sd3

Путевое развитие завода Кристалл

Mar 17, 2015 18:41

Побывал я на мероприятии грустном как сама жизнь. Именно так, потому что многие в этом не видят никакой грусти, а только начало новой жизни. Я говорю об остановившем своё производство историческом заводе Кристалл, который в ближайшие годы превратится в престижное жильё и офисные лофты. Такова чугунная тенденция современной московской жизни. Попал я на экскурсию вместе с молодыми и жадными до применения своих знаний и талантов дизайнерами. Судя по предварительным эскизам, из Кристалла хотят сделать что-то пышное и урбанистическое, но с сохранением исторических корпусов завода, что конечно радует. Даже, слышал, может быть оставят кусок железнодорожного пути для антуража.

Чтобы попасть на завод, я воспользовался любезным приглашением evge_chesnokov. Выражаю благодарность за организацию мероприятия ему и сообществу mosblog.

Ну вот, а побывав на заводе, я могу продолжить тему Таможенной ветви, о которой писал уже ( тут и тут) и буду писать ещё.

Таможенная ветвь когда-то начиналась от Поста 5 км на Нижегородском ходу (это между платформами Серп и молот и Карачарово - место, увековеченное в названии главы бессмертной поэмы). В 2008 году в связи со строительством третьего главного пути Пост 5 км был уничтожен, а ветку замкнули с соединительной на станцию Андроновка Московской Окружной уже без примыкания к Нижегородскому ходу.

Я уже писал, что эту ветку по праву можно назвать старейшей из московских товарных веток - она начала обозначаться на картах Москвы с конца 70-х годов XIX века. Тогда она являлась тупиковым отростком от длинной соединительной ветви между Нижегородским и Петербуржским вокзалами (соединительная ветвь обходила стороной железнодорожные ремонтные мастерские - теперь станция Москва Товарная Курская) и вела к таможенным складам на высоком берегу Яузы, обозначавшимся на картах в те времена как Товарная станция Северного Общества. Позднее решено было устроить на этом месте винные склады. Открытие и освящение Казённого винного склада №1 состоялось 24 июня 1901. С этого момента берёт своё начало история завода Кристалл.

А соединительная ветвь впоследствии потеряла своё изначальное значение, обросла заводами, разомкнулась и полностью утонула в промзоне, став длинной и тупиковой. Сейчас на ней существует две станции: одна ближе к Нижегородской магистрали, вторая - у шоссе Энтузиастов, она называется Северный пост и в своё время обслуживала большую промзону во главе с прекратившим производство несколько раньше Кристалла металлургическим комбинатом Серп и молот. Проходя через Серп и молот, ветка пересекала Золоторожский вал, питала 101-й Центральный автомобильный ремонтный завод (а до войны - склады), там же овощебазу, а со стороны старинного Трамвайного ремонтного завода склады, потом переходила Волочаевскую улицу и попадала собственно на завод Кристалл.







Фотографии отрезка от Кристалла до Серпа я выкладывал год с небольшим назад, поэтому начнём теперь с переезда на Волочаевской улице



Ветка перед воротами завода



Ворота. Перед ними путь раздваивается. Левый проходит через всю территорию завода в сторону реки Яузы,
а правый сразу заканчивается в небольшом ангаре за воротами. Судя по всему там находилось заводское депо

На самом Кристалле эксплуатировались два небольших тепловоза ТГК2-7228 и ТГК2-1-8980. А на вывозе цистерн дальше по ветке работали тепловозы, принадлежавшие заводу Серп и молот, в основном различные ТГМ4.



Два кристалловских тепловоза в 2006 году. ©Артём Светлов

Интересно то, что депо за воротами завода очень маленькое, и на вид туда помещается не более одного такого тепловоза. В связи с этим можно предположить, что второй, "холодный" тепловоз, который со снегом на крыше, - стоял где-то на улице, возможно в тупике у Яузы.



Один из тепловозов "Серпа" перед воротами Кристалла - примерно 2008 год
©trolleway ©train-photo.ru



Вид от стрелки в сторону переезда на Волочаевской улице



Рельсы закатали в асфальт пешеходной дорожки ещё в 2013 году

Подъездные пути завода начали отмирать несколько раньше. Всё реже появлялись там тепловозы. Свидетельство о последнем движении у ворот Кристалла относится где-то к 2010 году. А в мае 2013 года с производственных линий на Кристалле в Лефортове сошли последние бутылки водки, и завод в Москве был окончательно остановлен.

Теперь территория завода:



Вид к воротам изнутри - основной подъездной путь



Чуть дальше. Депо находится слева за этим двухэтажным зданием. К сожалению, съёмка прошла второпях, и я не осмотрел второй путь



Вид основного пути от ворот к пакгаузам завода



Перспектива всех путей до тупика. Подъездной путь устроен здесь в виде разъезда, видимо была необходима постоянная маневровая работа



Вид к воротам. Из-за двухэтажного домика с ёлкой виднеется бардовый ангар депо

Тут важный момент и мы обратимся к карте. На этой площади с переездом была основная развилка всего куста заводских путей.



Карта 1968 года. По ней в частности видно, что раньше путей на территории завода было значительно больше:
часть их уходила налево от главной ветки - в сторону, где теперь стоят современные ангары складов,
а другая - направо, в сторону Самокатной улицы - это самые старые пути и существовали они ещё до постройки завода.
Также один из таможенных путей тянулся вдоль Волочаевской улицы в её конец. Там до сих пор сохранилось старинное здание таможни (дом 40, корпус 2)



Проезд к главным корпусам от переезда у ж/д ворот.
Именно сюда уходили исторические пути таможенных складов



Справа здание бывшего пакгауза. Это сохранившийся с восточной стороны завода корпус таможенных складов XIX века.
Здесь к нему и подходил путь



Вид этого же корпуса со стороны жилых кварталов. В кадре храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста



А теперь идём вглубь завода по существующей ветке. Это вид обратно к воротам



Ветка проходит мимо основного комплекса завода, состоящего из нескольких исторических корпусов, в которых находились:
контора, моечное отделение, отделение розлива, фильтры, отделение ректификации, напорная башня, котельная, электростанция и др.



Стрелка для дополнительных маневровых возможностей. Слева видно гофрометаллическое здание склада на том месте, где раньше проходили пути



Вид обратно



Средний из трёх заводских переездов через пути



Склады и наливная станция у спиртоприёмника



Спиртоналивная станция



Вид обратно



Перспектива путей обратно



...



Разъезд заканчивается коротким тупиком у спиртохранилища



...



Спиртохранилище



...



Так выглядит тупик. Дальше, прямо за забором, спуск к реке Яузе и Сыромятническому гидроузлу

И немного видов исторических корпусов завода:



...



...



...



Слева здание котельной и электростанции



Котельная и главный корпус



...



Советские фантазии на тему спирта



В заключение хочу предложить вниманию облётное видео, которое подробно и красиво показывает всю территорию завода:

image Click to view



ж/д краеведение, Ж/Д

Previous post Next post
Up