Одна книга («Она утонула») написана человеком со стороны, который никак не связан корпоративной этикой и армейскими уставными отношениями, но по долгу службы обязан был изучить материалы расследований. Это адвокат Кузнецов Борис Аврамович, который представляет интересы 50 семей подводников, чьи дети и мужья погибли на «Курске». Интервью с ним смотреть здесь:
https://www.facebook.com/Svobodanaroda/videos/vb.314941655354585/547120538803361/?type=2&theater Книгу «Она утонула» читать или скачать здесь:
http://readli.net/ona-utonula-pravda-o-kurske-kotoruyu-skryivayut-putin-i-ustinov-lt-br-gt-izdanie-vtoroe-pererabotannoe-i-dopolnennoe/ Вторая книга («В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск») написана вице-адмиралом Валерием Дмитриевичем Рязанцевым, который во время катастрофы АПЛ «Курск» являлся заместителем Начальника Главного Штаба ВМФ России по боевой подготовке, и затем входил в состав Правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы АПЛ «Курск».
Читать и скачать книгу здесь:
https://www.litres.ru/valeriy-ryazancev/v-kilvaternom-strou-za-smertu/ Наиболее важную, на мой взгляд, информацию я разложил несколько по-иному, чем в этих книгах и в других публикациях. Для меня «пазлы сошлись» и причинно-следственные связи проявились. Вопрос: «Как можно было потерять такую субмарину и столько людей?» для себя я закрыл.
Если читателю интересно ознакомиться с тем, что у меня получилось - делюсь. Хотелось написать покороче, но не смог - выпадает важное. В изложении материала я придерживался следующих принципов:
- Никаких собственных оценок, выводов, эмоциональных комментариев.
- Информация подается кратко. Подробности в первоисточниках.
- Плохая картинка всегда лучше хорошего описания.
Подводная лодка
К-141 «Курск»
Источник фото:
https://img-fotki.yandex.ru/get/6604/137106206.d0/0_8d9dc_25c37338_orig.jpg К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер (апрк) проекта 949А «Антей» был заложен на верфях Северодвинска в 1990 году. Разработчики этого проекта - главные конструкторы ЦКБ «Рубин» П. П. Пустынцев и И. Л. Баранов. Время закладки и строительства атомной подводной лодки К-141 совпало с перестроечными процессами, распадом Союза, шоковыми реформами, развалом экономики, военно-промышленного комплекса, армии и флота советского государства. Постройка этой подводной лодки затянулась. Она строилась более четырех лет. Корабелы спустили К-141 на воду 14 мая 1994 года.
Источник рисунка: :
https://defendingrussia.ru/enc/apl_kr/podvodnyje_lodki_projekta_949a_antej-1949/ Источник рисунка:
https://yandex.ru/images/search?cbir_id=223833%2FNUhhnYjFSDPc_haGXRqb3Q&url=&img_url=https%3A%2F%2Fsites.google.com%2Fsite%2Ftajnygibelikurska%2F_%2Frsrc%2F1350665240365%2Fhome%2Fbunt-v-8-m otseke%2F%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B7%2520%25D0%259A%25D1%2583%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0.JPG&pos=0&rpt=imagelike Первый отсек - носовой или торпедный. Именно здесь произошли взрывы, погубившие лодку. Отсек состоит из трех палуб. Боевой запас хранится на стеллажах, а торпеды подаются в торпедные аппараты с помощью специального механизма. Здесь же под специальными настилами находятся аккумуляторные батареи. В первом отсеке обычно служат пять членов экипажа.
Второй отсек. Здесь расположен центральный пульт управления субмариной с пультами гидроакустических систем, регуляторами микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа. Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары. В ограждении рубки установлена всплывающая спасательная камера, вмещающая весь экипаж подводной лодки.
Третий отсек - радиоэлектронный. Здесь находятся системы обеспечивающие связь, получение целеуказаний и ввод данных в корабельную боевую информационно-управляющую систему.
Четвертый отсек - жилой. Здесь, кроме жилых помещений, расположены сауна, спортзал, душевые и общее помещение для совместного отдыха, камбуз.
Пятый отсек. Здесь находится дизель-генератор, электролизная установка для регенерации воздуха, компрессоры высокого давления, щит берегового питания, запасы дизтоплива и масла.
5-бис - отсек для деконтаминации членов экипажа, которые работали в отсеке с реакторами. Речь идет об удалении радиоактивных веществ с поверхностей и снижении уровня загрязнения радиоактивными веществами.
Шестой - реакторный отсек, где находятся два ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт. Прочные переборки этого отсека остановили распространение взрывной волны при аварии. Все, кто находился в отсеках с 1-ого по 6-й погибли от двух взрывов: торпеды и сдетонировавшего боезапаса.
Седьмой отсек - турбинный. Здесь расположены главный распределительный щит; электростанции; пульт аварийного управления главной энергетической установкой; и устройства, обеспечивающие движение подводной лодки.
Восьмой отсек тоже называют турбинным. Здесь расположены турбины двигательной установки АПЛ; турбогенератор, обеспечивающий лодку электроэнергией, и водоопреснительные установки.
Девятый отсек - это небольшой отсек-убежище, имеющий аварийный люк. В этом отсеке можно выжить членам экипажа в случае катастрофы. Здесь есть шесть надувных плотов (каждый рассчитан на 20 человек), 120 противогазов и спасательные комплекты для индивидуального всплытия. Кроме этого, в отсеке расположены: гидравлика рулевой системы; компрессор воздуха высокого давления; станция управления электродвигателями; токарный станок; боевой пост резервного управления рулями; душевая и запас продуктов на шесть дней. Именно здесь собрались из 7, 8 и 9 отсеков 23 оставшихся в живых подводников. В создавшихся условиях это было единственное место на аварийной подлодке откуда был шанс спастись или дождаться помощи.
Ниже на фотографии хорошо видно красно-белую полусферу аварийно-сигнального буя и ближе к вертикальному стабилизатору - диск аварийного люка над девятым отсеком. Высоко торчащий стабилизатор лодки при спасательной операции на апрк «Курск» мешал маневрам спасательных аппаратов над люком.
Источник фото:
https://topwar.ru/19696-atomnye-podvodnye-lodki-s-krylatymi-raketami-proekt-949-granit-oscar-i-class.html Аварийно-сигнальный буй (АСБ) предназначен для обозначения места затонувшей АПЛ в море, передачи в автоматическом режиме сигнала об аварии АПЛ, а так же для обеспечения двусторонней связи между спасателями и подводниками затонувшей АПЛ, которые находятся в отсеке-убежище. После катастрофы «Курска» АСБ не всплыл на поверхность.
На следующих фотографиях (из съемок норвежских водолазов) изображено состояние крышки аварийного люка. Серое кольцо - это зеркально отполированная комингс-площадка из нержавеющей стали для посадки спасательных средств, к которой они присасываются эластичной резиновой манжетой.
Скриншоты с фильмов:
https://www.youtube.com/watch?v=z3IvtMpvKUk и
https://www.youtube.com/watch?v=c93EUzwcLzU Норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в спасательной операции, об аварийной лодке сказал следующее: «Положение АПЛ полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой»