Побывал я на мероприятии грустном как сама жизнь. Именно так, потому что многие в этом не видят никакой грусти, а только начало новой жизни. Я говорю об остановившем своё производство историческом заводе Кристалл, который в ближайшие годы превратится в престижное жильё и офисные лофты. Такова чугунная тенденция современной московской жизни. Попал я на экскурсию вместе с молодыми и жадными до применения своих знаний и талантов дизайнерами. Судя по предварительным эскизам, из Кристалла хотят сделать что-то пышное и урбанистическое, но с сохранением исторических корпусов завода, что конечно радует. Даже, слышал, может быть оставят кусок железнодорожного пути для антуража.
Чтобы попасть на завод, я воспользовался любезным приглашением
evge_chesnokov. Выражаю благодарность за организацию мероприятия ему и сообществу
mosblog.
Ну вот, а побывав на заводе, я могу продолжить тему Таможенной ветви, о которой писал уже (
тут и
тут) и буду писать ещё.
Таможенная ветвь когда-то начиналась от Поста 5 км на Нижегородском ходу (это между платформами Серп и молот и Карачарово - место, увековеченное в названии главы бессмертной поэмы). В 2008 году в связи со строительством третьего главного пути Пост 5 км был уничтожен, а ветку замкнули с соединительной на станцию Андроновка Московской Окружной уже без примыкания к Нижегородскому ходу.
Я уже писал, что эту ветку по праву можно назвать старейшей из московских товарных веток - она начала обозначаться на картах Москвы с конца 70-х годов XIX века. Тогда она являлась тупиковым отростком от длинной соединительной ветви между Нижегородским и Петербуржским вокзалами (соединительная ветвь обходила стороной железнодорожные ремонтные мастерские - теперь станция Москва Товарная Курская) и вела к таможенным складам на высоком берегу Яузы, обозначавшимся на картах в те времена как Товарная станция Северного Общества. Позднее решено было устроить на этом месте винные склады. Открытие и освящение Казённого винного склада №1 состоялось 24 июня 1901. С этого момента берёт своё начало история завода Кристалл.
А соединительная ветвь впоследствии потеряла своё изначальное значение, обросла заводами, разомкнулась и полностью утонула в промзоне, став длинной и тупиковой. Сейчас на ней существует две станции: одна ближе к Нижегородской магистрали, вторая - у шоссе Энтузиастов, она называется Северный пост и в своё время обслуживала большую промзону во главе с прекратившим производство несколько раньше Кристалла металлургическим комбинатом Серп и молот. Проходя через Серп и молот, ветка пересекала Золоторожский вал, питала 101-й Центральный автомобильный ремонтный завод (а до войны - склады), там же овощебазу, а со стороны старинного Трамвайного ремонтного завода склады, потом переходила Волочаевскую улицу и попадала собственно на завод Кристалл.
Фотографии отрезка от Кристалла до Серпа я выкладывал год с небольшим назад, поэтому начнём теперь с переезда на Волочаевской улице
Ветка перед воротами завода
Ворота. Перед ними путь раздваивается. Левый проходит через всю территорию завода в сторону реки Яузы,
а правый сразу заканчивается в небольшом ангаре за воротами. Судя по всему там находилось заводское депо
На самом Кристалле эксплуатировались два небольших тепловоза ТГК2-7228 и ТГК2-1-8980. А на вывозе цистерн дальше по ветке работали тепловозы, принадлежавшие заводу Серп и молот, в основном различные ТГМ4.
Два кристалловских тепловоза в 2006 году. ©Артём Светлов
Интересно то, что депо за воротами завода очень маленькое, и на вид туда помещается не более одного такого тепловоза. В связи с этим можно предположить, что второй, "холодный" тепловоз, который со снегом на крыше, - стоял где-то на улице, возможно в тупике у Яузы.
Один из тепловозов "Серпа" перед воротами Кристалла - примерно 2008 год
©trolleway ©
train-photo.ru Вид от стрелки в сторону переезда на Волочаевской улице
Рельсы закатали в асфальт пешеходной дорожки ещё в 2013 году
Подъездные пути завода начали отмирать несколько раньше. Всё реже появлялись там тепловозы. Свидетельство о последнем движении у ворот Кристалла относится где-то к 2010 году. А в мае 2013 года с производственных линий на Кристалле в Лефортове сошли последние бутылки водки, и завод в Москве был окончательно остановлен.
Теперь территория завода:
Вид к воротам изнутри - основной подъездной путь
Чуть дальше. Депо находится слева за этим двухэтажным зданием. К сожалению, съёмка прошла второпях, и я не осмотрел второй путь
Вид основного пути от ворот к пакгаузам завода
Перспектива всех путей до тупика. Подъездной путь устроен здесь в виде разъезда, видимо была необходима постоянная маневровая работа
Вид к воротам. Из-за двухэтажного домика с ёлкой виднеется бардовый ангар депо
Тут важный момент и мы обратимся к карте. На этой площади с переездом была основная развилка всего куста заводских путей.
Карта 1968 года. По ней в частности видно, что раньше путей на территории завода было значительно больше:
часть их уходила налево от главной ветки - в сторону, где теперь стоят современные ангары складов,
а другая - направо, в сторону Самокатной улицы - это самые старые пути и существовали они ещё до постройки завода.
Также один из таможенных путей тянулся вдоль Волочаевской улицы в её конец. Там до сих пор сохранилось старинное здание таможни (дом 40, корпус 2)
Проезд к главным корпусам от переезда у ж/д ворот.
Именно сюда уходили исторические пути таможенных складов
Справа здание бывшего пакгауза. Это сохранившийся с восточной стороны завода корпус таможенных складов XIX века.
Здесь к нему и подходил путь
Вид этого же корпуса со стороны жилых кварталов. В кадре храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста
А теперь идём вглубь завода по существующей ветке. Это вид обратно к воротам
Ветка проходит мимо основного комплекса завода, состоящего из нескольких исторических корпусов, в которых находились:
контора, моечное отделение, отделение розлива, фильтры, отделение ректификации, напорная башня, котельная, электростанция и др.
Стрелка для дополнительных маневровых возможностей. Слева видно гофрометаллическое здание склада на том месте, где раньше проходили пути
Вид обратно
Средний из трёх заводских переездов через пути
Склады и наливная станция у спиртоприёмника
Спиртоналивная станция
Вид обратно
Перспектива путей обратно
...
Разъезд заканчивается коротким тупиком у спиртохранилища
...
Спиртохранилище
...
Так выглядит тупик. Дальше, прямо за забором, спуск к реке Яузе и Сыромятническому гидроузлу
И немного видов исторических корпусов завода:
...
...
...
Слева здание котельной и электростанции
Котельная и главный корпус
...
Советские фантазии на тему спирта
В заключение хочу предложить вниманию облётное видео, которое подробно и красиво показывает всю территорию завода:
Click to view