничтожена!
В горах очень много беглого люда. Есть те, кого разыскивает закон, есть те, кому не по нраву нынешняя власти, и они ушли в горы. В горах можно спрятаться, они примут, хотя и тяжело будет. Вот например, в Куюсе живет мужчина, который 2 года назад спустился с гор, а до этого семь лет прожил в бегах в горах. Его разыскивали и милиция и омон, очень опасный преступник, много людей убил. А через семь лет дело закрыли за давностью и он вернулся. Сейчас спокойно живет среди людей.
Егерь показал мне ещё две местные достопримечательности. На фотографии ниже, прямо в центре видно четкие грани пирамиды. Местные гордо говорят: "А у нас тут тоже египетская пирамида есть!" А левее видно профиль лица лежащей девушки. С ней связана легенда, которую я, к сожалению, забыл…



На том мы попрощались с гостеприимным хозяином и отправились обратно к Чуйскому тракту. Хотя изначально планировали выехать на тракт в районе Онгудая, переправившись через Катунь по Ороктойскому мосту, у которого целая композиция огромных черных камней.



Но дорога, которая на вех генштабовских картах есть, приводит фактически к стене, от которой уже идут конные тропы. Мы ещё раз насладились видами чёрных камней Катуни, и отправились обратно к Усть-Семе.



По-прежнему делая многочисленные фото-остановки.





Такой запомнилась долина Катуни.
Надеюсь, Вам понравилось!

Продолжение следует… В следующей части туристический и не очень Чуйский тракт.

2011, Россия, лето, Алтай

Previous post Next post
Up