sd3

Курьяновская станция аэрации

Mar 25, 2015 20:41

Или Курьяновские очистные сооружения

Провел я Всемирный День воды неделю назад на Курьяновской станции вместе с Юлей и Виталием, а ещё блогерами, журналистами и жителями окрестных районов. Организовало для нас экскурсию сообщество mosblog, а попали мы туда по этому приглашению.

Хотел я написать отчёт об экскурсии, полез смотреть, что люди пишут. И понял, что всё уже написано до меня, да причём так хорошо, как мне и не снилось. Поэтому я лучше не буду про это писать, а буквально на одном вздохе немного расскажу об истории московских нечистот и потом фоточки.





Курьяновскую очистную станцию спроектировали во второй половине 30-х годов XX века в рамках расширения и реконструкции канализации Москвы - в это время как раз была введена в эксплуатацию Люблинская станция аэрации (в 1938 году). Однако строительству курьяновской станции помешала война. Возобновили его только в 1947 году. В декабре 1950 года новые сооружения приняли первые кубические метры канализационной воды.



Курьяновская станция аэрации, фото конца прошлого века.
Прошу прощения за быдлокадр - снял его в музее Воды 7 лет назад

Если говорить об истории очистки сточных московских вод, то почти все предприятия, которые организовывались в городе, изначально тяготели во-первых к реке-Москве, а во вторых - к юго-западу Москвы. Тут, что и подтверждает своим течением река-Москва, - самое низкое место, сюда само всё стекает. Предшественницами Курьяновской станции аэрации были районные очистные станции Филевская, Закрестовская и Люблинская (самая большая), а первенцем стала Кожуховская станция аэрации, на которой впервые была внедрена технология аэрации, а также песколовки, аэротенки и метантенки. Она начала действовать в 1929 году (и до 1970 года) и располагалась на левом берегу реки-Москвы (теперь старицы), где потом появились более поздние производства ЗиЛа. (Кстати, про те самые сохранившиеся до нашего времени заросшие отвалы отстойников в Нагатинской пойме одни говорят, что это были золоотвалы ТЭЦ ЗиЛа, а другие, что - иловые карты Кожуховской станции аэрации.)



Люблинская станция аэрации.
Фото переснял в музее Воды



Кожуховская станция аэрофильтрации.
Фото украл с сайта Мосводоканала

Кожуховская станция ознаменовала собой прорыв в технологии очистки сточных вод. До неё использовалась технология статичных почвенных отстойников, которые требовали очень больших площадей. Так, в 1914 году были основаны Люберецкие поля фильтрации, а до них самым масштабным предприятием очистки сточных вод были Люблинские поля орошения, которые в годы малой нагрузки использовались также для выращивания сельскохозяйственных культур.



Люблинские поля орошения. Общий вид усадьбы.
Из Альбома фотографий зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. 1910-е годы



Люблинские поля орошения. Разводная и оросительные канавы.
Из Альбома фотографий зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. 1910-е годы

От Люблинской станции, построенной в 90-е года XIX века на месте обширного Чагинского болота, остались теперь только пара зданий в стиле модернЪ и названия улиц: Верхние и Нижние поля. Тогда же, в 1890-х, строилась первая московская канализационная сеть, которая отводила все сточные воды к станции перекачки, находившейся у Новоспасского моста по Саринскому проезду (где теперь музей Воды).



Главная канализационная насосная станция у Новоспасского моста.
Из Альбома фотографий зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. 1910-е годы

Отсюда нечистоты направлялись по Главному загородному каналу городской канализации, который шёл от Спасской (Крестьянской) заставы, вдоль Дубровского шоссе и далее по Перервинскому шоссе (современный Волгоградский просп.) до Сукина болота и Люблинских полей орошения. А до той поры все нечистоты вывозились золотарями за город в бочках - "Сохранилось множество живописных воспоминаний о лихих и зловонных ночных проездах ассенизаторов по улицам Москвы. Современник вспоминает, что Москва тогда, в особенности по ночам, была зловонным городом.", - либо же пускались ловкими домовладельцами во время дождей прямо по улице, что было конечно весьма и весьма круто.



Покровский канализационный обозный парк за Покровской заставой.
Из Альбома фотографий зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. 1910-е годы



Золотари.
Фото украл с сайта Мосводоканала

В ещё более старые времена значительная часть отходов сливалась в реку Неглинку, которая с конца XVIII века текла в специально возведённом для неё канале, однако уже в начале XIX столетия её пришлось закопать под землю из-за сильного запаха.

Вот тут об истории московской канализации написано более складно и в обратном порядке:
http://www.mosvodokanal.ru/about/history/sewerage.php

Отдельной темы конечно заслуживает местность с историческим названием Сукино болото, куда до строительства канализации золотари и свозили в большинстве городские нечистоты, а также прочий мусор. Сукино болото было основано в XVI веке землевладельцем Василием Борисовичем Сукиным (также основателем Тюмени), от фамилии которого и пошло название. Устроено оно было очень обширно и располагалось раньше на территории современных Текстильщиков, Печатников и Южнопортового района.

Непосредственно к этой местности прилегали скотные дворы и бойни, где в 80-х годах XIX века городские власти решили упорядочить скотобойное дело и стали сооружать комплекс Городских боен по самым современным тогда представлениям: "В результате за Покровской заставой всего за три года (к 1888 г.), благодаря городскому голове Николаю Алексееву, вырос грандиозный комплекс - не только бойни и скотопригонный двор, но и салотопенный, кожевенный, альбуминовый заводы. В то время они считались лучшими в Европе городскими скотобойнями." Бойня включала в себя: более 50 зданий, 3 завода, специальную водокачку, скотопригонную площадку, загонные дворы, железнодорожные пути, поля орошения на Сукином болоте, вблизи железнодорожной станции «Угрешская». Однако тут надо отметить, что Угрешская появилась несколько позже комплекса боен - в 1908 году, с окончанием строительства Московской Окружной железной дороги (и вот тот момент, когда я хитро подвёл дело к железной дороге и могу смело бросать тему аэрации!). Поначалу боенские поля орошения никак не оснастили. Лишь в 1901 году здесь была построена станция биологической очистки с непрерывно действующей системой фильтрации.



Станция биологической очистки сточных вод городских боен в местности Сукино болото, близ станции Угрешская.
Кстати, здание биологической очистки сохранилось и на него можно посмотреть,
если прогуляться по соединительной железнодорожной ветке от станции Угрешская к Южному порту

Московская газета «Столичная молва» от 7 января 1911 года так описывает эту местность:

"Выехав за Спасскую заставу, вы попадаете в своеобразный мир. Здесь царство отбросов. Унылая изрытая равнина с зараженной почвой, с отравленным воздухом. Даже в морозный день, когда валит хлопьями снег, вы стараетесь спрятать поглубже лицо в воротник, чтобы не слышать этого страшного запаха тления.
В царстве отбросов - царство человеческой предприимчивости. Разбросаны по зловонной равнине приземистые заводские здания, высятся красные трубы. Завод альбуминный, клееварный, утилизационный - заводы, перерабатывающие отбросы... В зловонной атмосфере кипит лихорадочная работа. Здесь же, при заводах, позабыв о свежем воздухе, живут люди, живут годами, с семьями..."

Есть в истории этого места и совершенно замечательный транспортно-инфраструктурный момент:
В 1914 году было принято решение об использовании трамвайного пути для вывоза отходов. В 1915-1916 годах к Сукиному болоту была проложена трамвайная линия (ответвление от Симоновской ветки у пороховых погребов), которая шла мимо станции Угрешская. К лету 1916 года прокладка путей завершилась и город стал осуществлять вывоз на трамвайной платформе сухих канализационных отходов.

-------------
Но возвращаясь к Курьяново. Нам показали технологическую цепочку очистки воды на примере только что реконструированного восточного блока второй очереди (Новокурьяновские очистные сооружения, построенные в 1970-е) станции - "НКОС-1".



Снял издалека старую водонапорную башню.
Это всё, что удалось снять из старых сооружений станции - их нам не показывали



Приёмно-распределительная камера №2. Самое зловонное место на станции - сюда сточные воды попадают из канализационных коллекторов города.
Раньше можно было наглядно увидеть, как распределяется поток входящих канализационных вод по каналам, но теперь, в борьбе за чистый воздух,
над всей камерой установили стеклянные перекрытия, как в парнике. Нам оставили форточку, чтоб мы понюхали и узнали жизнь



Здание механических решёток. Сюда нечистоты направляют из приёмной камеры для того, чтобы задержать самый крупный мусор:
часто в унитаз бросают драгоценные украшения, зотолые кольца и пр. ценные предметы - всё это здесь вылавливается и сохраняется



Выловленное выглядит аппетитнейше. Мусор потом прессуется и отправляется на полигон бытовых отходов



Конвейер поднимающихся из воды решёток с мусором. С них всё ссыпается на длинную ленту главного конвейера



Главный конвейер. Здесь, если долго стоять, обязательно найдёшь что-нибудь ценное.
Но нас к сожалению торопили соблюдать регламент

После решёток нечистоты уходят в песколовки, расположенные рядом. У нас был быстрый пресс-тур и нам их не показали. (Примечание: я всё время тщетно порывался убежать куда-нибудь от людей и сделать так, чтобы весь мир подождал - это продолжалось, пока меня не пригрозили снять с пресс-тура, поэтому теоретически я мог что-то пропустить. Но я буду считать, что не показывали.)



Затем сточные воды попадают в первичные радиальные отстойники со скребковым механизмом для удаления сырого осадка.
Тут осаждается взвесь более мелкая, чем песок. Тут они видны на заднем плане, потому что близко я их не снимал - мы их тоже быстро проехали.
Первичные отстойники замечательны здесь тем, что после реконструкции тоже заимели сверху перекрытия (плавающая конструкция), которые сдерживают дурной запах.
На этом кадре хорошо видны соскребатели ила, которые постоянно и медлительно вращаются в отстойниках как стрелки часов.
На переднем плане - открытые вторичные отстойники



Историческое фото. Праздничный салют в день окончания войны, видимый из-за Коломенского с территории Курьяновской станции



После первичных отстойников начинается этап биологической очистки



Нечистоты попадают в аэротенки, где при непрерывной подаче воздуха органика перерабатывается специальными бактериями (активным илом).
Ил без воздуха погибает, зато с воздухом очень быстро поедает все неприятные фекалии и даже размножается



Всё сказано задолго до того как я это даже увидел - и про бурление и про прочее



...



...



Такой кран способен поднимать над бурлящим илом до 15 человек разом



...



Аэротеночный автопортрет



Из аэротенков уже практически чистая вода вместе с илом попадает во вторичные радиальные отстойники со скребковым механизмом и илососами



Здесь отделяется оставшийся ил, который потом, если я правильно понял, частично утилизируется,
а частично отправляется в метантенки для производства биологического газа. Метантенков в нашей программе тоже не было

Кстати, я прочитал, что после известного случая блэкаута в Москве в 2005 году не только на метрополитене, но и на Курьяновской станции приняли меры к обеспечению автономности работы. Ибо тогда, при отключении электроэнергии всего на несколько часов, станции пришлось огромное количество нечистот просто сбросить в Москву-реку. И теперь на территории построена и функционирует мини-ТЭС, которая использует полученный из илового осадка в метантенках биогаз для выработки электроэнергии и обеспечивает до 50% основных энергетических потребностей станции.



...



В центре вторичного отстойника.
На этой штуке мы классно покатались. Там можно проводить часы и часы бесценного времени жизни



Туманность Лагуна



И наконец отводящий канал



Не так давно прямо над ним построили новый очистной блок - УФО.
Как нам рассказали, раньше пользовались хлорированием воды,
но отказались от такого способа очистки, так как хлор слишком вреден для живых организмов в реке.
Теперь используют облучение воды узким спектром ультрафиолета



...



Выглядит это прямо как в Халф-лайфе, но на мне не было костюма, и нечему было щёлкать



Флюоресцирующая при облучении вода

Дальше получается совершенно чистейшая водичка, которая сбрасывается в Москву-реку. Да, чуть не забыл. Мы с Юлей предпринимали замечательную прогулку вокруг станции ещё несколько лет назад. И на мосту над сливом пили чай. Я помню, там тёплая вода испарялась и пахла как... в ванной. Вот я забыл в этот раз спросить, откуда мыльный запах берётся. Историческая прогулка вокруг станции

Вот и всё, а потом мы вышли за ворота и оказались в удивительно уютных кварталах Курьяново.



Подъездной путь Курьяновской станции аэрации. Раньше он использовался при подвозе реагентов для обезвоживания осадка.
Теперь больше не нужен в производстве. Снять его изнутри, к сожалению, не позволил регламент мероприятия



Он же - в сторону станции аэрации



День был хороший, а в Курьянове немосковская атмосфера. Я сел на заборчик и свернул себе папироску.
И здесь я понял, что весь мир подождёт

----------
Ещё я хотел бы поделиться несколькими ссылками по теме.

Видео для юных аэраторов:
http://www.youtube.com/watch?v=MnMiHQ68EEA

(Кстати, чувак-репортёр очень мужественный и холоднокровный человек. Надо отдать ему должное. Ему повезло застать ещё незакрытую систему приёмной камеры, и первые кадры репортажа сняты оттуда. Он идёт без противогаза и что-то рассказывает как ни в чём не бывало, хотя именно в этом месте предательски легко лишиться чувств и свалиться за борт.)

Некоторые отчёты в сети, которые мне понравились. Не зря же искал.

Подробный доходчивый отчёт:
http://alex-avr2.livejournal.com/140121.html

Отчёт Темы Лебедева (о питерских очистных - такая же технология):
http://tema.livejournal.com/1536392.html

ТруЪ залаз:
http://korbi.livejournal.com/13361.html

Хочу выразить мою благодарность Мосводоканалу, его работникам, пресс-службе и сообществу mosblog.

Москва, Краеведение Москвы

Previous post Next post
Up