Армянская авиакомпания Armavia, стартовый заказчик нового российского лайнера Superjet, рассчитывает получить первую машину в феврале-марте этого года. Несмотря на непростую ношу первопроходца, опасений по поводу качества нового самолета у авиакомпании нет. Президент Armavia Михаил Багдасаров обещает сам полететь на первом рейсе этого самолета и напоминает, что руководителем проекта по созданию Superjet является его земляк Михаил Погосян. О том, какие надежды Armavia возлагает на новый лайнер, корреспонденту РБК daily СЕРГЕЮ СТАРИКОВУ рассказал МИХАИЛ БАГДАСАРОВ.
- Михаил Иванович, когда Armavia получит самолеты Superjet? Вы уже определили маршрутную сеть? Я правильно понимаю, что пока эти самолеты могут эксплуатироваться только в странах,
где признается сертификация МАК?
- Первый Superjet мы планируем ввести в эксплуатацию в феврале-марте 2011 года. Его первый рейс состоится в эти сроки. Точную дату по понятным соображениям сообщить пока не могу. Планы были несколько иными, но произошла задержка с получением сертификата для первого серийного самолета этого типа. В настоящее время идет подготовка летчиков и технического персонала. Летчики продолжают обучение в итальянской компании Alenia Aeronautica (итальянская авиастроительная корпорация. - РБК daily), работающей совместно с корпорацией «Сухой». В будущем Superjet станут эксплуатировать не только на московском направлении, но и на всех 22 российских маршрутах нашей сети. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга мы летаем в Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Новосибирск и др. Но первый самолет будет летать между Ереваном, Москвой и Санкт-Петербургом.
- Не боитесь, что что-то может случиться, ведь самолет еще не перевозил пассажиров?
- Ничего не произойдет, если все подготовить и продумать… Мы понимаем, что первым заказчикам всегда тяжело, но у нас есть возможность требовать от производителя то, что не могут позволить себе последующие покупатели. В российском обществе под воздействием СМИ, к сожалению, сложилось определенное негативное отношение к своим авиационным производителям, прежде всего гражданских самолетов, и если оно не поменяется, то такая промышленность скоро станет никому не нужной. Что касается условий контракта, в связи с задержкой в его исполнении они меняются в лучшую сторону для Armavia. Хотел бы в связи с этим сказать, что в последние годы подход к делу в компании ГСС («Гражданские самолеты Сухого». - РБК daily) серьезно изменился. Ранее это была компания, явно не внушавшая доверия. По этой причине мы долгое время отказывались от самолета Superjet. Сейчас ГСС мало чем отличается от европейских разработчиков и производителей, и, как покупатели самолетов, мы это почувствовали и стали доверять им. У нас есть вера и в то, что благодаря этому проекту российское самолетостроение возродится. Что касается критики проекта в СМИ, как представляется, нам лучше, чтобы его критиковали. Только в этом случае производитель ответственно подойдет к своему продукту.
- Кстати, готовы ли пилоты, ведь до сих пор тренажера на этот самолет нет? Насколько аэропорты Шереметьево и Звартноц готовы к обслуживанию этого типа воздушных судов?
- SSJ в авионике не новый. Он является продолжением семейства самолетов Airbus, которые мы активно эксплуатируем. Поэтому достаточно нескольких часов подготовки - и пилоты смогут отлично управлять этим лайнером. Я надеюсь также на то, что создаваемая нами в Ереване техническая база будет использоваться не только нами, но и другими перевозчиками, которые будут эксплуатировать Superjet.
- А если пассажиры не захотят лететь на новом самолете? Или наоборот: есть ли повышенный интерес к первому рейсу?
- Пассажиры еще не знают, какой рейс из пяти ежедневных в Москву совершит Superjet. Сейчас в расписании стоят только A319. За месяц до полета мы не можем вносить в системы бронирования название самолета, информация об этом появится за несколько дней до вылета. Если пассажир не захочет на нем лететь, в чем я сомневаюсь, мы без проблем поможем поменять ему рейс и тип самолета. Я не боюсь, что на рейсе, где будет стоять SSJ, произойдет спад пассажиропотока. Думаю, процесс будет обратным. Армения находится в некой географической изоляции, и к нам никак, кроме самолета, не доберешься. Многие жители привыкли пользоваться услугами авиакомпаний. Они верят и в надежность наших самолетов, и в профессионализм летчиков Armavia. Сам я тоже полечу первым рейсом.
- А вы уже летали на SSJ?
- Еще нет, самолет не прошел сертификацию, и мы не можем нарушать правила. Самолет SSJ проходил два месяца испытаний в Армении, причем в жаркое время года и в условиях высокогорья. Мы даже были приятно удивлены, что самолет показал себя так хорошо.
- Технические данные самолета несколько отличаются от того, что декларировалось ранее. Как вы решаете с производителем данную проблему?
- Практически все характеристики Superjet соответствуют ранее заявленным, кроме 2 т утяжеления. Я не думаю, что это проблема для самолета. Несмотря на это, он способен конкурировать с любыми самолетами этого класса! Но есть надежда, что спустя время мы сможем поменять самолет на тот, который будет соответствовать всем параметрам. Пусть это будет через год или два. Пока мы об этом не думаем.
- А что делать с этим самолетом ГСС?
- Этот самолет можно и в музей поставить… Не забывайте, что это самолет номер один.
- Во сколько вы оценили задержку с поставками этого лайнера?
- Ведутся переговоры. Пока ничего нового сказать не могу.
- Какова стратегия развития парка воздушных судов Armavia?
- Сейчас у нас контракт на пять самолетов SSJ. Как вы понимаете, точно о сроках их поставки говорить преждевременно. Будем эксплуатировать еще два региональных CRJ 200. Сейчас окончательно выкупаем один из находящихся у нас в эксплуатации А320, а также планируем купить Boeing 777 и летать на нем в Бангкок и Лос-Анджелес. Как вы видите, ведем переговоры и о выходе на американский рынок. Сейчас быстро растут такие рынки, как Китай и Индия. Всего к 2014 году планируем эксплуатировать уже 30 самолетов.
- Ан-148 смотрели?
- Этот самолет тоже оставляет приятное впечатление, но есть моменты, которые вызывают вопросы. В отличие от SSJ его выпускает завод, не производящий военную продукцию. Запчасти к Ан-148 не производятся известными мировыми компаниями, как для Superjet, на нем установлены детали и комплектующие, которые не соответствуют пока международным стандартам. Российской промышленности надо время, чтобы Ан-148 стал признаваемым во всем мире самолетом.
- Какова средняя загрузка на рейсах, доля транзитных пассажиров?
- Сейчас у нас транзитные перевозки активно развиваются и доля транзитных пассажиров ежегодно увеличивается. Дальнейший прогресс и надежды мы связываем с переходом к системе бронирования Amadeus. Помимо этого нам надо соединить Дубай, Бахрейн, Израиль, Кипр с Украиной и Россией. Благодаря транзитным пассажирам из России, Грузии и Ирана будем заполнять американский рейс, полеты в Рим и Дели.
- Как строятся отношения с бывшим акционером - «Сибирью», они вас консультируют по проектам?
- С Филевыми видимся на совещаниях, а совместных проектов нет и компании не имеют ничего общего. Даже код-шер отсутствует.
- Планируете вступать в авиационный альянс?
- Планируем, у нас есть предложения, которые мы рассматриваем. добавил
rvk. добавлено на сайте
sdelanounas.ru